Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Служение Б-гу возможно только после того, как человек убьёт в себе вожделения и удовольствия этого мира, и это называется “ненавидящий корысть”»Виленский Гаон, Эвен Шлема 2, 9

Йеуда бен Яаков (יהודה; 2195—2324 гг. /1565—1436 гг. до н.э./) — четвертый сын праотца Яакова (см.) и его жены Леи, один из родоначальников народа Израиля.

Родился в Харане 15 сивана 2195 года (Берешит 29:35; Седер олам зута 4:5; Седер адорот). По свидетельству кабалистов он стал новым воплощением души сына Ноаха (см.), Шема (см.) (Седер адорот).

Его имя связано со словами, произнесенными его матерью: «На этот раз я восхвалю (אוֹדֶה) Б-га» (Берешит 29:35). В этом имени заключалось скрытое пророчество: Лея благодарила Творца за то, что у нее родился сын, от которого в будущем произойдет царский род — династия царя Давида (см.) (Таргум Йонатан, Берешит 29:35). А в святой книге Зоар отмечается, что четыре буквы из имени Йеуда (יהודה) составляют сокровенное четырехбуквенное Имя Б-га (י-ה-ו-ה), а оставшаяся буква ד (далет) указывает на царя Давида (דוד) (Зоар 1, 89б).

В 2205 году /1555 г. до н.э./ семья Яакова переселилась из Харана в страну Кнаан и расположилась станом недалеко от города Шхема (Берешит 31:17—18, 33:18—19). И в Шхеме произошли события, при которых впервые проявились лидерские качества Йеуды. В 2206 году /1554 г. до н.э./ его старшие братья Шимон (см.) и Леви (см.), спасая сестру Дину, истребили всех мужчин Шхема, а отец сурово осудил их: «Вы меня погубили, сделав ненавистным для жителей этой страны… У нас ведь немного людей, а они могут, напав на нас, истребить всю нашу семью!» (там же 34:25—30). Одиннадцатилетний Йеуда сразу же вступился за братьев, спросив отца: «Разве мои братья Шимон и Леви убили жителей Шхема без причины?! Ведь сын их царя украл и обесчестил нашу сестру, преступив заповеди, которые Б-г дал Ноаху, — и ни один из жителей города не возразил ему. И тем самым все они преступили заповедь устанавливать правосудие, и за это Б-г предал их в руки моих братьев, которые их казнили! И теперь не нужно опасаться мести и гневаться на моих братьев! Ведь наш Б-г, отдавший в их руки жителей Шхема, Он предаст в наши руки и всех царей Кнаана. Если они на нас нападут, мы поступим с ними так же, как Шимон и Леви поступили с мужчинами Шхема. Следует лишь без страха положиться на Б-га и молиться Ему об избавлении».

А когда войска семи расположенных поблизости городов осадили лагерь Яакова, чтобы отомстить за жителей Шхема, именно Йеуда призвал братьев на битву: «Крепитесь и будьте мужественными, ведь Б-г с нами! …Пойдем и сразимся с этими необрезанными, и Всесильный, наш Б-г, дарует нам избавление!». Но битва не состоялась: еще не начав сражение, кнаанские цари ощутили внезапный страх. «Эти евреи немногочисленны, но с ними Б-г!» — решили они и возвратились в свои владения (Сефер аяшар, Ваишлах; Седер адорот).

В 2207 году /1553 г. до н.э./ семья Яакова обосновалась в Хевроне, где Йеуда впервые увидел своего праведного деда, праотца Ицхака (см.) (Берешит 35:27; Ягель либейну). В течение нескольких последующих лет Йеуда и его братья изучали основы Б-жественной мудрости под руководством отца и деда (Шмот раба 1:1; Рамбам, Авода зара 1:3).

