Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
После смерти Бааль Шем-Това хасидизм распространился по Восточной Европе. Это произошло благодаря харизматической личности Магида из Межерича.

Бааль Шем Тов основал хасидизм, но архитектором, который построил, придал форму и распространил его стал рав Дов Бер9, Магид из Межерич. Он родился в Лукаче10, в молодом возрасте его привлек Бааль Шем Тов, и он стал его ближайшим учеником и духовным наследииком. Рав Дов Бер был магидом, замечательным проповедником11 и выдающимся лидером хасидизма своего времени. Его стали называть Магид. Современники считали его блестящим талмудистом и знатоком кабалы.

Он выступал с речами в маленьких общинах Польши пока не осел в Межериче, где основал центр изучения хасидизма и вдохновил свое поколение. Хотя у его учителя было много великих учеников и соратников,12 но все построил и расширил Магид. До самой смерти в 1772 году он привлекал в свой центр блестящие умы, исключительные и сильные личности. И там растил их в великих лидеров, дальновидных политиков, практических мечтателей, вдохновенных учителей и святых людей. Магид мог взять человека выдающегося потенциала и развить его в цадика, ключевую фигуру успеха хасидизма.

Имена его учеников и коллег стали легендой. Среди них были рав Элимелех из Лиженска и его брат, святой и скромный человек, рав Зуша из Аниполи, рав Шнеур Залман из Ляд, рав Исраэль (магид) из Кожница и рав Нахум Тверский из Чернобыля, рав Аарон Перлов из Карлина, основатель хасидизма в Литве, рав Яаков Иосеф из Острога, рав Леви Ицхак из Бердичева, рав Хаим из Амдуры, рав Авраам Аба Вайнгартен из Любашева, рав Мешулам Файвиш Геллер из Збарича, рав Шломо Голиб из Карлина, рав Авраам из Калиска, рав Пинхас аЛеви Горовиц и его брат рав Шмелке из Никольсбурга.

Магид и его ученики воспитали следующее поколение цадиков, которые продолжали распространять хасидизм по Восточной Европе. Биологические потомки Бааль Шем Това17, рав Барух из Меджибожа, рав Моше Хаим Эфраим из Седикова (1740-1800), рав Исраэль Мертвый (прозванный так, потому что в детстве он, как считали, умер, а потом вернулся к жизни) и рав Нахман из Бреслава принесли весть хасидизма во все части Польши и Украины. Но преемником Бешта стал не его потомок, а Магид.

В первом поколении хасидскими лидерами становились обычно за заслуги, а не по династическим линиям19. Такие лидеры приводили движение в новые земли, благодаря своей учености, рвению, святости, силе личности. Правнук Магида, рав Исраэль Фридман из Рыжина20, стал легендой и во многом способствовал распространению хасидизма в Австро-Венгерской империи. Рав Шабтай из Рашкова привил хасидизм в Бессарабии, рав Йегошуа Гешель из Апта внес его на Украину, рав Ашер из Сталина — в польскую Литву, рав Дов Бер Шнеерсон в Белоруссию и рав Ицхак Тауб из Калева — в Венгрию. К 1810 году хасидизм доминировал в еврейской Восточной Европе за исключением Балтики: Пруссии, Литвы, Лавии и северной России. После 1815 года хасидские лидеры всегда избирались из родни. Это стало индикатором конца революционного периода хасидизма и его эволюции в «истэблишмент» большей части восточноевропейского еврейства.

9 Год его рождения неизвестен, где-то между 1704—1710 годами.

10 Или в неизвестной деревне на Волыни.

11 Он был магидом в Кореце и Ровно. Во многих местах был постоянный раввин, дающий законодательные решения практических вопросов, а магид обращался к сердцу народа. Часто они ездили с места на место, где говорили в синагогах, зарабатывая этим на жизнь.

