Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Кем является пророк согласно иудаизму, а также каким образом человек может удостоиться этого звания.

Глава 7

Алеф

Из основ религии - знать, что Вс-вышний дает пророческий дар людям; и пророчество снисходит только на мудреца, великого в мудрости, сильного в чувствах, чье дурное начало не побеждает его ни в чем, но он побеждает своей мудростью свое дурное начало постоянно, знание его широко и очень прочно.

Бейс

Человек, который наполнен всеми этими качествами, целен в теле своем, когда войдет в Пардес (четыре части Торы — пшат, ремез, друш, сод), и будет тянуться за теми большими и далекими вопросами, и будет у него верная мудрость понять и постичь их, и он освящает себя и отдаляется от всего народа, идущего во тьме времени, и идет и побуждает себя и приучает душу свою, чтобы не было у него совершенно мысли ни об одном из пустых дел, и не о пустых временных делах и ухищрениях, но его мысль всегда свободна и обращена к Вс-вышнему, привязана к Престолу Славы, чобы постичь эти святые чистые образы, и вглядывается во всю мудрость Вс-вышнего, от самых первых творений до средины земли, и постигает из них мудрость Его — сразу Святой дух приходит на него.

Гимел

И когда придет на него Святой дух, станет сладко душе его от достоинства высших ангелов, называемых Ишим, и перевернется и станет другим человеком, и поймет своим разумом, что он не такой, как был, но что возвыслися над остальными мудрецами, как сказано про Шаула: «И ты будешь пророчествовать с ними, и ты превратишься, в другого человека» (Шмуэль 1 10, 6)

Далет

Пророки отличаются друг от друга по высоте своего пророчества, так же как в мудрости, один мудрец мудрее другого, так же и в пророчестве, есть один пророк, который выше другого пророка. И все они все они видят видение пророчества только во сне ночью, или днем, после того как падет на них дремота, как сказано «в видении стану известен ему, во сне буду говорить с ним» (Бемидбар, 12, 6)

Гей

И когда все они пророчествуют, члены их тела дрожат, и тело слабеет, и внутренности их переворачиваются, и их разум становится свободным, чтобы понять, что он увидит, как сказано про Авраама, «И вот страх, тьма великая, нападает на него» (Берейшис, 15, 12) И как сказано про Даниеля «И я лишился сил, исказилось лицо мое, и обессилел я» (Перевод — Мосад рав Кук)

Вов

То, что сообщают пророку в видении пророчества, сообщают ему с помощью примера (притчи), и сразу же запечатлеется в его сердце объяснение этой притчи в пророческом видении, и будет знать, о чем оно: как лестница, которую видел Яаков, отец наш, и ангелы поднимаются и опустаются по ней, и это была аллегория о царствах, и о том, что пройдут они, и как звери, которых видел Йехезкель, и кипящий котел, и палка фисташкового дерева, которую видел Йермиягу, и свиток, который видел Йехезкель, и мера (объема), которую видел Захария.

Заин

И таки же остальные пророки: есть такие, которые говорят пример и его объяснение, как эти, и есть, которые говорят только объяснение. А иногда говорят только пример без объяснения, как некоторые пророчества Йехезкеля и Захарии, и все они примером и загадкой пророчествуют.

Хес

Все пророки — не пророчествуют в любое время, когда они захотят, но направляют свою мысль, и находятся в радости и веселии сердца, и уединяются; ибо пророчество не приходит ни в грусти, и ни в лени, но только в радости. Поэтому дети пророков - перед ними наваль, и тоф, и халиль, и кинор (музыкальные инструменты), и они ищут пророчества, и это то, что сказано «вэгэма митнабъим» (Шмуэль 1 10, 5) — т.е. идут по дороге пророчества, пока не придет к ним оно, как говорят на Святом языке «такой-то митгадель»

Тес

Те, которые ищут пророчества, называются Бней Невиим (Дети пророков). И несмотря на то, что направляют свою мысль, возможно, что придет на них Шхина, а возможно, что нет.

