Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рав Айзенштадт о ешиве Торат Хаим в Москве

 

Предлагаем вашему вниманию интервью с равом Александром Айзенштадтом, основателем и руководителем известной ешивы Торат Хаим, воспитавшей сотни и сотни русскоязычных бней Тора.

Рав А.Айзенштадт основатель иешивы 'Торат Хаим'Религиозная жизнь в Москве продолжалась всегда – в той или иной форме, конечно. И даже в самые темные советские времена там жили люди, подпольно соблюдавшие шаббат и кашрут, молившиеся в миньяне, учившие Тору. Сразу скажу, что до своего отъезда в Израиль в 1974 году я к этой традиционной жизни не имел никакого отношения. Я рос в обычной московской нерелигиозной семье и уехал из Москвы в 22 года. Я не был там 15 лет. За это время в столичной еврейской среде успели произойти большие перемены. Когда в начале 80-х закончилась большая алия, людей снова перестали выпускать из страны – начала формироваться некая среда, сообщество тех, кто все отчетливей осознавал свою принадлежность к евреям и еврейству. Как говорят сейчас – они себя «позиционировали» как евреи. Это были люди, не боявшиеся встречаться, несмотря на пристальное внимание к подобным собраниям со стороны КГБ. Они больше не думали о карьере и спокойствии. Они хотели уехать из Союза и ждали разрешения на выезд. И в какой-то момент эти люди встретились с теми самыми стариками, сохранившими Традицию и жившими в соответствии с ней. Значение этой встречи трудно переоценить. На мой взгляд, именно тогда в Советском Союзе и , в частности, в Москве и появилось движение баалей-тшува.

Когда я впервые после своей репатриации прилетел в Москву, я не застал практически никого из тех, о ком я Вам только что рассказал. Старики умерли, молодые получили возможность совершить, наконец, свою Алию и уехали в считаные месяцы. И вот в этот момент приезжаем из Израиля мы – с твердым убеждением, что в Москве необходимо наладить настоящую еврейскую жизнь: с соблюдением Заповедей и изучением Торы.

Нам серьезно повезло с самого начала. Нашим духовным наставником, человеком, поддержавшим нас, был рав Моше Соловейчик – человек из знаменитой раввинской династии, племянник Брискер Рова. Надо сказать, что рав Моше всегда славился самостоятельностью мнений и поступков. Он и в Цюрихе никогда не занимал какой-то официальной должности – он давал уроки Торы в разных синагогах. Идею создания ешивы в Москве он поддержал. Нам был очень важен его авторитет, на который полагались многие. Мы прилетели в Москву поздней осенью 1989-го, вдвоем с р. Ицхаком Зильбером זצ"ל . Я очень надеялся на него: он был очень энергичный человек, глубоко религиозный, хорошо говорил на идиш – он был готов вести все нужные переговоры насчет организации ешивы в Москве.Помимо нашей общей цели у него тогда была еще и очень важная своя: он очень хотел посетить могилу своего отца в Казани.

Поехать в Союз тогда, в 1989-м году, - это была штука непростая. Ехать можно было только по приглашению родственников. За 60 долларов в течение месяца делали советскую визу в одном из консульств. Таким образом мы и сделали визу р. Зильберу. Других 60-ти долларов у нас на тот момент просто не было. И началась наша совместная эпопея по добыче документов для меня. У меня есть родственники во Франции – и мы взяли билеты через Париж: понадеялись, что там сделать мне визу будет проще…

Мы с р. Ицхаком просидели в Париже месяц. Брат моей жены каждое утро вместе со мной отправлялся «по инстанциям» - добывать визу. Каюсь, мне приходилось как-то морочить р. Ицхаку голову – я очень боялся, что он улетит в Москву без меня.

В Париже мы так ничего и не добились – мы поехали на поезде в Цюрих. И там пришли к р. Моше Соловейчику.Он помог нам с деньгами. Каким-то образом мы разузнали, что якобы въездную визу в Советский Союз можно получить прямо в Шереметьево-2.

