Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Еврейство Торы понесло тяжелую утрату. Сегодня в иерусалимской больнице «Шаарей Цедек» на 85-м году жизни скончался раввин Иегошуа-Ишайя Нойвирт, да будет благословенна память о праведнике. В 11:30 похоронная процессия отправится из иерусалимского района Байт ва-Ган на кладбище на Масличной горе.

Раввин Иегошуа-Ишайя Нойвирт родился в Германии в 1927 году. После прихода нацистов его семья бежала в Голландию. В 1946 году р. Нойвирт прибыл в Эрец-Исраэль, где учился в иерусалимской ешиве «Коль Тора». Вскоре он стал одним из любимых учеников главы ешивы, духовного лидера прошлого поколения, раввина Шломо-Залмана Ойербаха.

Наиболее известным произведением рава Нойвирта является двухтомник «Шмират шабат ке-ильхата» («Соблюдение субботы строго по закону»), в котором подробнейшим образом представлены законы соблюдения шаббата с учетом аспектов современной жизни, таких как пользование электричеством и др. Книга мгновенно снискала популярность и выдержала несколько переизданий. Практически у каждой религиозной семьи есть экземпляр «Шмират шабат ке-ильхата», с которым сверяются при возникновении тех или иных вопросов в субботу.

Раввин Иегошуа-Ишайя Нойвирт возглавлял ешивы «Пней Шмуэль» и «Хохмат-Шломо». Кроме того, на протяжении многих лет он выносил галахические вердикты в иерусалимской больнице «Шаарей Цедек», досконально разбираясь в проблематике различных заболеваний и их лечении, включая такие сферы медицины как смерть головного мозга, эвтаназия и генетическая диагностика.

Редакция «Толдот.Ру» и сотни тысяч религиозных евреев во всем мире оплакивают смерть великого раввина и присоединяется к скорби его семьи.


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Об утяжелении сердца фараона

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.