Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Человек, желающий получить заслугу перед Б-гом, пусть смирит свое злое начало и разожмет свою руку, и все, что он приобретает ради Небес, пусть будет самым качественным и самым красивым: если он построил дом для молитвы, пусть он будет красивее, чем тот дом, в котором он живет; если он решил накормить голодного, пусть даст ему самое лучшее и самое сладкое, что есть на столе; если он решил одеть нагого, пусть оденет его в самую лучшую свою одежду;»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Леви бен Яаков (לוי; 2194—2331 гг. /1566—1429 гг. до н.э./) — третий сын праотца Яакова (см.), один из родоначальников народа Израиля.

Родился в Харане 16 нисана 2194 года (Берешит 29:34; Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот акацар). По свидетельству Торы, его имя было связано со словами, произнесенными его матерью Леей: «Теперь мой муж будет ко мне привязан (יִלָּוֶה — илаве), ибо я родила ему троих сыновей» (Берешит 29:34).

В 2205 году /1555 г. до н.э./ семья переселилась на родину Яакова, в страну Кнаан, и расположилась станом возле города Шхема (там же 31:17—18, 33:18—19). А когда полтора года спустя правитель этого города похитил сестру Леви, Дину, и надругался над ней, тринадцатилетний Леви вместе со своим братом Шимоном (см.) хитростью сумел уничтожить не только самого насильника, но и всех мужчин Шхема (там же 34:1—29; Берешит раба 80:10). А на упрек Яакова: «Вы меня погубили, сделав ненавистным для жителей этой страны…», — Шимон и Леви непримиримо ответили: «Никому не позволено поступать с нашей сестрой, как с блудницей! Пусть не судачат люди о том, как необрезанные идолопоклонники осквернили дочь Яакова. Пусть они говорят о том, как необрезанные идолопоклонники были перебиты за дочь Яакова!» (Берешит 34:30-31, Таргум Йонатан).

В 2207 году /1553 г. до н.э./ семья обосновалась в Хевроне, где Леви впервые встретил своего праведного деда Ицхака (см.) (Берешит 35:27; Ягель либейну). В течение нескольких последующих лет Леви и его братья изучали основы Б-жественной мудрости под руководством отца и деда (Шмот раба 1:1; Рамбам, Авода зара 1:3).

В 2213 году /1547 г. до н.э./, когда Яаков и его сыновья вновь перекочевали на обширные пастбища возле Шхема, у них произошло вооруженное столкновение с войском семи кнаанских царей, которые попытались отомстить за гибель жителей Шхема. В этом сражении Леви вместе со своими слугами сумел истребить дружину царя города Гааша, Эйлона, — и сам Леви сразил этого царя выстрелом из пращи (Сефер аяшар, Ваишлах; Ялкут Шимони 133; Седер адорот).

Вскоре после этих событий Леви женился на Адине, старшей дочери Йовава, внука Эвера (см.). Молодые супруги поселились в Хевроне, рядом со всей семьей Яакова (Сефер аяшар, Вайешев; Седер адорот). Их сын-первенец получил имя Гершон; в 2215 году /1545 г. до н.э./ родился второй сын — Кеат, а затем еще один — Мерари (Берешит 46:11; Шмот 6:16; Седер адорот).

После победы над семью кнаанскими царями и заключения с ними мирного договора Леви и его братья стали часто перегонять стада на пастбища возле Шхема (Берешит 37:13; Сефер аяшар, Ваишлах). В 2216 году /1544 г. до н.э./ возле Шхема они устроили суд над Йосефом (см.), обвинив его в доносительстве, и Леви, как и Шимон, потребовал для подсудимого смертной казни (Берешит 37:19—20, Таргум Йонатан; Ялкут Шимони, Ваехи 158). А двадцать лет спустя, когда в годы голода Леви и его братья пришли в Египет за хлебом, Йосеф, ставший правителем этой страны, обвинил их в том, что они — кнаанские соглядатаи, и взял в заложники Шимона — именно для того, чтобы отделить его от Леви, так как вдвоем эти братья представляли для него слишком большую опасность (Берешит раба 91:6; Танхума, Ваигаш 4; Раши, Берешит 42:24).

На обратном пути из Египта Леви первым заметил, что деньги, которыми он заплатил правителю Египта за купленное зерно, вновь оказались в его суме. Он крикнул братьям: «Мои деньги вернули!» — тогда и они обнаружили у каждого в суме кошелек с деньгами и тревожно спросили друг друга: «Что это сделал Б-г с нами?!» (Берешит 42:27—28, Раши; Сефер аяшар, Микец; Ялкут Шимони, Ваехи 158).

Все разъяснилось лишь, когда по возвращении братьев в Египет правитель этой страны признался им: «Я — Йосеф, ваш брат…» (Берешит 45:4).