В 2213 году /1547 г. до н.э./, когда на сыновей Яакова, перегонявших стада на обширные пастбища возле Шхема, снова напало войско семи царей Кнаана, именно Йеуда повел братьев в бой. Вместе со своими слугами он обратил в бегство дружину Яшува, царя города Тапуаха. В жестоком поединке он сумел одолеть и самого Яшува, закованного в металлические доспехи: сначала, схватив огромный камень с земли, он сбил противника с боевого коня, а затем, перерубив ему мечом ноги, обрушил его на землю и отсек голову. После этой впечатляющей победы с уцелевшими кнаанскими царями был заключен мирный договор, позволивший сыновьям Яакова беспрепятственно пасти свои стада возле Шхема (Сефер аяшар, Ваишлах; Ялкут Шимони 133; Седер адорот).

В 2216 году /1544 г. до н.э./, во время одного из перегонов в районе Шхема, Йеуда и его братья устроили суд над своим младшим братом Йосефом (см.), которого они подозревали в стремлении незаконно захватить власть над семьей. Сыновья Яакова имели пророческое предание, согласно которому в будущем еврейский народ объединится вокруг царей — потомков Йеуды, а не потомков Йосефа, — и поэтому братья судили его как бунтовщика, восстающего против законного царя Израиля (Шла, Цон Йосеф; Мимаамаким, Берешит 32, с. 228—229).

Но когда они приговорили Йосефа к смертной казни, а затем, не желая проливать его кровь своими руками, сбросили его в глубокую яму, Йеуда решился спасти его, предложив продать его проходившему мимо торговому каравану. «Чего мы достигнем, если убьем своего брата, а кровь его скроем? — обратился он к остальным. — Продадим его лучше ишмаэлитам. А нашей руки на нем не будет, ведь, в конце концов, он же наш брат, наша плоть и кровь!» (Берешит 37:26—27). И, несмотря на возражения старших братьев, Шимона и Леви, которые настаивали на приведении приговора суда в исполнение, была принята его точка зрения — и братья получили за Йосефа двадцать сребреников (там же 37:28; Сефер аяшар, Вайешев). В заслугу того, что Йеуда избавил братьев от убийства, его потомки удостоились основать царскую династию Давида (Тосефта, Брахот 4:16; Мимаамаким 1, с. 237).

Чтобы скрыть продажу Йосефа, братья намочили сорванную с него рубашку в крови козленка и отослали к отцу. А когда они вернулись в Хеврон, именно Йеуда сообщил отцу: «Мы нашли эту залитую кровью рубашку в пустыне, недалеко от Шхема. Узнаешь ли, это одежда твоего сына или нет?!» (Берешит 37:32; Берешит раба 84:19). Яаков зарыдал и упал на землю, и тогда Йеуда приподнял голову отца, положил к себе на колени и тоже заплакал (Сефер аяшар, Вайешев; Седер адорот).

Когда братья увидели, какие страшные страдания они принесли своему отцу, они раскаялись в содеянном и отвернулись от Йеуды, сказав ему: «Мы считали тебя главой. Ты предложил продать его, и мы тебе подчинились! Если бы ты предложил возвратить его к отцу, мы тоже послушались бы тебя!» (Берешит раба 85:2; Шмот раба 42:3; Танхума, Ваягаш 9; Раши, Берешит 38:1).

В этот период Йеуда отдалился от братьев. Он поселился в городе Адуламе, где женился на Илит, дочери торговца Шуа. У них родилось три сына: Эр, Онан и Шела (Берешит 38:2—5, Ибн Эзра; Сефер аяшар, Вайешев; Мидраш Сехель тов, Берешит 38:2; Оцар ишей аТанах, Йеуда). А когда его первенец Эр немного подрос, Йеуда взял ему жену по имени Тамар, которая происходила из рода Шема (Берешит 38:6; Берешит раба 85:10, Маарзо). Вскоре Эр умер — еще юношей, и Йеуда женил на Тамар своего второго сына Онана (Берешит 38:7—8).