И вот Москва. Аэропорт. Я – без визы – пошел говорить с пограничниками. А р. Зильбер – с визой – сел на скамейку и стал читать Теиллим. У нас все почти получилось. Пришел дружелюбный пограничник и повел нас в обход всей очереди – на переговоры о визе. Часть книг, которые мы везли с собой, у нас, правда, изъяли. Сказали, что мы превысили положенную норму . И вот, когда мы уже почти поверили в удачу, к нам подошел хмурый пограничник в чине капитана и сообщил, что в визе мне отказано! И посоветовал, пока не поздно, поторопиться обратно, в самолет, возвращающийся в Цюрих. Надо было видеть лица стюардесс, которые сказали мне «До свидания» полтора часа назад! Р. Зильбер в итоге оказался в Москве, а я – полетел обратно в Цюрих… Визу я все-таки получил. Через Будапешт. И присоединился к р. Ицхаку спустя 3 дня. Мы пробыли в Москве неделю. Встречались с людьми. Говорили. Мы тогда вообще провели, мне кажется, много десятков разных встреч и переговоров – и в России, и в Европе, и в Израиле.

Убедить людей организовать что-нибудь серьезное в Москве было нелегко. Вы представляете, как относятся к России те, кто приобщился к Торе, к традиции и кто-то когда-то и сам жил в Союзе? Знаете, это отношение как к такому пациенту в состоянии клинической смерти: что ни делай – все впустую. «Так будет и с попытками вернуть в Москву идишкайт» – убеждали меня они.

Но у меня было другое мнение. За те 15 лет, что я к тому моменту прожил в Израиле, у меня был уже приличный опыт «кирувной» деятельности, работы с начинающими баалей-тшува. В ту нашу поездку в Москву мне удалось организовать несколько встреч с теми, кто интересовался еврейством, иудаизмом. Я провел несколько уроков – и люди пришли. И я понял, что в Москве может что-то получиться…

К концу 89-го года в Москве оставалось несколько интересующихся идишкайтом людей. Среди них настоящих, серьезных баалей-тшува – буквально пара человек. Настрой был такой: всё – в тайне, мы – подпольщики, у нас – такой тайный союз. У меня был совсем другой, израильский , подход: я был уверен, что говорить о Торе, о еврействе можно и нужно со всеми. Спорить, убеждать. В Москве мне советовали: «Ты не спеши, учи с людьми иврит и заодно – потихоньку так – как-то их к чему-то приобщай». Я так не хотел. Зачем – потихоньку и между делом? Зачем вуалировать главное? В Москве – такие же люди, как везде.

Здание иешивы 'Торат Хаим'Как только мы начали работать – у нас сразу появились серьезные ученики. Кирув – понимаете, это не культмассовое мероприятие. Важен каждый, кто пришел к тебе. После этой удачной поездки мы с р. Зильбером вернулись из Москвы в Цюрих и вновь встретились с р. Моше Соловейчиком. «Ну как?» - «Есть люди, которым это нужно и интересно.Можно работать». – «Сколько вам нужно для этого денег?». Мы назвали приблизительную сумму. Она была найдена, и мы начали работать.

Сначала были квартиры. Съемные квартиры, в которых мы организовывали уроки, проводили шаббаты. Там всегда была кошерная еда. Постепенно учеников становилось больше, собираться в квартирах было уже неудобно. Мы поняли, что нам нужно больше места. И ешива переехала в дом отдыха в поселке Валентиновка под Москвой. Мы переехали туда между Суккотом и Йом Кипуром 90-го года. Снимали там двухэтажный дом. Если честно, я тогда, по причине собственной неделовитости, упустил прекрасную возможность: на волне всеобщего раздрая и перемен в стране купить для ешивы собственное здание. Сейчас в это трудно поверить, но тогда за 10 тысяч долларов можно было купить практически любое помещение! Ну, а у нас был санаторный корпус. Спустя три года мы снова поменяли адрес: сейчас ешива располагается в санатории недалеко от знаменитой Малаховки.