В 2238 году /1522 г. до н.э./ Леви вместе со всей семьей отца переселился в Египет, к Йосефу (Берешит 46:6; Седер олам раба 2; Седер адорот). Пятнадцатого нисана, когда они переходили границу Египта, у второй жены Леви, Оты, родилась дочь Йохевед, которая впоследствии стала матерью величайшего из пророков Моше (см.) и первосвященника Аарона (см.) (Бемидбар 26:59, Раши; Таргум Йонатан, Берешит 46:27; Сота 12а; Бава батра 120а, Раши; Рамбан, Берешит 46:15; Седер адорот; Оцар ишей аТанах, Леви).

В египетской земле Гошен, где поселились семья Яакова, была основана ешива, в которой изучали законы Б-га (Танхума, Ваигаш 11; Берешит раба 95:3; Раши, Берешит 46:28). Во главе этой ешивы Яаков поставил Леви, который отличался особой святостью. Более того, Яаков завещал, чтобы и в последующих поколениях обучением законам Б-га занимались именно потомки Леви (Рамбам, Авода зара 1:3).

В 2255 году /1505 г. до н.э./ году, когда Яаков перед смертью напутствовал сыновей, он упрекнул Леви за грех юности — расправу над жителями Шхема: «Шимон и Леви — братья, им свойственны орудия разбоя. В сговор с ними я не входил и в их замысле не участвовал, ибо в своем гневе они убили людей! …Разделю их в Яакове и рассею их в Израиле!» (Берешит 49:5—7, Ункелус). Но затем Яаков благословил Леви вместе со всеми братьями (Бемидбар раба 13:8). И более того, лишив права первородства своего старшего сына Реувена (см.), Яаков передал Леви особые права первенца при служении Творцу: его потомки должны были стать коэнами и левитами, несущими служение в Храме (Берешит раба 98:4).

И когда сыновья и внуки Яакова переносили саркофаг с его телом в страну Кнаан, то, согласно последней воле отца, Леви был освобожден от ноши — ведь в будущем его потомкам предстояло переносить ковчег завета и служить в святом Храме, и ему не следовало принимать ритуальную нечистоту от мертвого тела (Берешит 50:8; Бемидбар раба 2:8; Сефер аяшар, Вайехи). А после того, как пятнадцатого тишрея 2256 года тело Яакова было погребено в семейной усыпальнице — пещере Махпела, братья снова возвратились в Египет (Берешит 50:13—14; Седер адорот).

Начиная с 2317 году /1443 г. до н.э./, после смерти старшего из братьев — Реувена, Леви стал старейшиной и главой всего рода Яакова (Бемидбар раба 13:8).

Леви бен Яаков умер в Египте в 2331 году /1429 г. до н.э./ в возрасте 137 лет — последним из братьев (Шмот 6:16; Седер олам раба 3; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот).

В мидраше Леви назван одним из величайших праведников человечества: после того как из-за грехов первых двадцати поколений Шехина отдалилась от земли на седьмой уровень Небес, праотец Авраам (см.) сумел «опустить» ее с седьмого уровня на шестой, праотец Ицхак — на пятый, праотец Яаков — на четвертый, а Леви — на третий. Впоследствии в заслугу его сына Кеата Шехина опустилась на второй уровень Небес, в заслугу его внука Амрама (см.) — на первый, а в заслугу его правнука Моше (см.) Шехина вновь обрела пристанище в нижнем мире (Берешит раба 19:7; Бемидбар раба 13:2).

После смерти Леви началось постепенное порабощение сынов Израиля (Шмот 1:6—11; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот). Однако потомки Леви порабощены не были (Танхума, Ваэра 6; Шмот раба 5:16) — они вообще не занимались никакими ремеслами, целиком посвятив свои силы изучению законов Б-га. Левиты создали в Египте целый ряд ешив, в которых изучали традицию, полученную по цепи поколений от Адама и праотца Авраама (Хизкуни, Шмот 5:4).

И когда большинство сыновей Израиля под влиянием изнуряющего рабского труда нравственно опустилось, перестало соблюдать законы праотцев и совершать обрезание, а затем, стремясь во всем походить на египтян, склонилось к идолопоклонству, только три колена не служили идолам — потомки Реувена, Шимона и Леви (Бемидбар раба 13:8). И лишь колено Леви целиком сохранило праведный образ жизни и по-прежнему самоотверженно соблюдало учение праотцев (Танхума, Беаалотха 8; Бемидбар раба 15:12; Рамбам, Авода зара 3:1).

Сыны Израиля вышли из египетского рабства под предводительством прямых потомков Леви — Моше и Аарона (они были внуками Леви по линии матери, и правнуками — по линии отца) (Шмот 2:1—2, 6:20; Диврей аямим 1, 5:27—29; Сота 12а). А когда у горы Синай сыны Израиля создали золотого тельца, ни один из левитов не поклонился ему. По приказу Моше левиты казнили всех, кто совершил этот грех (Шмот 32:26—28; Йома 66б; Танхума, Беаалотха 8; Бемидбар раба 15:12).

И поскольку потомки Леви доказали свою верность Творцу, то при возведении Шатра Откровения они были избраны для служения в нем: Аарон и его сыновья, ставшие коэнами, совершали жертвоприношения и воскурения, а остальные потомки Леви охраняли Шатер и переносили его части во время переходов по пустыне (Бемидбар 1:50-51, 3:1—12).

При подсчете в пустыне левиты не были включены в общее исчисление (Бемидбар 1:47—48), но были пересчитаны отдельно: «все мужского пола от одного месяца и старше» (там же 3:15); их оказалось двадцать две тысячи — их численность не достигала и половины самого меньшего из других колен (там же 3:39, Рамбан).

Стан левитов располагался непосредственно вокруг Шатра Откровения — посреди остальных колен (Бемидбар 1:53; 3:21—38). Знамя колена Леви состояло из трех полос: белой, черной и красной — и на нем были изображены урим и тумим, которые вкладывались в хошен мишпат — судебный нагрудник первосвященника (Бемидбар раба 2:7).

В год перед вступлением в Землю Израиля в колене Леви было двадцать три тысячи мужчин в возрасте от одного месяца и выше (Бемидбар 26:62). Потомки Леви не получили особого надела (там же 18:23—24; Йеошуа 13:14); они расселились среди других колен в предоставленных им для жительства сорока восьми городах (Бемидбар 35:1—8; Йеошуа 21:20-40), — так осуществилось предсмертное предсказание праотца Яакова: «Рассею их в Израиле» (Рамбан, Берешит 49:5—7).

И когда сыны Израиля отвоевали Святую Землю, то перенесенный из Египта гроб с телом Леви, был погребен в городе Мегада, находившемся в наделе колена Шимона — в этом городе поселилось много левитов (Сефер аяшар, Йеошуа; Седер адорот).

Потомки Леви — коэны и левиты — несли служение в Иерусалимском Храме (Диврей аямим 1, 9:1—33). Вместе с тем, среди них было особенно много мудрецов Торы (Дварим 17:9, 33:10; Нехемья 8:7—9; Диврей аямим 2, 19:8; Йома 26а). За свой труд потомки Леви получали от сынов Израиля особые пожертвования, установленные Торой (Бемидбар 18:8—28; Дварим 14:28—29, 26:12).

В период двух тысячелетнего изгнания лишь потомки Леви сохранили точное знание о том, к какому колену они относятся. «Потомство Леви …было самым малочисленным, — писал наш наставник р. И. Зильбер, благословенна память о праведнике. — …Так, не чудо ли это: после всех погромов средневековья, после того, как Гитлер уничтожил треть нашего народа, левиты и коэны сохранились! Почти в каждом городе, где живут евреи, вы найдете и тех и других. Вспомните распространенные фамилии русских евреев: Леви, Левитин, Левин, Левинский; Коган, Каган, Каганович, Кац[1] — это именно они во времена Третьего Храма, которые, даст Б-г, вскоре наступят, будут петь в Храме и разжигать огонь на жертвеннике» («Пламя не спалит тебя», с. 31—32).

[1] Важно отметить, что носители подобных фамилий далеко не всегда обладают алахическим статусом коэна или левита — это определяется, в первую очередь, наличием соответствующей семейной традиции, а в сомнительных случаях необходимо постановление компетентных в этих вопросах раввинов (Прим. редакции).

с разрешения издательства Швут Ами


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Тема дня
Недельная глава Ноах
Тематический обзор, посвященный недельной главе Ноах.
Ноах и Ноев Ковчег, Всемирный Потоп, потомки Ноаха после Потопа и строительство Вавилонской башни, появление на исторической арене праотца Авраама, основоположника монотеизма — вот далеко не полный спектр событий, охватываемых нашей недельной главой. Давайте рассмотрим ближе наиболее интересные и важные из них. Читать дальше

Ноах — цельный праведник

Рав Захария Матитьяу

Майсы

Общее разъяснение смысла потопа и разъяснение понятий «источники бездны» и «окна небесные»

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ноах — муж праведный

Рав Захария Матитьяу

Творец управляет этим миром согласно общей и частной модели. Общее управление не распространяется на каждую особь в отдельности, тогда как частное принимает во внимание духовный статус и заслуги каждого человека. Понятия личности и коллектива в иудаизме переплетены.

К основам русского еврейства

Рав Сендер Урицкий

Разум был не в состоянии охватить две эти крайности: от энтузиазма Дунаевского до диссидентского подполья, с одной стороны, а с другой, внутренние позывы упорно находящейся в оппозиции ко всему еврейской души. Поэтому за родителями и дедами часто замечалась непоследовательность в суждениях.