Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Праведник даже дурное начало использует для хорошего — для того, чтобы обрадовать свою жену, установить мир в своем доме и продолжить род.»Виленский Гаон. Комментарии на свиток Эстер
История восточноевропейских ешив, которые впоследствии переехали в Америку и послужили фундаментом для создания религиозного еврейства.

Ешиву Эц Хаим основал в 1890 году в Слуцке (тогда еще литовском городе) знаменитый раввин этого города Яаков Давид Виловский. В 1897 году рав Носон Цви Финкель из Слободки послал четырнадцать лучших студентов и преподавателей в Слуцк, чтобы построить и укрепить ешиву, среди них и рава Исера Залцмана Мельцера.28 Когда рав Виловский в 1903 году уехал из Слуцка, чтобы перебраться в Америку, а потом в Израиль, его место главного раввина города и главы ешивы получил рав Мельцер. У него был замечательный характер, и его бескорыстная преданность ешиве сделала ее прекрасным учебным заведением.

Первая мировая война и большевистская революция нарушили еврейскую жизнь Слуцка, который оказался в Советской России. Ешиве пришлось покинуть город и перебраться в Клецк (Польша), где ее возглавил зять рава Мельцера — рав Аарон Котлер. А рава Мельцера коммунисты посадили в тюрьму, где его сильно мучили, но в 1923 году ему удалось пересечь польскую границу, и в Клецке он соединился с семьей и ешивой. Вскоре он уехал в Иерусалим, и главой ешивы остался рав Котлер. Перед войной в 1939 году там уже училось 260 студентов. В 1941 году раву Котлеру удалось уехать в Америку и открыть ешиву Клецка в Лейквуде под названием Бейт Мидраш Гавоа. Со временем она стала одной из самых больших и влиятельных ешив мира с ответвлениями в Иерусалиме, Мельбурне и многих местах в США.

27 1845—1914. Акроним Ридваз, автор одного из основных комментариев к Иерусалимскому Талмуду. Одно время он был главным раввином Чикаго, потом переселился в Цфат (Израиль), где похоронен. Он был блестящим борцом за аутентичный иудаизм Торы, его высоко ценили и с ним спорили.

28 1870-1953. Его карьера главы ешивы началась в Слободке (1894 1897) и закончилась в Иерусалиме, продолжаясь шестьдесят лет! Он был студентом Воложина, любимым учеником рава Хаима Соловейчика и родственником рава Моше Мордехая Эпштейна, рош ешивы Слободки. В 1925 году он переехал в Иерусалим и до самой смерти в 1954 году был главой ешивы Эц Хаим.

29 Родился в 1892 году, стал одним из ведущих студентов Слободки, а позднее Слуцка. Рав Котлер — один из выдающихся лидеров еврейства в период после второй мировой войны. Будучи гением в Талмуде и обладая даром предвидения, он основал в Лейквуде (НьюДжерси) ешиву, которая стала крупнейшей в Америке и повлияла на становление ешив по всему континенту, вызвав к изучению Торы уважение американского еврейства. Он основал и систему колелей для распространения Торы, которые состояли из десяти женатых студентов высокого уровня, поселялись в тех местах стране, где было очень мало соблюдающих людей, давали уроки и приближали работающее или учащееся население к Торе. А затем служили семенами, из которых могли вырасти местные ешивы. Рав Котлер способствовал созданию многих религиозных организаций: Агудат Исраэль (союз литовских и хасидских ортодоксальных раввинов), Тора Скулз для Израиля, Ваад Ацала и Тора Умесора. Его влияние на все сферы еврейской жизни в Америке было неизмеримо, сила его характера и интенсивность видения стали важнейшими факторами воестановления и перестройки ортодоксального еврейства после войны.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.