Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История восточноевропейских ешив, которые впоследствии переехали в Америку и послужили фундаментом для создания религиозного еврейства.

Ешиву Эц Хаим основал в 1890 году в Слуцке (тогда еще литовском городе) знаменитый раввин этого города Яаков Давид Виловский. В 1897 году рав Носон Цви Финкель из Слободки послал четырнадцать лучших студентов и преподавателей в Слуцк, чтобы построить и укрепить ешиву, среди них и рава Исера Залцмана Мельцера.28 Когда рав Виловский в 1903 году уехал из Слуцка, чтобы перебраться в Америку, а потом в Израиль, его место главного раввина города и главы ешивы получил рав Мельцер. У него был замечательный характер, и его бескорыстная преданность ешиве сделала ее прекрасным учебным заведением.

Первая мировая война и большевистская революция нарушили еврейскую жизнь Слуцка, который оказался в Советской России. Ешиве пришлось покинуть город и перебраться в Клецк (Польша), где ее возглавил зять рава Мельцера — рав Аарон Котлер. А рава Мельцера коммунисты посадили в тюрьму, где его сильно мучили, но в 1923 году ему удалось пересечь польскую границу, и в Клецке он соединился с семьей и ешивой. Вскоре он уехал в Иерусалим, и главой ешивы остался рав Котлер. Перед войной в 1939 году там уже училось 260 студентов. В 1941 году раву Котлеру удалось уехать в Америку и открыть ешиву Клецка в Лейквуде под названием Бейт Мидраш Гавоа. Со временем она стала одной из самых больших и влиятельных ешив мира с ответвлениями в Иерусалиме, Мельбурне и многих местах в США.

27 1845—1914. Акроним Ридваз, автор одного из основных комментариев к Иерусалимскому Талмуду. Одно время он был главным раввином Чикаго, потом переселился в Цфат (Израиль), где похоронен. Он был блестящим борцом за аутентичный иудаизм Торы, его высоко ценили и с ним спорили.

28 1870-1953. Его карьера главы ешивы началась в Слободке (1894 1897) и закончилась в Иерусалиме, продолжаясь шестьдесят лет! Он был студентом Воложина, любимым учеником рава Хаима Соловейчика и родственником рава Моше Мордехая Эпштейна, рош ешивы Слободки. В 1925 году он переехал в Иерусалим и до самой смерти в 1954 году был главой ешивы Эц Хаим.

29 Родился в 1892 году, стал одним из ведущих студентов Слободки, а позднее Слуцка. Рав Котлер — один из выдающихся лидеров еврейства в период после второй мировой войны. Будучи гением в Талмуде и обладая даром предвидения, он основал в Лейквуде (НьюДжерси) ешиву, которая стала крупнейшей в Америке и повлияла на становление ешив по всему континенту, вызвав к изучению Торы уважение американского еврейства. Он основал и систему колелей для распространения Торы, которые состояли из десяти женатых студентов высокого уровня, поселялись в тех местах стране, где было очень мало соблюдающих людей, давали уроки и приближали работающее или учащееся население к Торе. А затем служили семенами, из которых могли вырасти местные ешивы. Рав Котлер способствовал созданию многих религиозных организаций: Агудат Исраэль (союз литовских и хасидских ортодоксальных раввинов), Тора Скулз для Израиля, Ваад Ацала и Тора Умесора. Его влияние на все сферы еврейской жизни в Америке было неизмеримо, сила его характера и интенсивность видения стали важнейшими факторами воестановления и перестройки ортодоксального еврейства после войны.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.