Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Ешива, Хафец Хаим, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай
Все ешивы были созданы великими людьми, благодаря их жертвам, огромным усилиям и преданности учению и обучению евреев. Но ешива в Радине идентифицировалась с одним человеком. Им был рав Исраэль Меир аКоэн Каган14, который поселился в этом маленьком местечке Виленской губернии в 1869 году, собрал вокруг себя способных и образованных учеников, и ешива начала свою работу. Первые его студенты в Радине были женатые люди15, а рав Исраэль Меир был их учителем и наставником. Он был редкой личностью, соединял силу и святость, благородство и сдержанность (никогда не произнес запрещенного слова), вел жизнь обычного еврея и был одним из самых блистательных гениев своего времени и, несмотря на скромность, эффективным лидером традиционных евреев. Он умер в 1933 году, в возрасте девяносто пяти лет, его любил и уважал почти весь еврейский мир, и его влияние сказывалось почти на всех кругах еврейского народа.
Главный толчок к развитию ешива получила в 1904 году, когда ее главой стал рав Нафтали Тропп. Она выросла до трехсот студентов, но потом разразилась первая мировая война. Ешива и рав Исраэль Меир отправились в изгнание в Россию, а студенты, распавшись на три группы, как-то пережили ужасы мировой войны, большевистской революции и затем гражданской войны. В 1921 году ешива снова открылась в Радине, тогда уже части новой Польши, и стала расти.
В 1929 году рав Нафтали Тропп внезапно умер, и его место заняли рав Барух Файвельсон и рав Менахем Мендель Закс16, зять рава Исраиля Меира. Вскоре умер и рав Файвельсон, и ешиву возглавил рав Закс, а его помощником стал рав Авраам Тропп, сын рава Нафтали. Среди многих выдающихся учеников Радина были раввины Эльханан Вассерман, Иосеф Каганеман, Давид Лейбович и Элиэзер Левин. Ешиву закрыла советская власть (которая пришла в эту местность после 39 года) в 1940 году, а ее учащиеся и преподаватели были убиты немцами в начале сороковых годов. Но имена Радин и Хофец Хаим сохранились, став названием многих организаций.
14Он известен по названию своей изданной анонимно в 1870 году книги Хафец Хаим. Это книга о законах правильной речи: как отучиться от злословия, не причинять вреда словами, представила автора выдающимся ученым и одним из святых людей своего поколения.
15 Перушим, которые оставляли свои семьи на длительные периоды времени, чтобы усовершенствовать без помех знания в Торе. Самая большая группа таких людей была в маленькой литовской деревне Айшишок.
16 Впоследствии один из преподавателей Теологической Семинарии Ешива Юниверсити рава Ицхака Эльханана в Нью-Йорке.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо