Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Пиркей Авот, Маараль, Община, Кавана
Раши объясняет это так: «В конце концов, устоит — его замысел будет удачен и устойчив».
Его объяснение само нуждается в объяснении. Когда он говорит об «устойчивости», он имеет в виду тот замысел, ту цель, которой подчинено это собрание, — именно этот замысел должен оказаться удачным и устойчивым. Однако теперь непонятно, почему мишна не сказала прямо: «Замысел во имя Небес, в конце концов, устоит»?! Возможно, Раши намеревается подчеркнуть, что даже если собралось много народу и высказаны различные мысли, принятое решение сможет стать долговременным лишь тогда, когда было выработано ради Небес, а в противном случае не сможет сохраниться надолго. Однако мне представляется правильным другое объяснение.
Когда мишна говорит о собрании, которое собралось во имя Небес, она имеет в виду, что благословенный Б-г постоянно пребывает с Собранием Израиля. В Мидраше (Сифри, Браха) об этом говорится так: «И стал Царем в Йешуруне» (Дварим 33:5), — когда народ Израиля объединен общим замыслом, великое Имя Б-га прославлено вверху. Стих говорит об этом: «И стал Царем в Йешуруне» — когда? — «когда собрались главы народа, вместе все колена Израиля». И затем Мидраш говорит: И также сказано (Амос 9:6): «Он строит в Небесах свои хоромы, а Его единство на Земле основано». Раби Шимон, сын Йохая, сказал: «Это можно сравнить с поставленными рядом двумя кораблями, которые человек крепко связал и воздвиг сверху дворец. Пока корабли остаются связанными, дворец стоит, но стоит им разойтись — и он рухнет».
Вот что это означает. Благословенный Б-г связывает и объединяет разрозненные явления, давая им возможность образовать единое целое. Поэтому если народ Израиля объединяется в одном замысле, тогда оказывается прославленным имя Б-га как Царя, властвующего над общностью. Ведь это именно царская прерогатива — воцариться над всей общиной без изъятия! В этом и состоит смысл приведенного выше стиха: «И стал Царем в Йешуруне, когда собрались главы народа, вместе все колена Израиля». Притча с дворцом, стоящим, пока корабли не разошлись, призвана показать, что когда евреи связаны воедино, царское величие Б-га покоится на них и возносится ввысь, потому что царь властвует над общностью. Поэтому в этом случае Его царский дворец может существовать. Но если евреи разобщены, то и царский дворец Б-га, если только можно так выразиться, не может существовать, поскольку в мире нет народа, над которым этот дворец мог бы вознестись. Указание на это содержится в самом имени Израиля, в которое (на святом языке) составной частью входит Имя Б-га. И ты постоянно можешь видеть, что там, где возникает собрание, то есть, объединение чего-либо воедино, там же присутствует Б-г.
Поэтому мишна утверждает, что община, которая собралась во имя Небес, в конце концов, устоит. Если собрание посвящено Б-гу, естественно, что Его Имя будет поддерживать это собрание, — ведь Б-г постоянно присутствует вместе с Общиной Израиля! А если собрание не посвящено Его Имени, оно не сможет устоять, поскольку среди евреев начнутся раздоры и споры. Должно ведь быть так, чтобы в общине Израиля присутствовал Б-г, но если эта община существует не во имя Небес, Б-г в ней не присутствует и не поддерживает ее — поэтому она и не может существовать.
И тебе следует знать, что люди по природе своей разделены, существуют по отдельности, и никакое объединение для них не естественно. Они могут создать общину лишь благодаря тому, что Б-г соединяет их и связывает в одно, как всякий царь своей властью объединяет подданных в единое целое. Поэтому, если община не создана ради Небес, она не сможет устойчиво существовать: Б-г не стал для нее объединяющей силой, а сами по себе люди стремятся разделиться и обособиться. А если ее предназначение ради Небес, она будет существовать благодаря тому, что Б-г будет поддерживать ее единство. И когда ты постигнешь это, тебе все станет ясно. И более подробно это было разъяснено в комментарии на слова мишны (Авот 3:2): «Молись за благополучие государства…»
А причину того, что это наставление поставлено после слов раби Элиэзера, сына Яакова, мы уже несколько раз объясняли, и состоит она в том, что раби Йоханан Асандлар жил в одно время с раби Элиэзером или сразу после него. Ты сам можешь увидеть, что глава начинается с наставлений Бен Зомы и Бен Азая, которые жили во времена раби Акивы, затем говорят раби Йоханан, сын Броки, и раби Ишмаэль, которые тоже жили все в одном поколении. А вслед за ними приведены слова раби Йоси, раби Меира, раби Йоханана Асандлара, раби Элазара, сына Шамуа, раби Йегуды и раби Шимона, которые тоже принадлежат к одному поколению. Поэтому ясно, что в мишне они расположены согласно порядку смены поколений. Если же ты хочешь найти содержательную связь между этими отрывками, нужно будет сказать вот что.
Мишна говорит здесь о собрании потому, что в предыдущей мишне речь шла о раскаянии и добрых делах как о щите перед бедствием. Мы ведь объяснили тебе, что раскаяние — это поступок, связанный с уровнем Б-жественности, и добрые дела — это тоже исполнение Б-жественных заповедей, и что именно по этой причине они могут послужить щитом перед бедствием, то есть, помочь человеку существовать. Ведь Б-жественные, духовные явления сами по себе обладают существованием! И теперь мишна добавляет, что с Б-жественностью может быть связана и община, в случае, если объединилась во имя Небес. В этом случае Б-г присутствует в этой общине и придает ей существование. По-видимому, именно поэтому мишна выбрала слово собрание, а не «община», например: на святом языке это слово завершается двумя буквами, образующими одно из Имен Б-га, то есть, само слово указывает на то, что это собрание неразрывно связано с Б-гом. И это объяснение понятно.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению