Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Небольшие города нередко играли важную роль в деле еврейского образования. Тельше был одним из таких мест.

Хотя в Тельше жило всего десять тысяч человек, но половину составляли евреи, и в Литве это был важный город, потому что он стоял на перекрестке дорог, близко от Пруссии, между Германией, Западной Европой, Россией и Восточной Европой. Ешива в нем была основана в 1875 году. А в 1881 году рав Элиэзер Гордон, один из выдающихся студентов Воложина и ученик рава Исраэля Салантера (см. главу о мусаре), был избран раввином Тельше, взял ответственность за ешиву и стал ее главой. Он осознал привлекательность и опасность движения Аскалы21 для еврейской молодежи и стал бороться за то, чтобы поднять уровень образования в ешиве и ее престиж в глазах общины.

Тельше была самой «прогрессивной» из литовских ешив. В ней была своя философия образования, строгий распорядок дня и занятий, структура. Рав Гордон был крупным лидером, сочувствующим отцом для студентов и неутомимым работником ешивы. В 1882 году рав Иосеф Лейб Блох, зять рава Элиэзера, присоединился к преподавательскому составу ешивы. Динамичная, сильная личность, он в основном и создал структуру ешивы: классы, отделения, порядок. Его привлек к работе рав Шимон Шкоп,23 племянник жены рава Гордона, и один из ведущих молодых талмудических гениев Литвы. Затем в ешиву пришел еще рав Хаим Рабинович.24

Высокий уровень знаний и педагогическое мастерство сделали Тельше одной из самых больших и популярных ешив Литвы. Рав Йосеф Лейб покинул ешиву на несколько лет, но потом снова вернулся в 1910 году, наследовав своему отцу и став раввином города и главой ешивы. Первая мировая война затормозила ее развитие, но сразу после войны ее глава вдохнул в нее новую жизнь и продолжил ее образовательные проекты. Рав Йосеф Лейб был исключительной личностью с выдающейся энергией, творческой силой и работоспособностью. Он обладал аристократичной внешностью и при этом отличался скромностью и большими нравственными достоинствами. Пунктуальный, аккуратный в одежде и манеpax, он уверенно выражал и претворял в жизнь свои идеи и политику и был замечательным лидером.

В 1920 году он создал подготовительную школу для поступающих в ешиву, мехину. Это прототип широко распространенной теперь ешива ктана («малой ешивы» для учеников от 14 до 17 лет). В 1929 году открылся колель для взрослых, где они готовились стать раввинами, и в 1926 году — бейт мидраш леморим,25учительская семинария с тридцатью студентами, которые прежде учились в ешиве. А в 1927 году в Тельше начала работать еврейская гимназия для девочек.26 Это была первая школа такого типа в ортодоксальной системе Литвы. В 1930 году начала работу учительская семинария и для девушек. Эта сеть еврейского образования послужила моделью для еврейских общин, ее влияние вышло далеко за пределы Тельше.

В конце 1929 года рав Йосеф Лейб умер, и его сын, рав Авраам Ицхак Блох стал после него главным раввином города и ешивы, куда приезжали многие студенты из Америки и Западной Европы. Она продолжала расти, пока не была уничтожена в начале второй мировой войны. Рав Элияу Меир Блох, младший брат рава Авраама Ицхака, и его зять рав Хаим Мордехай Кац уехали в Америку, где основали ешиву в Кливленде, Огайо, которая дала ответвления в Чикаго, Ривердэйле (штат Нью-Йорк) и Израиле.


21 См. гл. 16.

22 Он умер в Лондоне в 1910 году, собирая в это время средства для ешивы, и там похоронен.

23 Позднее глава знаменитой ешивы в Гродно. Он был учеником Воложина.

24 См. о нем в разделе о Слободке.

25 Колледж для учителей. Это нововведение, которого в традиционной еврейской практике ешив еще не было.

26 Параллельно открытию системы школ для девочек Бейт Яаков в Польше пионером еврейского женского образования Сарой Шнирер.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.