Йеуда знал тайное предание, полученное от предков: если вдова выйдет замуж за брата своего покойного мужа, то душа умершего воплотиться в ребенке, родившемся от такого брака. И Йеуда был первым, кто осуществил это тайное знание на деле (Берешит раба 85:5, Эц Йосеф; Зоар 1, 187б, Сулам; Рамбан, Берешит 38:8; р. Бхайе, Берешит 38:1).

Но вскоре смерть постигла и Онана, и тогда Йеуда отослал Тамар к ее родителям, обещав женить на ней и третьего сына, Шелу, как только тот подрастет. Но на самом деле Йеуда надеялся отделаться от Тамар, потому что боялся, что и Шела умрет молодым, как и его братья (Берешит 38:10-11, Раши). А менее чем через год после смерти Онана умерла жена Йеуды Илит (Берешит 38:12; Берешит раба 85:6, Маарзо).

Йеуда был наказан смертью жены и детей за то, что не завершил до конца выполнение заповеди спасения человеческой жизни. Ведь, когда он спас Йосефа от смерти, сказав: «Он же наш брат, наша плоть и кровь!», ему следовало добиться того, чтобы Йосеф смог вернуться к отцу (Берешит раба 85:3). И страдания, связанные с потерей сыновей, постигли Йеуду в наказание за те страдания, которые причинило его отцу исчезновение Йосефа, — ведь именно Йеуда сказал Яакову: «…Узнаешь ли, это одежда твоего сына или нет?!» (Танхума, Ваигаш 9; Оцар ишей аТанах, Йеуда).

После завершения дней траура по жене Йеуда отправился в Тимну на стрижку овец. Около дороги он увидел женщину, закрывшую лицо покрывалом, и решил, что это блудница (Берешит 38:12—15). Йеуда собирался пройти мимо, но почувствовал, что его неудержимо тянет к этой женщине. Всевышний послал к нему ангела, ответственного за любовное вожделение, и Йеуда повернул к блуднице как бы против собственной воли (Берешит раба 85:8).

Он спросил у женщины, не замужем ли она, и она ответила: «Я незамужняя». Он спросил, не находится ли она в периоде, когда близость запрещена, и она ответила: «Я чиста» (Сота 10а, Раши; Берешит раба 85:7). И тогда Йеуда обещал ей в награду за близость прислать козленка из своего стада, а в залог она попросила его печать, накидку и дорожный посох. А когда Йеуда поручил своему другу отнести ей козленка, тот не сумел отыскать в округе эту блудницу (Берешит 38:16—22)

Через три месяца Йеуде сообщили, что его невестка Тамар согрешила и забеременела. А поскольку она предназначалась в жены сыну Йеуды, Шеле, ее привели на суд к Йеуде, и тот приговорил ее за блуд к смертной казни (Берешит 38:24, Рамбан). И тогда Тамар послала к нему его печать, накидку и посох, попросив передать: «Я беременна от владельца этих вещей». И она сказала самому Йеуде: «Узнай, пожалуйста, кто владелец этой печати, накидки и посоха!» (Берешит 38:25).

Так Йеуда был наказан по принципу «мера за меру»: как он обманул отца, сказав ему: «Мы нашли эту рубашку, залитую кровью, в пустыне. …Узнаешь ли, это одежда твоего сына или нет?!» — так и Тамар обманула его, а затем сказала: «Узнай, пожалуйста, кто владелец этой печати…» (Таргум Йонатан, Берешит 38:25; Берешит раба 85:11).

Йеуда понял, кто была та блудница у дороги, и сказал: «Она правее меня! Она это сделала потому, что я не отдал ее моему сыну Шеле» (Берешит 38:26). Казнь была отменена, а по прошествии нескольких месяцев, в 2228 году /1532 г. до н.э./ Тамар родила Йеуде близнецов, названных Перец и Зерах (Берешит 38:27—30; Седер олам зута 4:6; Седер адорот). От Переца началась родословная линия, ведущая к царю Давиду (Рут 4:18—22).