Йуд

Все, что мы сказали, — это путь пророчества для всех пророков, первых и последних, — кроме Мойше, нашего учителя и учителя всех пророков. И какое различие есть между пророчеством Мойше и всеми остальными пророками? Все остальные пророки пророчествовали во сне или в видении; а Мойше рабейну — наяву, как сказано в Писании «И когда вошел Мойше в Огел Моэд, говорить с ним, и услышал голос» (Бемидбар, 7, 89)

Йуд Алеф

Все пророки пророчествуют через посрредство ангела, поэтому они видят то, что они видят, в виде примера и загадки. Мойше Рабейну — не через ангела, как сказано «Уста к устам Я говорю с ним» (Бемидбар, 12, 8), и сказано «И говорил Вс-вышний к Мойше лицом к лицу» (Шмойс 33, 11), и сказано «И видение Вс-вышнего увидит» (Бемидбар 12, 8); т.е. что нет там примера, но видит это как оно есть, без загадки и примера, и это то, что Тора свидетельствует о нем: «видение, а не загадки» (там), что он не пророчествует загадкой, но видением, что видит свое видение ясно.

Йуд бейс

Все пророки пугаются, и нападает на них страх, и лишаются сил. А Мойше Рабейну не так. Это то, что говорит Писание: «Как говорит человек со своим товарищем» (Шмойс 33, 11): так же, как человек не пугается, когда он слушает слова своего товарища, так же была сила в разуме Мойше Рабейну понять слова пророчества, оставаясь на своем месте цельно.

Йуд Гимел

Все пророки не пророчествуют во всякое время, когда они захотят. Мойше Рабейну не так: он пророчествовал во всякое время, что хотел, Святой дух одевает его, и пророчество приходит на него, и он не должен направлять свою мысль и искать его, ибо он стоит изначально готовый, как ангелы служения. Поэтому пророчествует во всякое время, когда захочет, как сказано «Стойте, и я буду слушать, что прикажет Вс-вышний вам» (Бемидбар 9, 8)

Йуд Далет

И это пообещал ему Вс-вышний, как сказано, «Иди, скажи им: возвращайтесь в ваши шатры. А ты здесь стой со мной» (Дворим 5, 26—27). Отсюда ты учишь, что все пророки, когда уходит с них пророчество, возвращаются в свои шатры, это значит удовлетворяют все потребности тела, как остальной народ; поэтому они не отделяются от своих жен. А Мойше Рабейну не вернулся к своему первому шатру, поэтому отделился от жены навсегда и от всего подобного, и привязалась его мысль к Творцу миров, и не уходило сияние от него вовеки, и светилась кожа лица его, и освятился как ангелы.

Тес Вов

Возможно, что будет пророчество  только для самого пророка, чтобы расширить его сердце и добавить его знание, чтобы узнал то, что он не знал, из этих великих дел. И возможно, что будет послан народу из народов земли, или к людям города или страны, вразумить их и научить, что они долджны делать, или отвратить их от их дурных дел, и когда посылают его, дают ему знамение или чудо, чтобы узнал народ, что Вс-вышний действительно послал его.

Тес Заин

И не каждому, кто делает знамение и чудо, мы верим, что он пророк, но человек, о котором мы знали изначально, что он достоин пророчества своей мудростью и своими делами, что возвысился в них над всем своим поколением (ал кол бней гило), и шел по дороге пророчества в святости и отделенности, и после этого пришел и сделал знамение и чудо, и сказал, что Вс-вышний послал его, — мицва слушать его, как сказано: «Его будете слушать» (Дворим 18, 15).

