Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Ешива, История еврейского народа, Изучение Торы, Берл Вайн, Ам Исраэль хай
Хотя в Тельше жило всего десять тысяч человек, но половину составляли евреи, и в Литве это был важный город, потому что он стоял на перекрестке дорог, близко от Пруссии, между Германией, Западной Европой, Россией и Восточной Европой. Ешива в нем была основана в 1875 году. А в 1881 году рав Элиэзер Гордон, один из выдающихся студентов Воложина и ученик рава Исраэля Салантера (см. главу о мусаре), был избран раввином Тельше, взял ответственность за ешиву и стал ее главой. Он осознал привлекательность и опасность движения Аскалы21 для еврейской молодежи и стал бороться за то, чтобы поднять уровень образования в ешиве и ее престиж в глазах общины.
Тельше была самой «прогрессивной» из литовских ешив. В ней была своя философия образования, строгий распорядок дня и занятий, структура. Рав Гордон был крупным лидером, сочувствующим отцом для студентов и неутомимым работником ешивы. В 1882 году рав Иосеф Лейб Блох, зять рава Элиэзера, присоединился к преподавательскому составу ешивы. Динамичная, сильная личность, он в основном и создал структуру ешивы: классы, отделения, порядок. Его привлек к работе рав Шимон Шкоп,23 племянник жены рава Гордона, и один из ведущих молодых талмудических гениев Литвы. Затем в ешиву пришел еще рав Хаим Рабинович.24
Высокий уровень знаний и педагогическое мастерство сделали Тельше одной из самых больших и популярных ешив Литвы. Рав Йосеф Лейб покинул ешиву на несколько лет, но потом снова вернулся в 1910 году, наследовав своему отцу и став раввином города и главой ешивы. Первая мировая война затормозила ее развитие, но сразу после войны ее глава вдохнул в нее новую жизнь и продолжил ее образовательные проекты. Рав Йосеф Лейб был исключительной личностью с выдающейся энергией, творческой силой и работоспособностью. Он обладал аристократичной внешностью и при этом отличался скромностью и большими нравственными достоинствами. Пунктуальный, аккуратный в одежде и манеpax, он уверенно выражал и претворял в жизнь свои идеи и политику и был замечательным лидером.
В 1920 году он создал подготовительную школу для поступающих в ешиву, мехину. Это прототип широко распространенной теперь ешива ктана («малой ешивы» для учеников от 14 до 17 лет). В 1929 году открылся колель для взрослых, где они готовились стать раввинами, и в 1926 году — бейт мидраш леморим,25учительская семинария с тридцатью студентами, которые прежде учились в ешиве. А в 1927 году в Тельше начала работать еврейская гимназия для девочек.26 Это была первая школа такого типа в ортодоксальной системе Литвы. В 1930 году начала работу учительская семинария и для девушек. Эта сеть еврейского образования послужила моделью для еврейских общин, ее влияние вышло далеко за пределы Тельше.
В конце 1929 года рав Йосеф Лейб умер, и его сын, рав Авраам Ицхак Блох стал после него главным раввином города и ешивы, куда приезжали многие студенты из Америки и Западной Европы. Она продолжала расти, пока не была уничтожена в начале второй мировой войны. Рав Элияу Меир Блох, младший брат рава Авраама Ицхака, и его зять рав Хаим Мордехай Кац уехали в Америку, где основали ешиву в Кливленде, Огайо, которая дала ответвления в Чикаго, Ривердэйле (штат Нью-Йорк) и Израиле.
21 См. гл. 16.
22 Он умер в Лондоне в 1910 году, собирая в это время средства для ешивы, и там похоронен.
23 Позднее глава знаменитой ешивы в Гродно. Он был учеником Воложина.
24 См. о нем в разделе о Слободке.
25 Колледж для учителей. Это нововведение, которого в традиционной еврейской практике ешив еще не было.
26 Параллельно открытию системы школ для девочек Бейт Яаков в Польше пионером еврейского женского образования Сарой Шнирер.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»