В 2236 году /1524 г. до н.э./, когда в земле Кнаан начался страшный голод, Йеуда и его братья отправились в Египет, где по слухам были запасы зерна. Лишь самый младший из братьев, Биньямин (см.), остался с отцом в Хевроне. Но в столице Египта их неожиданно обвинили в том, что они соглядатаи, засланные, чтобы выведать уязвимые места страны. На допросе им пришлось подробно рассказать о себе — и тогда правитель страны, оставив у себя заложником Шимона, потребовал, чтобы в доказательство своих слов они привели из Хеврона младшего брата (Берешит 41:54—42:24; Седер адорот). А на обратном пути из Египта братья обнаружили, что все деньги, которыми они заплатили правителю страны за купленное зерно, вновь оказались в их сумках. Братья встревожено спрашивали друг друга: «Что это сделал Б-г с нами?! Где Его милосердие, которое Он всегда проявлял к нашим отцам — Аврааму, Ицхаку и Яакову?! Почему теперь Он отдал нас в руки правителя Египта, который издевается над нами?» И Йеуда сказал: «Ведь мы виноваты и грешны перед Б-гом в том, что продали нашего брата, плоть нашу! Так зачем же говорить: Где милосердие Б-га, которое Он проявлял к нашим отцам?!» (Берешит 42:27—28; Сефер аяшар, Микец).

Братья возвратились к отцу, но Яаков не отпустил Биньямина, опасаясь потерять его, как уже потерял Йосефа и Шимона (Берешит 42:5—38). И тогда Йеуда посоветовал братьям: «Не тревожьте отца до тех пор, пока не кончится хлеб» (Танхума, Микец 8; Берешит раба 91:6; Сефер аяшар, Микец). А два месяца спустя, когда закончилось привезенное из Египта зерно, Йеуда вновь подступил к отцу и сказал: «Если ты позволишь взять с нами брата нашего, мы пойдем и принесем еды. …Отпусти отрока со мной! Дай нам пойти! Дай нам жить и не умереть — нам, тебе и детям нашим! Даже если в Египте Биньямину, действительно, угрожает опасность, мы обязаны пойти на риск, ведь в противном случае наверняка все погибнем! Я ручаюсь за него, и ты сможешь потребовать его из моей руки. А если я его обратно не приведу и не поставлю перед тобой, значит, грешен буду навечно. Если бы мы не медлили, то уже дважды сходили бы туда и вернулись!» (Берешит 43:1—10; Танхума, Микец 8; Берешит раба 91:6).

И тогда Яаков написал послание к правителю Египта, в котором просил отпустить его сыновей с миром, и передал его через Йеуду, показав тем самым, что именно он является главой среди братьев. В Египте Йеуда вручил правителю послание отца (Сефер аяшар, Микец; Седер адорот).

На этот раз им был оказан очень теплый прием во дворце правителя, но, едва они пустились в обратный путь, их догнали египетские стражники, которые схватили Биньямина, обвинив его в краже драгоценного кубка правителя (Берешит 43:15—44:12). Им пришлось вернуться, и по пути Йеуда в гневе сказал братьям: «Клянусь Б-гом, если он не отпустит Биньямина, нам придется стереть столицу Египта с лица земли, подобно тому, как мы расправились с Шхемом» (там же 44:13; Сефер аяшар).

А когда правитель Египта постановил, что пойманный вор останется у него рабом, а другие братья могут уйти, Йеуда попросил: «Позволь мне стать твоим рабом вместо юноши, а он пусть возвращается назад со своими братьями! Ведь я не смогу вернуться к моему отцу, если юноши нет со мной» (Берешит 44:17—34). После этих слов Йеуды правитель внезапно изгнал из своего приемного зала всех египтян и разрыдался, а затем произнес: «Я — Йосеф, ваш брат, которого вы продали в Египет» (там же 45:1—4). Когда Йосеф увидел, что Йеуда готов пожертвовать собой ради младшего брата, который был, как и он, сыном Рахели, — он уже не смог скрывать правду (Берешит раба 93:9).