Йуд Заин

И возможно, что сделает знамение и чудо, а он — не пророк, и это знамение имеет скрытый смысл; и, тем не менее, мицва слушать его, поскольку это великий человек и мудрец, и достоин пророчества, полагаются на его хазоко — что так нам было приказано: так же, как приказано выносить приговор в соответствии с показаниями двух кошерных свидетелей, несмотря на то, что, возможно, они лжесвидетели, поскольку у нас они считаются кошерными, мы полагаемся на их кошерность. И о таких делах и подобных им сказано: «Скрытое — Вс-вышнему Б-гу нашему, а открытое — нам и нашим детям» (Дворим 29, 28), и сказано: «ибо человек увидит видное глазами, а Вс-вышний видит сердце» (Шмуэль 1 16, 7)

Глава 8

Алеф

Мойше Рабейну — не поверили в него Исроэль из-за знамений, что он сделал; ибо тот, кто верит из-за знамений, имеет в своем сердце недостаток, ибо возможно сделать знамение с помощью волшебства. Но все знамения, что совершил в пустыне, он совершил по необходимости — не для того, чтобы привести доказательство пророчеству. Нужно было утопить египтян — рассек море и утопил их в нем. Нужна была нам пища — спустил нам ман. Мучала жажда — рассек им камень. Восстали против него община Кораха — поглотила их земля. И так — все остальные чудеса.

Бейс

И когда поверили в него? — когда стояли на горе Синай; нашими глазами видели, и никто иной, и нашими ушами слышали, и никто другой, огонь и голоса, и факелы, и он подошел к облаку, и голос обращался к нему, и мы слышали: «Мойше, Мойше, иди, скажи им так и так». И так он сказал: «лицом к лицу говорил Вс-вышний с вами» (Дворим 5, 4), и сказано: «не с нашими отцами заключил Вс-вышний этот союз» (Дворим 5. 3)

Гимел

И откуда известно, что то, что стояли на горе Синай, это доказательство его пророчества, что оно истинно и без всякого недостатка, — потому что сказано: «Вот Я прихожу к тебе в глубине облака, чтобы услышал народ, когда Я буду говорить с тобой, и также в тебя будут верить вовеки» (Шмойс 19, 9), следовательно, перед этим не поверили в него настолько, чтобы это было вовеки, но их вера имела еще сомнения.

Далет

Таким образом, те, к тому он был послан, - свидетели истинности его пророчества, и он не должен делать им знамения, ибо они и он вместе в этом, как два свидетеля, которые видели вместе одно и то же, и каждый из них свидетель для своего товарища, что он говорит истину, и не должен один из них приводить доказательство своему товарищу. Так Мойше Рабейну — весь Израиль свидетели ему после того, как стояли на горе Синай, и он не должен делать им знамения.

Гей

И это то, что сказал ему Вс-вышний в начале его пророчества, когда дал ему знамения, чтобы совершить их в Египте, и сказал ему «И будут слушать голос твой» (Шмойс 3, 18); ибо Мойше знал, что тот, кто верит из-за чудес, имеет в сердце сомнение, и он размышляет и думает, и поэтому не хотел идти, и сказал: «и если не поверят мне» (Шмойс 4, 1) — пока не сообщил ему Вс-вышний, что эти знамения нужны только пока они не выйдут из Египта, а когда они выйдут и станут на этой горе, уйдет сомнение в тебе, и Я дам тебе здесь знамение, чтобы узнали, что Я действительно послал тебя изначально, и не останется в их сердце сомнения. И об этом говорит Писание, «И вот тебе знамение, что Я послал тебя, когда ты выведешь народ из Египта, вы будете служить Вс-вышнему на этой горе» (Шмойс 3, 12).

Вов

Следовательно, каждому пророку, который встанет после Мойше Рабейну, мы не верим только из-за знамения, как будто если он сделает знамение, то мы будем слушать все, что он нам скажет; но из-за заповеди, что приказал нам Мойше в Торе, и сказал, что если он дает знамение, то «его слушайте» (Дворим 18, 15); так же как приказал нам вершить суд по показаниям двух свидетелей, и это несмотря на то, что мы не знаем, свидетельствуют ли они истинно или ложно, также мицва слушать этого пророка, если это знамение истинно, или если оно получено колдовством или заговором.

Заин

Поэтому, если появился пророк, и сделал большие чудеса и знамения, и хотел отрицать пророчество Мойше Рабейну — не слушают его, и мы знаем наверняка, что те знамения — заговором и колдовством сделаны, ибо пророчество Мошйе не основано на знамениях, чтобы сравнивать чудеса этого с чудесами Мойше, но своими глазами мы видели это, и своими ушами слышали, так же как он слышал.