Еще одной нашей проблемой было найти хороших преподавателей в Израиле. Нет, само собой, знающих, глубоких, готовых преподавать людей здесь много. Сложность была в другом: уговорить человека на две недели каждый месяц оставлять семью, учебу и прилетать в Москву. Жить в таком режиме согласится не каждый. Нам повезло: нашими единомышленниками с самого начала оказались очень достойные и незаурядные люди. Давид Крюгер, Яков Сокован ז"ל – это только самые первые. Потом к нам присоединились другие. Их много, боюсь начать перечисление, чтобы случайно не забыть и не обидеть кого-то.

Хаврута в иешиве 'Торат Хаим'Историй за это время было много. От антисемитских выходок мы, слава Б-гу, почти не страдали. Хотя нет… Был один случай, почти в самом начале. Это было еще в Валентиновке. Лейл шабат, лето. Мы – человек 20 - сидим рядом с ешивой на улице. Несмотря на то, что наш внешний вид – кипот, цицит – был достаточно экзотическим для Подмосковья – мы чувствовали себя более или менее спокойно. Дело в том, что в целях безопасности мы прибегли к распространенным тогда охранным услугам… местных бандитов. И вот перед нами неожиданно появляется один из них. Он был сильно нетрезв, в руках держал внушительных размеров дубину. Приблизившись к нам , он принялся этой дубиной размахивать и кричать : «Жиды! Погубили Россию!» Честно говоря, несколько минут мы сидели в полном замешательстве. Вдруг Яков Сокован решительно встал, подошел к бандиту, взял его за плечо: « Ну, что ты орешь?» – и увел его, причем «патриот» даже не пытался сопротивляться…

Всегда есть интересные ученики, интересные судьбы. Я Вам расскажу об одном из них – самом первом нашем ученике, Александре Гольдберге. Сейчас он живет в Израиле, в Кфар Хасидим. А тогда, в конце 80-х, это был типичный московский молодой интеллигентный парень. При этом – что менее типично – кандидат в мастера спорта по дзюдо. Его из института призвали в армию. А он невысокого роста плюс Гольдберг – ну , сами понимаете. Одним словом, он там чуть ли не ежедневно с кем-нибудь дрался! Интересно, что позднее он уверял нас, что свой первый шаг к иудаизму сделал именно во время очередной армейской драки! Он вдруг подумал, что мир и жизнь – такие сложные вещи – просто не могли быть созданы для всего этого! Для мордобоя, глупости, ненависти… Не для этого мир, всё на земле появилось и существует. После армии он вернулся в свой институт, пошел в Библиотеку иностранной литературы на Котельнической набережной. Взял Еврейскую энциклопедию и стал изучать. И обнаружил, что евреи – это не малая народность такая, а – религия, философия, история и т.д. Гольдберг стал узнавать- где обо всем этом можно узнать помимо энциклопедии. И кто-то в институте сказал ему, что есть некто Айзенштадт, который обучает желающих Мишне. «А что такое Мишна?» - спросил Гольдберг. «Это такая Тора», - ответили ему. И он пришел к нам. Стал ходить на уроки, спорить. И вот однажды в пылу спора я его – кандидата в мастера спорта по дзюдо – двинул кулаком в грудь… Он на несколько секунд замер и совершенно не знал – как на это реагировать. Что-то ему подсказывало, что его вряд ли этим хотели обидеть и задеть…. Так вот, вы не поверите, но Гольдберг утверждает, что именно из-за этого удара он решил поменять свою жизнь! Он ушел из своего института и приехал учиться в нашу ешиву…

