Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Вообрази себя канатоходцем над пропастью. Как сохранить равновесие? Едва твоё тело потянет в одну сторону, тянись в другую»Раби Исроэль из Рижина
Некоторые люди по доброте душевной или из-за других соображений переписывают на себя чужие долги. Их возврат может оказаться сопряженным с запретом на проценты, даже если речь идет о компании, подписавшей этер-иска.

Когда берешь на себя долги другого еврея или выплату его ипотечной ссуды, может возникнуть проблема процента. Рассмотрим следующие примеры.

Случай 1

Вопрос

Реувен задолжал финансовой компании 5000 шекелей, которые, кстати говоря, у него есть, и он собирается их заплатить. Но тут оказывается, что Шимон, его знакомый, срочно нуждается в наличных деньгах. Шимон просит Реувена: «Одолжи мне эту сумму, и я оплачу твой долг финансовой компании плюс все будущие проценты». Можно ли пойти ему навстречу?

Ответ

Нет, поскольку Реувен продолжает оставаться должником финансовой компании. Поэтому Шимон, становясь должником Реувена и выплачивая проценты финансовой компании, приносит выгоду Реувену, который в действительности сам должен выплатить компании установленный процент. В результате нарушается запрет на выплату процента между евреями.

Случай 2

Вопрос

Леви осталось выплатить 89 тысяч шекелей по ипотечной ссуде, которую он взял на покупку дома. Теперь он собирается продать этот дом Йеуде за 100 тысяч шекелей. Йеуда не может получить ипотечную ссуду, поэтому Леви делает ему встречное предложение: пусть Йеуда обяжется выплатить за него оставшуюся часть его ссуды, доплатив 11 тысяч наличными. Разрешена ли такая сделка?

Ответ

Нет. Дело в том, что дом продается за 100 тысяч шекелей. Из этой суммы Йеуда выплачивает 11 тысяч, а оставшиеся 89 тысяч он будет выплачивать в виде долга. Плюс проценты ипотечной компании! Получается, что, выплачивая проценты ипотечной компании вместо Леви, он как бы платит проценты самому Леви, который все еще должен 89 тысяч и проценты ипотечной компании, где он взял ссуду. Запрещение действует даже в том случае, когда компания — еврейская и действует на основании этер-иска.

Возместимые расходы по займу

Заимодавцу разрешено взыскивать с получателя ссуды определенные расходы, которые он понес в связи с ее предоставлением.

Категория I. Расходы на оформление документов

Получатель ссуды должен оплатить расходы на составление всех юридических документов.

Категория II. Расходы, связанные с оформлением залога на ссуду Если ссуда получена под закладную, все расходы, связанные с оформлением закладной и страхованием закладной собственности, можно возложить на получателя ссуды.

Категория III. Расходы по выплате долга

Расходы, связанные с усилиями по возвращению долга, тоже необходимо возмещать. Сюда входят стоимость писем с напоминанием и оплата услуг адвоката, если дело дошло до суда.

Расходы, которые не разрешается взимать

С получателя ссуды нельзя требовать возврата следующих дополнительных расходов:

а) проценты, уплаченные заимодавцем, чтобы получить деньги под заем

б) потерянные доходы заимодавца, которому пришлось изъять одолженные деньги из прибыльного дела.


В этой недельной главе повествуется о приобретении Авраамом легендарной пещеры Махпела в Хевроне, погребении праведницы Сары, сватовстве Ицхака и Ривки. Читать дальше

Недельная глава Хаей Сара

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.

Разъяснение смысла выражений «и скончался», «и умер», «и присоединился к народу»

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.

Жизнь, шидух и похороны. Хаей Сара

Рав Бенцион Зильбер

Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

На тему недельной главы. Хаей Сара

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».

На тему недельной главы. Хаей Сара 2

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.

Избранные комментарии к недельной главе Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.