Хес

На что это похоже — на свидетелей, которые говорят человеку, про то, что он видел своими глазами, что это не так, как он видел, — он не будет их слушать, но знает точно, что это лжесвидетели.

Тес

Поэтому сказала Тора, что если придет чудо и знамение, «не слушай слова того пророка» (Дворим 13, 4), ибо этот пришел к тебе со знаком и знамением, чтобы опровергнуть то, что ты видел своими глазами; и поскольку мы верим в чудо только потому, что Мойше приказал нам, как мы можем принять пророчество этого, который пришел опровергнуть пророчество Мойше, которое мы видели и слышали.

Глава 9

Алеф

Ясно и объяснено в Торе, что это миццва, которая стоит вовеки веков, нет у нее ни изменения, ни добавления, и ни прибавления, как сказано: «Все это слово, что я приказываю вам — храните, чтобы исполнять, не добавляй к нему и не убавляй от него» (Дворим 13, 1), и сказано: «И открытое — нам и нашим детям вовеки, исполнять все слова этой Торы» (Дворим 29, 28), следовательно, все слова Торы приказано нам исполнять вовеки, и так он говорит: «закон вечный в ваших поколениях» (Вайикро 3, 17 и еще 7 мест), и сказано: «не на небе она» (Дворим 30, 12), следовательно, пророк не имеет права обновить что-либо сейчас.

Бейс

Поэтому если появится человек, еврей или нееврей, и сделает знамение или чудо, и скажет, что Вс-вышний послал его, чтобы добавить мицву, или уменьшить мицву, или привести к мицве объяснение, которое мы не слышали от Мойше, или что скажет, что те мицвот, что приказаны Израилю, они не вовеки вечные, но временными были, — это лжепророк, ибо он пришел отвергнуть пророчество Мойше, и ему полагается смерть — удушение, за то, что умышленно говорил от имени Вс-вышнего то, что не приказал ему. Он, Благословенно имя Его, заповедал Мойше, что эта заповедь «нам и нашим сыновьям вовеки» (Дворим 29, 28), и «не человек Б-г, чтобы изменить свое мнение» (Бемидбар, 23, 19)

Гимел

Если так, то зачем сказано: «пророка поставлю им из среды братьев их, подобного тебе» (Дворим 18, 18) — не для того чтобы сделать (новую) религию он пришел, но для того, чтобы приказать исполнять слова Торы, и предупредить народ, чтобы не нарушали ее, как сказал последний из пророков: «Помните Тору Мойше, раба Моего» (Малахи 3, 22)

Далет

И так же если велел нам совершить разрешенные вещи, как например, идти куда-то или не идти, выходить на войну сегодня или не выходить, строить эту стену или не строить, — мицва слушать его, и нарушающий его слова — достоин смерти из рук Неба, как сказано: «И будет, человек, который не послушает Моих слов и будет говорить от Моего имени, — Я спрошу с него» (Дворим 18, 19)

Гей

И так же пророк, нарушивший собственные слова и скрывающий свое пророчество, достоин смерти из рук Небес, и про трех этих сказано: «Я спрошу с него» (Дворим 18, 19)

Вов

И также, если скажет нам пророк, о котором известно нам, что он пророк, нарушить на время одну из заповедей, сказанных в Торе, или много заповедей, легких или строгих, — мицва слушать его. И так мы учили от первых мудрецов, из шмуа (т.е. ученик от учителя из поколения в поколение): во всем, что скажет тебе пророк, нарушь слова Торы, как Элиягу на горе Кармель — слушай его, кроме идолопоклонства. И это — при условии, что это будет временно, — как Элиягу на горе Кармель, когда он принес жертву вне Храма, а Иерусалим уже был избран, следовательно, приносящему жертвы вне его полагается карет. И из-за того, что он пророк, мицва слушать его; и также про это сказано «его будете слушать» (Дворим 18, 15)

Заин

И если бы спросили Элиягу, следует ли из этого, что нужно отменить то, что записано в Торе: «чтобы ты не приносил свои жертвы всюду, где ты пожелаешь» (Дворим 12, 13) — он бы ответил — нет, но приносящему вне (Храма) всегда полагается карет, как приказал Мойше, но сегодня я принесу жертву по слову Вс-вышнего, чтобы разоблачить пророков Баала.

