Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История одной из самых известных ешив. Радин, духовная вотчина Хафец-Хаима, стала местом изучения Торы.

Все ешивы были созданы великими людьми, благодаря их жертвам, огромным усилиям и преданности учению и обучению евреев. Но ешива в Радине идентифицировалась с одним человеком. Им был рав Исраэль Меир аКоэн Каган14, который поселился в этом маленьком местечке Виленской губернии в 1869 году, собрал вокруг себя способных и образованных учеников, и ешива начала свою работу. Первые его студенты в Радине были женатые люди15, а рав Исраэль Меир был их учителем и наставником. Он был редкой личностью, соединял силу и святость, благородство и сдержанность (никогда не произнес запрещенного слова), вел жизнь обычного еврея и был одним из самых блистательных гениев своего времени и, несмотря на скромность, эффективным лидером традиционных евреев. Он умер в 1933 году, в возрасте девяносто пяти лет, его любил и уважал почти весь еврейский мир, и его влияние сказывалось почти на всех кругах еврейского народа.

Главный толчок к развитию ешива получила в 1904 году, когда ее главой стал рав Нафтали Тропп. Она выросла до трехсот студентов, но потом разразилась первая мировая война. Ешива и рав Исраэль Меир отправились в изгнание в Россию, а студенты, распавшись на три группы, как-то пережили ужасы мировой войны, большевистской революции и затем гражданской войны. В 1921 году ешива снова открылась в Радине, тогда уже части новой Польши, и стала расти.

В 1929 году рав Нафтали Тропп внезапно умер, и его место заняли рав Барух Файвельсон и рав Менахем Мендель Закс16, зять рава Исраиля Меира. Вскоре умер и рав Файвельсон, и ешиву возглавил рав Закс, а его помощником стал рав Авраам Тропп, сын рава Нафтали. Среди многих выдающихся учеников Радина были раввины Эльханан Вассерман, Иосеф Каганеман, Давид Лейбович и Элиэзер Левин. Ешиву закрыла советская власть (которая пришла в эту местность после 39 года) в 1940 году, а ее учащиеся и преподаватели были убиты немцами в начале сороковых годов. Но имена Радин и Хофец Хаим сохранились, став названием многих организаций.


14Он известен по названию своей изданной анонимно в 1870 году книги Хафец Хаим. Это книга о законах правильной речи: как отучиться от злословия, не причинять вреда словами, представила автора выдающимся ученым и одним из святых людей своего поколения.

15 Перушим, которые оставляли свои семьи на длительные периоды времени, чтобы усовершенствовать без помех знания в Торе. Самая большая группа таких людей была в маленькой литовской деревне Айшишок.

16 Впоследствии один из преподавателей Теологической Семинарии Ешива Юниверсити рава Ицхака Эльханана в Нью-Йорке.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


В Суккот среди евреев принято проявлять особенное гостеприимство: Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за столом в его сукке каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцов, и подаст ему лучшие блюда. Ведь в наших книгах написано, что кроме гостей земных, каждый день праздника Суккот к нам в сукку приходят и небесные гости-ушпизин. Читать дальше