Весной 2238 года /1522 г. до н.э./ вся семья Яакова переселилась в Египет, к Йосефу. Но впереди всех Яаков направил Йеуду, чтобы подготовить там место для совместного изучения законов Б-га, ведь эти занятия не должны были прерываться даже на короткое время (Берешит 46:28, Раши; Танхума, Ваигаш 11; Берешит раба 95:3; Седер адорот).

В 2255 году /1505 г. до н.э./, благословляя сыновей перед смертью, праотец Яаков лишил старшего сына Реувена (см.) первородства и передал Йеуде право основать царский род в народе Израиля (Берешит 49:8—9; Берешит раба 98:4). Яаков предрек, что до конца времен «не отойдет скипетр от Йеуды, и законодатель (будет) из среды потомков его» (Берешит 49:10). Это указание на род царя Давида, а также на царя-Машиаха, который будет потомком Йеуды по линии Давида (Берешит раба 98:8, Эц Йосеф; Бемидбар раба 14:1).

Пятнадцатого тишрея 2256 года /1505 г. до н.э./ Йеуда и его братья с почетом похоронили отца в семейной усыпальнице, пещере Махпела возле Хеврона, а затем вернулись в Египет (Берешит 50:13—14; Седер адорот). По одной из версий, именно Йеуда (а не Хушим, сын Дана) убил Эсава, который пришел со своими многочисленными детьми и внуками, чтобы воспрепятствовать погребению Яакова в Махпеле, ведь Эсав считал, что место в семейной усыпальнице принадлежит не Яакову, а ему. В завязавшейся схватке Йеуда нанес Эсаву смертельный удар (Йеуршалми, Гитин 5:7; Тосафот, Гитин 55б; Седер адорот). И, в соответствии с этим, в конце времен именно потомки Йеуды одержат решительную победу над полчищами потомков Эсава, и народ Израиля навсегда освободится от ига народов мира (Шивтей нахалатэха с. 248).

Йеуда бен Яаков умер в Египте в 2324 году /1436 гг. до н.э./ — ему было 129 лет. Его тело было набальзамировано и положено в саркофаг, переданный его детям (Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот).

Потомки Йеуды составили одно из двенадцати колен народа Израиля. В период исхода из Египта оно было самым многочисленным: при первом исчислении в нем насчитывалось семьдесят четыре тысячи шестьсот мужчин в возрасте от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:27).

При переходе Тростникового моря (Ям Суф) колено Йеуды прославило Имя Б-га, первым вступив в пучину вслед за своим вождем Нахшоном, сыном Аминадава. И когда они зашли столь глубоко, что вода подступила к горлу, море расступилось (Тосефта, Брахот 4:16; Сота 37а). А когда сыны Израиля получили повеление создать переносной Храм в пустыне, эта работа была поручена самому искусному мастеру и великому мудрецу Бецалелю (см.) из колена Йеуды (Берешит 31:2).

Стан колена Йеуды располагался в пустыне к востоку от Шатра Откровения (Бемидбар 2:3), и оно выступало в путь первым (там же 2:9, 10:14). Знамя этого колена было цвета небес, и на нем был нарисован лев, так как праотец Яаков, благословляя Йеуду, сравнил его с молодым львом (Бемидбар раба 2:7, Эц Йосеф).

И перед вступлением в Землю Израиля это колено оставалось самым большим: семьдесят шесть тысяч пятьсот мужчин (Бемидбар 26:22).

