Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Изучение Торы, Забота о здоровье
И вот еще что случается с людьми, сведущими в Торе. Рассказывают про одного раввина, величайшего в своем поколении, что был у него ученик, служивший примером усердия в изучении Торы. Когда же он женился, оставил свои занятия полностью. И встретил его тот раввин и сказал ему: «Я действительно слыхал, уважаемый, что вы теперь обременены детьми; но ведь вы должны тем не менее установить постоянное время для ежедневного изучения Торы, как требуют мудрецы наши, а не прекращать учебы полностью! Прекрасно было бы, если бы вы приходили в дом учения и слушали предназначенный для всех урок, на котором разбирается глава из Мишны или лист из Талмуда». Молодой человек ответил: «Но ведь я привык учиться десять часов в день и за это время успевал изучить десять листов! Что для меня одна глава Мишны или один лист Талмуда? Когда я освобожусь от своих домашних обязанностей, снова стану заниматься Торой, как в прежние дни». Ответил ему на это раввин: «Кто знает, будет ли у тебя когда-нибудь свободное время? А чтобы ты понял, в каком положении ты находишься сейчас, расскажу тебе притчу.
Происходящее с тобой похоже на историю с одним человеком, который очень сильно заболел. Спросил он врача, что же с ним происходит, и тот прописал ему лекарство и предупредил, чтобы в течение целого года тот не ходил в баню, так как он очень слаб и она повредит ему. Прошло несколько месяцев, и так сильно захотелось ему в баню! Пошел он туда, провел там примерно час, и состояние его настолько ухудшилось, что он чуть не умер. А в той бане был бассейн с водой, не совсем ледяной, но и не такой уж теплой. И сказал себе этот человек: “Нужно мне собрать последние свои силы и добраться до этого бассейна: там станет мне не так жарко, и силы мои восстановятся”. И вот добрался он до бассейна, смотрит — а тот закрыт! Совсем плохо стало ему, шла слабость уже до самого сердца: ведь в бане было ужасно жарко; выйти же на улицу он боялся из-за страшного мороза. И вот когда настали уже последние его минуты, выбежал один человек на улицу, принес кружку холодной воды и смочил ему грудь и лицо, чтобы не потерял он сознания. Так скажет ли этот человек: “Зачем это? Мне нужен именно бассейн, полный воды, чтобы по-настоящему охладиться, а не маленькая кружка!”? Ведь если жар так велик, что человек может умереть, даже капля холодной воды — огромное счастье.
И о нашем вопросе можно сказать то же самое. (Так сказал этот большой раввин молодому человеку. — Прим. сост.) Ведь на самом деле когда приговор человеку приводится в исполнение и адский огонь начинает жечь — если бы тогда могли мы принести полный бассейн воды, вылить его на этот огонь и потушить его — как хорошо было бы! (Тора, по словам мудрецов Талмуда благословенной памяти, уподоблена воде; и если человек изучает ее как следует, не теряя ни минуты, отвлекаясь лишь на безусловно необходимое, — Тора тушит этот огонь. — Прим. сост.)Но даже если нет у нас такой заслуги изучения Торы, которая могла бы сотворить полный бассейн, но есть хоть одна глава Мишны или лист Талмуда, смягчающие приговор и ослабляющие наказание, чтобы не так жег огонь, — эта капля разве не будет для человека огромной радостью?»
Услышал это наш юноша и принял на себя обязанность никогда в жизни не пропускать постоянного урока в доме учения. Если же у него оставалось еще свободное время, он повторял тот самый отрывок, что учили на уроке.
Все, что здесь сказано, содержится в высказывании царя Шломо: «Все, что сможешь ты сделать, все, что в твоих силах, — делай…» И стоит прочесть, что написали мы об этом в книге Aгaвam Хесед, 49.
Шем Олам, 13
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?