Хес

И подобно этому, если приказали все пророки нарушить временно, мицва слушать их; а если сказали, что это отменяется навечно — их следует казнить удушением, ибо Тора сказала: «Нам и нашим сыновьям вовеки» (Дворим 29, 28), и так же если отменил одно из установлений, которые мы учили из устной традиции, или сказал в законе из законов Торы, что Вс-вышний приказал ему, что закон будет таков, что галаха идет по такому-то мнению, — это лжепророк, и он должен быть удушен, даже если показал знамение; ибо он пришел отвергнуть Тору, про которую сказано «не на небе она» (Дворим 30, 12), но временно — слушают его во всем.

Тес

О чем идет речь — об остальных заповедях. Но если он склоняет к идолопоклонству — не слушают его, и даже временно, и даже если совершил большие чудеса и знанмения, и сказал, что Вс-вышний приказал ему, чтобы ты служил идолам только сегодня, или только сейчас, — этот говорит дурное на Вс-вышнего, и на это Писание говорит: «И придет знамение и чудо … не слушай слова этого пророка, ибо говорил дурное про Вс-вышнего, Б-га вашего» (Дворим 13, 3—6), ибо он пришел отвергнуть пророчество Мойше. Поэтому мы будем знать точно, что это лжепророк, и все, что он сделал — заговором и колдовством сделал, и будет удушен.

Глава 10

Галаха Алеф

Каждый пророк, что придет к нам, и скажет, что Вс-вышний послал его, не должен совершать чудо, как одно из чудес, что сделал Мойше Рабейну, или знамения Элиягу или Элиши,в которых есть изменение законов мироздания, но его знак — что предскажет события, которые произойдут в мире, и будут истинны его слова, как сказано: «И если скажешь в сердце твроем, как мы будем знать это дело» (Дворим 18, 21), поэтому, когда придет человек, достойный пророчества в служении Вс-вышнему, и не придет добавить или убавить, но только служить Вс-вышнему в заповедях Торы — не говрят ему, рассеки нам море, или оживи мертвого, и т.п., и потом поверим тебе. Но говорят ему — если пророк ты, то скажи нам будущее, и он говорит, и мы ждем, исполнятся ли его слова; если не исполнятся, и даже в самой маленькой детали, — известно, что это лжепророк. И если исполнились все его слова — будет в наших глазах верен.

Галаха Бейс

И проверяют его много раз. Если окаываются все его слова верны, то это истинный пророк, как сказано про Шмуэля: «И узнал весь Израиль, от Дана до Беер Шевы, что Шмуэль истинный пророк Вс-вышнего» (Шмуэль 1 3, 20)