12 Вот некоторые из его современников и соратников: рав Яаков Иосеф из Полно (автор Толдот Яаков Йосеф), рав Пинхас Шапиро из Кореца, рав Шабтай из Рашкова, рав Меир из Перемышлян, рав Цви Гирш из Каменки, рав Хаим из Красно, рав Лейб из Шполы (Шполер Зейде — дедушка из Шполы), рав Менахем Мендель из Витебска, рав Авраам Гершон из Китова (брат жены Бааль Шем Това), и рав Исраэль из Сатанова (вначале противник хасидизма, которого Бааль Шем Тов сделал своим учеником и последователем).

13 Основатель движения Хабад (названного по первым буквам слов Хохма, Бина, Даат — трех уровней мудрости) и династии ребе из Любавич (Шнеерсонов). Его книга Сефер аТания — одна из основ философии хасидской Кабалы.

14 Раби из Бердичева славился исключительной любовью к евреям и защитой народа от его врагов. В молитвах за еврейский народ он всегда подчеркивал его прирожденную доброту и достоинства, находя извинения нарушениям. Он дошел до того, что символически вызвал Творца на дин Тора — суд Торы — чтобы оправдать народ Израиля и освободить его из изгнания, этот суд дин Тора мит Готт (идиш) потом вошел в песню.

15 Вначале он был учеником Гаона из Вильно и яростным противником хасидизма, но Магид «обратил» его, и вместе с равом Менахемом Менделем из Витебска и равом Гершоном Китовером он основал хасидскую общину в Стране Израиля и конце девятнадцатого века.

16 Позднее он стал раввином Франкфурта на Майне и, хотя был известен как хасид, не проповедовал это публично в этом оплоте нехасидских евреев.

17 Его дочь Адель тоже была цадекет — праведницей, которая делала чудеса и фактически была хасидским лидером при своем отце (акроним — Бешт). В первом поколении хасидизма были и другие женщины, которые обрели статус лидеров, одной из них была Фейга, дочь Адели.

18 Один из самых замечательных персонажей хасидизма (1772—1810 гг). В отличие от других хасидских направлений, после его смерти его последователи не избрали другого ребе. Эти хасиды часто ездили на его могилу в Умань на Украине, несмотря на все трудности даже во время правления коммунистов. Учение рава Нахмана записал его великий ученик рав Натан Штайнгарц. Главные его книги: Ликутей Мохаран (молитвы и службы) и Сихот Мохаран (беседы), а также Сипурей маасиет (философские, кабалистические сказки — последние две книги есть в русском переводе, как и ряд работ о нем). Его кресло по кусочкам разобрали хасиды и перевезли в Иерусалим, где оно стоит теперь в главной бреславской синагоге. Многие называют его «мертвым хасидизмом», потому что ребе уже нет в живых, но жизнь бреславских хасидов опровергает такое название.

19 См. Диврей Хаим рава Хаима Альберштама, знаменитого рава из Цанз, который говорит, что наследие должно передаваться людям, наделенным высшим вдохновением и силой молитвы, а не просто по наследству.

20 Родился в 1797 году, жил как князь, окруженный слугами, придворными, ездил на золотой карете, но все это для публики, чтобы вызвать уважение к положению цадика. Сам же избегал удовольствий, был склонен даже к аскетизму. Он привлек тысячи последователей, но и создал себе много противников среди других хасидских групп. Его ложно обвинили в смерти двух евреев-доносчиков и посадили в тюрьму на двадцать два месяца. После освобождения он все еще был в большой опасности, пока не переехал со своим двором из Рыжина царской России в Садигур, в то время под управлением Габсбургов. Его приезд в Буковину оживил там хасидизм, и десятки тысяч евреев стали его учениками. Но экстравагантное поведение в обществе вызвало сильную критику. Один из таких споров между хасидами Цанз и Садигура стал легендарным. Рав Исраэль умер в 1850 году (3 хешвана 5611). Умирая, он сказал, что не получил от этого мира никакой радости. Многие хасиды и другие современники признавали его святость, благочестие и вдохновенное руководство.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Светится лицо человека, который всегда радостен, от него исходит свет, здорово тело его, и старость не приходит к нему быстро, как сказано: «Радостное сердце освещает мир». Читать дальше