При разделе земли потомки Йеуды получили надел на юге страны: от Мертвого моря (Ям амелах) и реки Иордан до реки Египта и Средиземного моря (Йеошуа 15:1—12). Позднее потомки Йеуды отвоевали у кнаанцев такие крупные города, как Иерусалим, Хеврон, Азу и Ашкелон, и поселились в них (Шофтим 1:2—18). В 2514 году /1246 г. до н.э./, после завоевания и раздела земли, саркофаг с телом Йеуды, вынесенный его потомками из Египта, был предан земле в городке Бавая, недалеко от Бейт-Лехема (Вифлеема) (Сефер аяшар, Йеошуа; Седер адорот).

Из колена Йеуды вышел первый судья, поставленный над всем народом Израиля, — Отниэль бен Кеназ (см.) (Шофтим 3:9—11).

Царь Давид был десятым поколением от Йеуды по линии его сына Переца, как написано в книге Рут: «У Переца родился Хецрон, у Хецрона — Рам, у Рама — Аминадав, у Аминадава — Нахшон, у Нахшона — Салмон, у Салмона — Боаз (см.), у Боаза — Овед, у Оведа — Ишай, а у Ишая родился Давид» (ср. Рут 4:18—22). Согласно утверждениям кабалистов, в царе Давиде воплотилась «искра души» Йеуды (Седер адорот).

В наделе колена Йеуды находилась значительная часть Храмовой горы и восточная часть двора Храма, в том числе, и помещение, где заседал Великий Санхедрин. Но жертвенник и само здание Храма располагались в наделе колена Биньямина (Йома 12а; Зевахим 54б). В мидраше указано, что большинство мудрецов Великого Санхедрина было из колена Йеуды (Берешит раба 98:10).

Только потомки Йеуды, Биньямина и Леви возвратились в Землю Израиля после Вавилонского изгнания (Нехемья 11:25—30) — и они отстроили Второй Храм. В эту эпоху колено Йеуды приобрело столь доминирующее значение, что всех сынов Израиля стали называть иудеями (יהודים) — независимо от того, к какому из трех сохранившихся колен они принадлежат (Мегилат Эстер 3:4, 4:13—14, 8:17; Берешит раба 98:6).

Как уже упоминалось, от Йеуды берет начало цепь поколений, ведущая к царю-Машиаху, с которым связано окончательное освобождение народа Израиля (Берешит раба 85:1).

с разрешения издательства Швут Ами


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

По напряженности занятий ешива не уступает ни одному учреждению любой из известных ныне национальных систем образования. Читать дальше

Ешива

Браха Губерман

Когда в наше время говорят о ешиве, думают действительно об организованном заведении, предлагающем комплексную программу, задуманную создателями крупнейшей ешивы Воложина в начале ХIХ века: конечно же, это место, где учатся, но студенты там также спят и едят и получают в этой обстановке воспитание и образование.

Воложинская ешива

С. Бернфельд

"Рассадник фанатичных раввинов" и прообраз современных ешив

Ешива «Торат Хаим» — московский бренд в мире ешив

Журнал «Мир Торы»

Давно хотелось представить читателям ешиву «Торат Хаим». Представить так, чтобы вдруг стал понятен характер и индивидуальные черты этого уникального места.

Счастье поддерживать Тору

Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»

Важность изучения Торы огромна. Столь же огромна заслуга людей, которые жертвуют суммы на ешивы. От многих бессмысленных затрат можно отказаться в пользу поддержки учеников Торы.

Первая известная ешива — ешива Шема и Эвера

Журнал «Мир Торы»

Из многих книг еврейских мудрецов известно, что ешивы существовали в мире с самых древних времен. Еще до рождения наших праотцев: Авраама, Ицхака и Яакова, до начала истории еврейского народа

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 25: Бегство в Шанхай.

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Йешива "Мир" перебирается в Шанхай.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

Выходя на войну, человек должен быть при оружии, а Тора — это и есть оружие Израиля

Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»

Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.