Галаха Гимел

Но ведь меойненим и койсмим говорят, что будет в будущем, и в чем различие между пророком и между ними? Но — меойненим и койсмим и подобные им — часть их слов исполняется, а часть не исполняется, подобно тому, как сказано: (Йешайа, 47, 13) «пусть же предстанут и спасут тебя наблюдатели небес, созерцатели звезд, предвещающие по месяцам из того, что произойдет с тобой», «из того», но не «все то». И возможно, что не исполнится из их слов ничего, но ошибутся во всем, подобно тому, как сказано: (Там же, 44, 25) «(Который) расстраивает знамения обманщиков и обнаруживает безумие чародеев». Но пророк — все его слова исполняются, как сказано: «что не падет на землю ничто из слов Г-сподних» (Млахим 2 10, 10). И так он говорит: «Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает (его как) сон, а тот, в ком слово Мое, пусть говорит истину слова Моего. Что общего у мякины с чистым зерном? — сказал Г-сподь» (Йирмиягу 23, 28). Т.е., что слова койсмим и сны — это как мякина, в которую замешалось немного зерна; а слово Вс-вышнего — это как чистое зерно, в котором нет мякины совершенно. И в этом Писание обещает и говорит: что те слова, которые сообщают меойненим и койсмим народам, оказываются ложными, а пророк сообщит вам слова истины, и вы не нуждаетесь в меойнен и койсем и т.д., как сказано: «Да не найдется среди тебя проводящий сына своего и дочь свою в огне…ибо народы эти…» И сказал: «пророка из среды твоей, из братьев твоих…» (Дварим 18 14—15). Отсюда ты учишь, что не встает пророк для нас, но только для того, чтобы сообщить нам вещи, которые произойдут в мире: о сытости и голоде, войне и мире, и подобное этому. И даже потребности одного человека сообщает: как Шаул, когда случилась у него пропажа, и пошел к пророку, чтобы тот сообщил ему, где она находится, и подобное этим вещам, - это то, что скажет пророк; а не так, чтобы сделать новую религию, или добавить заповедь или убавить.

Галаха далет

Слова наказания, которые говорит пророк, как, например, если скажет: «такой-то умрет», или «такой-то год — год голода или войны» или подобные этим словам — если не исполнились его слова — это не опровергает его пророчество, и не говорят: вот он говорил, — и не пришло! Ибо Вс-вышний долготерпелив и милосерден, и передумывает привести зло, и может быть, они сделали тшуву и простилось им, как жители Нинве, или дал им отсрочку, как Хизкиягу[1]. Однако, если обещал сделать добро, и сказал, что будет так и так, и не пришло то добро, о котором он сказал, — известно, что это лжепророк, ибо все доброе, что постановит Вс-вышний, даже с условием, не отменяется. (И мы не находим, чтобы отменил свои слова о добром, но только в разрушении Первого Храма, когда обещал праведникам, что не умрут вместе со злодеями, и взял свои слова назад. И это объясняется в масехес Шабат). Отсюда ты учишь, что только в добрых словах  проверяется пророк. Это то, что Йимиягу сказал в своем ответе Ханании Бен Азуру. Когда Йирмиягу пророчествовал о наказании, а Ханания — о добре, сказал он Ханании — если мои слова не исполнятся — нет в этом доказательства, что я — лжепророк; но — если не исполнятся твои слова — известно будет, что ты — лжепророк. Как сказано: «Однако выслушай слово это, которое скажу я в слух твой и в слух всего народа… Пророка же, что пророчествует о мире, (лишь) по исполнении пророческого слова его узнают (как) пророка, которого воистину послал Г-сподь. (Йирмиягу 28, 7—9)

Галаха гей

Пророк, о котором свидетельствовал другой пророк, что он пророк, — у него есть хазака[2], что он пророк, и этот второй не нуждается в проверке. Ибо Мойше рабейну свидетельствовал про Йегошуа, и поверили в него весь Исроэл, раньше, чем он сделал чудо. И также в поколениях: пророк, чье пророчество стало известно, и исполнялись слова его раз за разом; или о нем свидетельствовал пророк, и он шел дорогами пророчества, — запрещено сомневаться в нем и сомневаться в истинности его пророчества; и запрещено испытывать его сверх меры, и не будем мы идти и испытывать вечно, как сказано: “не испытывайте Вс-вышнего Б-га вашего, как вы испытывали его в Масо” (Дварим 6, 16), когда сказали: “Есть ли Вс-вышний среди нас или нет” (Шмойс 17, 7). Но, поскольку известно, что он пророк, пусть верят в него и знают, что Вс-вышний среди них, и не сомневаются в нем, как сказано: “И узнали, что пророк был среди них” (Йехезкель 2, 5)


[1] Что получил отсрочку и добавили ему пятнадцать лет, после того, как сказал ему пророк “Иди к дому твоему, ибо умрешь ты и не будешь жить” (Йешайа, 38)

[2] уверенность

Читайте обзор темы Что такое пророчество и кто такой пророк?


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.