Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Б-г повелел Моше созвать всю общину сыновей Израиля и обязать их исполнять все эти заповеди. Моше должен был напомнить им Десять Речений и основы всех остальных требований Торы, чтобы подготовить общину Израиля к заключению с Б-гом нового союза, описанного в конце этой книги Пятикнижия.

 

Десять Речений не приводятся здесь так же подробно, как при даровании Торы на Синае. Здесь ведь о них говорится не для того, чтобы разъяснить, в чем они состоят, как было при их первом произнесении. Здесь Б-г благословенный пожелал лишь объяснить, что не подобает человеку стремиться к высоким ступеням внутреннего развития и к прекрасным душевным качествам лишь потому, что на пользу этого указывает человеческий разум. Это нужно делать только потому, что так повелел Б-г. Только ради того, чтобы следовать Его путям и приближаться к Нему, должны люди совершать хорошие поступки, ведущие к совершенству, и не по какой-то другой причине, даже если эта причина — веление разума. Поэтому Б-г требует здесь от народа Израиля: «Святыми будьте!» Эта заповедь относится не только к запрещенным половым связям; она объемлет все заповеди в целом и требует от человека быть святым и освящать себя во всем. Б-г как бы говорит: «Несмотря на то, что Я разрешил вам вступать в близость с женщинами, есть мясо, пить вино и наслаждаться всем, что есть в мире, это не значит, что из-за этого вы должны стремиться только к этим материальным наслаждениям. Вы не должны быть среди тех, кто “опивается вином и объедается мясом”. Вы должны быть “святыми”, то есть, отстраненными от материальности. При этом вы должны следовать по этому пути не как философы, которые в своем уединении изнуряют свои тела постом, стремясь избавиться от власти тела и подчиняться лишь разуму. Вы должны делать это, “ибо свят Я, Б-г, Г-сподь ваш”, отделенный от всего материального и телесного. Рабы должны следовать обычаям своего хозяина, и вы, служащие Мне, тоже должны “следовать путям Моим” и быть такими же святыми, как Я».

Среди всех положительных качеств человеческого характера и душевных склонностей почитание отца и матери — самое распространенное, потому что каждый привыкает к этому с самого рождения. А соблюдение шабата — это, по сути, заповедь отдыхать и пребывать в покое; а кто же не согласится всю жизнь каждый седьмой день отдыхать? Поэтому именно с них Б-г начинает рассказ о Десяти Речениях, говоря, что даже содержащиеся в них заповеди следует исполнять только потому, что так повелел Б-г. Поэтому стих говорит: «Каждый пусть перед своим отцом и своей матерью трепещет». Имеется в виду вот что: «Несмотря на то, что каждый с детства приучен трепетать перед отцом и матерью, вы бойтесь отца и матери и соблюдайте шабат не поэтому, а только потому, что Я так повелел». Поэтому стих завершается словами: «Я Б-г, Г-сподь ваш», — другими словами: «Вы должны делать это лишь ради Меня, а не по какой-либо другой причине».

Таким же образом следует понимать стих «Не обращайтесь к идолам…» Б-г говорит: «Я повелел вам отказаться от служения идолам не потому, что это служение бесполезно, не потому, что разум указывает на бессмысленность этого занятия. Вы должны поступить так лишь потому, что Я повелел вам так поступить». Именно по этой причине стих тоже завершается словами: «Я Г-сподь, Б-г ваш». «Поскольку Я, — говорит Б-г, — причина всех причин, Господин ваш, Который управляет и руководит вами, зачем вам следовать бессмысленным идолам, которые ничем вам не помогут?!»

Итак, стало ясно, почему Б-г повелел, чтобы об этих речениях Моше говорил со всей общиной Израиля: ведь тем самым община была подготовлена к заключению союза, о котором говорится в разделе Бехукотай. Стало ясно также, почему здесь не перечисляются Десять Речений в их изначальном виде и порядке. Б-г дает здесь повеление, относящееся ко всем заповедям и состоящее в том, что их следует исполнять не по решению человеческого разума, а по велению Б-га. Поэтому Тора начинает с заповеди почитания отца и матери, самой привычной для всех, и поэтому использовано слово «трепещите», а не «почитайте». И по этой же причине сначала упомянута мать: ведь, когда ребенок рождается, он, естественно, вначале отдает все свои чувства матери, а уже потом — отцу. Понятно стало также, почему сразу за этим стихом следует запрет обращаться к идолам. И, наконец, понятно, почему каждая из заповедей завершается словами: «Я Б-г, Г-сподь ваш». Эта фраза не призвана напомнить первое из Десяти Речений «Я — Б-г, Г-сподь ваш», а сказать, что все заповеди следует исполнять лишь потому, что благословенный Б-г повелел это делать.

с разрешения издательства Швут Ами


Многие мысли, изложенные в этой книге царем Соломоном, скорее всего, известны Вам, даже если Вы мало что знаете и про царя Соломона, и вообще про иудаизм Читать дальше

Вечность и суета 5. Коэлет. Победить себя

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Вечность и суета 4. Коэлет. Мудрое сердце

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Вечность и суета 7. Коэлет. Предназначение еврея

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»