Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раби Йоханан Асандлар говорит: «Такое собрание, которое собралось во имя Небес, в конце концов, устоит; такое же, что собралось не во имя Небес, в конце концов, не устоит»

Раши объясняет это так: «В конце концов, устоит — его замысел будет удачен и устойчив».

Его объяснение само нуждается в объяснении. Когда он говорит об «устойчивости», он имеет в виду тот замысел, ту цель, которой подчинено это собрание, — именно этот замысел должен оказаться удачным и устойчивым. Однако теперь непонятно, почему мишна не сказала прямо: «Замысел во имя Небес, в конце концов, устоит»?! Возможно, Раши намеревается подчеркнуть, что даже если собралось много народу и высказаны различные мысли, принятое решение сможет стать долговременным лишь тогда, когда было выработано ради Небес, а в противном случае не сможет сохраниться надолго. Однако мне представляется правильным другое объяснение.

Когда мишна говорит о собрании, которое собралось во имя Небес, она имеет в виду, что благословенный Б-г постоянно пребывает с Собранием Израиля. В Мидраше (Сифри, Браха) об этом говорится так: «И стал Царем в Йешуруне» (Дварим 33:5), — когда народ Израиля объединен общим замыслом, великое Имя Б-га прославлено вверху. Стих говорит об этом: «И стал Царем в Йешуруне» — когда? — «когда собрались главы народа, вместе все колена Израиля». И затем Мидраш говорит: И также сказано (Амос 9:6): «Он строит в Небесах свои хоромы, а Его единство на Земле основано». Раби Шимон, сын Йохая, сказал: «Это можно сравнить с поставленными рядом двумя кораблями, которые человек крепко связал и воздвиг сверху дворец. Пока корабли остаются связанными, дворец стоит, но стоит им разойтись — и он рухнет».

Вот что это означает. Благословенный Б-г связывает и объединяет разрозненные явления, давая им возможность образовать единое целое. Поэтому если народ Израиля объединяется в одном замысле, тогда оказывается прославленным имя Б-га как Царя, властвующего над общностью. Ведь это именно царская прерогатива — воцариться над всей общиной без изъятия! В этом и состоит смысл приведенного выше стиха: «И стал Царем в Йешуруне, когда собрались главы народа, вместе все колена Израиля». Притча с дворцом, стоящим, пока корабли не разошлись, призвана показать, что когда евреи связаны воедино, царское величие Б-га покоится на них и возносится ввысь, потому что царь властвует над общностью. Поэтому в этом случае Его царский дворец может существовать. Но если евреи разобщены, то и царский дворец Б-га, если только можно так выразиться, не может существовать, поскольку в мире нет народа, над которым этот дворец мог бы вознестись. Указание на это содержится в самом имени Израиля, в которое (на святом языке) составной частью входит Имя Б-га. И ты постоянно можешь видеть, что там, где возникает собрание, то есть, объединение чего-либо воедино, там же присутствует Б-г.

Поэтому мишна утверждает, что община, которая собралась во имя Небес, в конце концов, устоит. Если собрание посвящено Б-гу, естественно, что Его Имя будет поддерживать это собрание, — ведь Б-г постоянно присутствует вместе с Общиной Израиля! А если собрание не посвящено Его Имени, оно не сможет устоять, поскольку среди евреев начнутся раздоры и споры. Должно ведь быть так, чтобы в общине Израиля присутствовал Б-г, но если эта община существует не во имя Небес, Б-г в ней не присутствует и не поддерживает ее — поэтому она и не может существовать.

И тебе следует знать, что люди по природе своей разделены, существуют по отдельности, и никакое объединение для них не естественно. Они могут создать общину лишь благодаря тому, что Б-г соединяет их и связывает в одно, как всякий царь своей властью объединяет подданных в единое целое. Поэтому, если община не создана ради Небес, она не сможет устойчиво существовать: Б-г не стал для нее объединяющей силой, а сами по себе люди стремятся разделиться и обособиться. А если ее предназначение ради Небес, она будет существовать благодаря тому, что Б-г будет поддерживать ее единство. И когда ты постигнешь это, тебе все станет ясно. И более подробно это было разъяснено в комментарии на слова мишны (Авот 3:2): «Молись за благополучие государства…»

А причину того, что это наставление поставлено после слов раби Элиэзера, сына Яакова, мы уже несколько раз объясняли, и состоит она в том, что раби Йоханан Асандлар жил в одно время с раби Элиэзером или сразу после него. Ты сам можешь увидеть, что глава начинается с наставлений Бен Зомы и Бен Азая, которые жили во времена раби Акивы, затем говорят раби Йоханан, сын Броки, и раби Ишмаэль, которые тоже жили все в одном поколении. А вслед за ними приведены слова раби Йоси, раби Меира, раби Йоханана Асандлара, раби Элазара, сына Шамуа, раби Йегуды и раби Шимона, которые тоже принадлежат к одному поколению. Поэтому ясно, что в мишне они расположены согласно порядку смены поколений. Если же ты хочешь найти содержательную связь между этими отрывками, нужно будет сказать вот что.

Мишна говорит здесь о собрании потому, что в предыдущей мишне речь шла о раскаянии и добрых делах как о щите перед бедствием. Мы ведь объяснили тебе, что раскаяние — это поступок, связанный с уровнем Б-жественности, и добрые дела — это тоже исполнение Б-жественных заповедей, и что именно по этой причине они могут послужить щитом перед бедствием, то есть, помочь человеку существовать. Ведь Б-жественные, духовные явления сами по себе обладают существованием! И теперь мишна добавляет, что с Б-жественностью может быть связана и община, в случае, если объединилась во имя Небес. В этом случае Б-г присутствует в этой общине и придает ей существование. По-видимому, именно поэтому мишна выбрала слово собрание, а не «община», например: на святом языке это слово завершается двумя буквами, образующими одно из Имен Б-га, то есть, само слово указывает на то, что это собрание неразрывно связано с Б-гом. И это объяснение понятно.

с разрешения издательства Швут Ами


Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. Это событие часто называют «Синайским откровением». В Торе гора также называется вторым именем — Хорев. Во время дарования Торы у горы Синай еврейский народ ощущал мощнейшее по силе и глубине раскрытие Всевышнего Читать дальше

Мидраш рассказывает. Недельная глава Итро

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Кому можно доверять? Итро

Рав Бенцион Зильбер

Недельная глава «Итро». Что такое самоотверженность?

Рав Бенцион Зильбер

«И услышал Итро… тесть Моше…» обо всем, что Б-г сделал для евреев в Египте, и об исходе евреев из Египта, и пришел в Синайскую пустыню к зятю вместе с дочерью, женой Моше,и внуками — детьми Моше. По совету Итро Моше выбирает мудрых и праведных людей из народа Израиля и назначает их руководителями над определенными группами евреев: тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Моше учит их законам Всевышнего, а они, в соответствии с этими законами, разбирают и решают все дела и проблемы в своих группах. На третий месяц по исходе из Египта евреи пришли к горе Синай. Моше передает народу слова Всевышнего: «Если вы будете слушаться Моего голоса и соблюдать Мой завет,.. вы будете у Меня царством священнослужителей и народом святым» (Шмот, 19:5—6). Народ отвечал, что исполнит все слова Всевышнего. Два дня евреи готовятся к принятию Торы, а на третий день Г-сподь является всему народу на горе Синай. Происходит величайшее событие в истории евреев и всего человечества — получение Торы.