Урок рава Айзенштадта в иешиве 'Торат Хаим'В чем была и есть, если так можно выразиться, идеология нашей ешивы, всей нашей деятельности? Если в совсем общих словах – мы всегда на первое место ставили внутреннее, а не внешнее, содержание, а не форму. Что я имею в виду? И тогда, в конце 80-х, и позднее, в Москве существовала еврейская жизнь в виде каких-то мероприятий, к чему-нибудь приуроченных. Скажем, евреи в синагоге получали мацу к Песаху. На улице Архипова проводились празднования Симхат Тора, других праздников. Я , не дай Б-г, не хочу сказать, что праздники не важны, просто мы делали акцент на другое. Наше твердое убеждение, которое мы пытались передать ученикам, заключалось и заключается в том, что главное для еврея – это жизнь по заповедям и изучение Торы.Это – суть. И тогда, и сейчас были и есть молодые люди, у которых в какой-то момент появляется внутренний духовный порыв изменить свою жизнь. Именно этими молодыми людьми, именно этими их стремлениями мы и стараемся заниматься. Мы никогда не стремились как-то поучаствовать в уже существующей еврейской и околоеврейской московской деятельности. У нас, что называется, «своя программа». Мы имеем дело только с теми, кто пришел к нам сам. Сам захотел, заинтересовался. Сразу хочу сказать, что наша ешива – это не такое идеальное место в районе ближнего Подмосковья, где обитают абсолютные праведники. К нам попадали разные люди. К нам попадали и воры, и обманщики. Бывало, нас обманывали с гиюром: утверждали, что прошли его, а на деле все обстояло иначе…Случались инциденты и с алкоголем, и даже с наркотиками. Сейчас, слава Б-гу, с ткими проблемами сталкиваемся реже. А раньше…

Парень приехал к нам из Саратова. 17-тилетний вчерашний школьник. И мама, и папа - евреи. Мне он объяснил, что приехал учиться, что о ешиве ему расказали наши студенты – его земляки из Саратова. А довольно скоро выяснилось, что он там, у себя дома, состоял в какой-то группировке, был связан с местными бандитами. А к нам он просто сбежал, ему нужно было от них где-то скрыться! Но, что Вы думаете? Он стал учиться. Сделался ешива-бахуром, потом женился. Некоторое время они с женой и маленьким ребенком жили прямо у нас в ешиве. А 4 года назад они репатриировались в Израиль. Сейчас он с семьей живет в Израиле, стал серьезным аврехом. Поучительная такая история получилсь, понимаете?

Главное – работать не в целом «с евреями», с «баалей-тшува». А - с каждым человеком в отдельности.

Когда я встречаюсь со спонсорами, я говорю им: «Вот ты со своим сыном возишься столько лет! Учишь, воспитываешь – и все равно еще не факт, что он вырастет таким, каким ты хочешь его видеть. А тут – приходят взрослые, сформировавшиеся ребята! Сколько надо в них вкладывать, сколько требуется усилий и времени!»

Но – мы всегда играем по своим правилам. Мы никого не уговариваем, не заигрываем ни с кем. Хочешь учиться – учись. Нет – придется уйти.

Внесение свитка Торы в иешиву 'Торат Хаим'У нас учатся те, кто делает первые шаги в сторону Традиции, начинающие. Мы закладываем основы. Им нужно научиться читать на иврите, понимать – как устроен Талмуд. Им необходимо для начала познакомиться с основной литературой. Это – самый первый этап. И преодоление этого этапа – новшество с точки зрения практики обычного кирува.

Внутри ешивы у нас система самая простая. Мне противен формализм, вся эта система « подчиненный – начальник – главный начальник». Любой из преподавателей может иметь право решающего голоса, к примеру, если надо решать – оставляем мы ученика в ешиве или нет. И если студент не учится, ведет себя неподобающим образом – это довольно скоро станет известно и ему укажут на дверь. Главное требование – это искренне желание и готовность учиться. Остальное – частности. К примеру, у нас нет возрастных ограничений. Самому старшему нашему ученику – Хаиму Фельдману – за 70. Самому младшему – Михаэлю Шипликову – недавно исполнилось 11 лет. Он учится в Москве, в школе Эц Хаим – экстерном. Приезжает туда, сдает экзамены, и возвращается в ешиву. Причем он уже сейчас закончил половину всей Мишны. Недавно сделал сиюм.

У нас одно главное направление – Тора. В ешиве есть требования к соблюдению. Мы никогда не скажем ученику, к примеру, такое: «Ради мира с родителями ты можешь нарушить некоторые запреты Шабата». К нам приходят разные люди: студенты, бизнесмены… все они – на совершенно разном уровне знания, соблюдения. И мы их – в мягкой, деликатной форме – обременяем учебой. Человек должен выучить язык, научиться читать. Иначе – можно сколько угодно философствовать, затрагивая разные высокие темы. Все без толку, если не умеешь читать и никогда не сможешь сам учить Талмуд. Кроме того, мы объясняем людям, что Тора, жизнь по Торе – это не легкие вкрапления чего-то национального в обычную московскую жизнь. Это – другой мир. Мы не можем и не хотим создавать людям иллюзию, что они пришли к нам, выслушали лекцию – и автоматически сделались религиозными евреями. Это – тяжелый труд и многолетняя учеба. Тора – это не таблетка, которую принял – и изменил себя. Но люди начинают понимать, что Тора – это своего рода феномен, под воздействием которого человек может обогатиться и измениться, конечно.

Сейчас мы начали новую программу. 4 преподавателя, 4 серьезных авреха, люди высокого уровня будут приезжать, сменяя друг друга, в Москву на неделю и давать уроки. Эти четверо: р. Захария Матитьягу, р. Лейб Александр Саврасов, р. Александр Гохберг и р. Александр Хаят.

За эти годы вокруг нас, вокруг ешивы образовался уже некий круг. Можно ли это назвать общиной в традиционном смысле слова? Думаю, пока нет. У общины всегда есть свой раввин. И в общине ведь все живут в непосредственной близости друг от друга. В московских условиях, с ее расстояниями и размерами, добиться этого сложно. Люди живут в разных концах города. Но – между ними есть связь. Это люди примерно похожего мировоззрения, они – единомышленники. Они общаются, время от времени приезжают в ешиву на шабат.

Хупа - свадьба в иешиве 'Торат Хаим'Кстати, для меня важным показателем успешности нашего ученика является его семейная жизнь. Если кто-то учит много Торы, но, к примеру, развелся с женой или у него в семье постоянные конфликты – значит, уже неважно, сколько Торы он учит. Жизнь еврея, семья еврея – это тоже часть его Торы, часть его учебы.

Общество соблюдающих людей в Москве постепенно расширяется. Сейчас, в отличие от начала 90-х, даже самые религиозные и учащиеся люди не торопятся ехать в Израиль. Соображения, главным образом, экономические. Те наши выпускники, которые в свое время сделали алию – сделали это на общей эммиграционной волне. Тогда многие не очень представляли себе трудности обустройства на новом месте. Кроме того, как известно, лет 15 назад казалось, что Россия катится в пропасть, к глобальному кризису, и лучшее, что можно сделать – это бежать! Сейчас таких настроений нет. Конечно, в Москве есть свои проблемы для человека религиозного. Недостаточно детских садов, хедеров, школ. Ну, так значит, - большая ответственность за воспитание детей ложится на родителей! Я убежден – если у человека есть своё, свой путь, свои идеалы и приоритеты в жизни, свои ценности – это позволяет ему и жить религиозной жизнью, и строить так свою семью. К примеру, сейчас у нас в ешиве учится парень 14-ти лет. Он – из семьи баалей-тшува. Он учит Талмуд и чувствует, что делает что-то особенное, серьезное, настоящее. И , поверьте, для него это – серьезный стимул. А в Израиле этого стимула просто не существовало бы для него. Все его достижения в месте, где все вокруг учат Тору с 3 лет, просто перестали бы быть достижениями… Поймите меня правильно, я не агитирую за жизнь в Москве и против жизни на Святой земле. Не дай Б-г! Я говорю о том, что религиозная жизнь в Москве возможна. И она уже существует!

 


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»