Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рав Ицхак всегда и везде давал уроки Торы...


Рав Ицхак всегда и везде давал уроки Торы, часто ограничиваясь для смешанной аудитории событиями и комментариями Недельной главы. И тогда, когда ставил кому-то Хупу, и на других свадьбах, и на Бар-Мицвах
(Совершеннолетие в 13 лет), и на Брит-Миле, и на любом собрании нескольких евреев. Ему не было важно, шум ли здесь, ревут ли громкоговорители оркестра, поглощают ли слушатели угощения. Я знал, что без слов Торы рав не видит сути своего существования. Он давал уроки и в коридорах больниц, и в холле дома отдыха для выздоравливающих, и, лежа с воспаленной ногой, на диване у себя дома.

Без Торы нет жизни. Нет, рав не говорил этих слов, он просто показывал всем своим существом, всей, перенасыщенной ежедневными событиями, жизнью.
Поэтому в разгаре любого торжества, где присутствовал с равом, я подходил к оркестрантам и просил прекратить на некоторое время музыку и дать микрофон. Странно, но они тотчас же соглашались, слыша, кто должен говорить.
А ведь самые "главные" на таких торжествах: музыканты и еще фотограф. Рав не заставлял себя ждать ни минуты. Тут же брал в руки микрофон и начинал наполнять зал словами Торы. Ах, как нам этого сегодня недостает.

Я бывал
почти ежедневно на разных уроках рава Зильбера, но ни разу не пришлось быть на его субботних уроках, о которых я много слышал. Уж слишком большое расстояние разделяло нас.

Это произошло лет 12-13 тому назад. Рав-гаон Йоэль Шварц преподавал нам в иешиве "Двар Иерушалаим". Именно к нему на уроки направил нас рав Ицхак, именно с равом Шварцем он советовался по алахическим вопросам, именно его он уважал за открытость нестандартного мышления и глубокие знания всей Торы.
В то время габаем нашей синагоги в Рамоте-алеф "Шаарей Твуна" был сын рава Шварца р. Ицхак Шварц. Однажды рав Йоэль гостил в субботу у сына. Его пригласили в два места дать уроки. Я обратился к раву Шварцу с просьбой дать урок на иврите и у нас дома, с чем он (так похоже на рава Ицхака) сразу же согласился. Я рассчитывал на 7-10
человек, которые придут к нам домой. К моему удивлению наша квартира была переполнена 40-50 аврехами.

После урока я сказал раву Йоэлю, что жаль - у нас нет в субботу урока на русском языке, а столько жаждущих.
- Вот ты  и организуй.

Я посмотрел на него в удивлении, кто я такой и как это организовать, но тут же вспомнил, как рав послал меня на радио.

В свое время на всех ивритских религиозных радиостанциях был мой уголок медицинских передач с практическим уроком на расслабление "Души и тела
исцеленье". Я очень переживал, что нигде на радио не было передач по-русски для огромной русскоговорящей алии. Как-то на уроке я пожаловался раву Шварцу. И тогда он мне коротко сказал:
- Вот ты и организуй.
Когда мудрец и праведник говорит, - надо беспрекословно слушаться. Я пришел к руководителю радиостанции "Коль нешама" (Голос души).
- Тебе нравятся мои медицинские передачи?
- Да, очень. Мы даже хотим их проводить не дважды в неделю, а три раза.
- Хорошо. Я согласен. Но при условии, что ты дашь мне полтора часа на передачу на русском языке "Возвращение к Истокам".
- ???..
Так кто же будет слушать на русском?..
Да и в это время мы потеряем слушателей.                           - Я согласен только на этом условии

Э
та передача существовала еженедельно более полутора лет. Сохранились 49 аудиокассет с передач, которые путешествуют по весям бывшего Советского
союза. Несколько раз выступал и рав Бенцион Зильбер и раз семь сам рав Ицхак, который, как обычно, никогда не отказывался чем-то помочь русским евреям. Много интереснейших людей нашей алии участвовало в этих передачах. Как мне их удалось собрать, не приложу ума.
Просто - Сията дишмая (Личное наблюдение Небес).

Помню эпизод, когда в малюсенькой плохо проветриваемой студии мы все сидели
только в майках и малых талитах поверх, обливаясь потом.
Рав Ицхак надел пиджак и шляпу.
- Рав, здесь же так душно, и мы одни и закрыты.
- Но ведь меня слушают тысячи людей.
В
этом весь рав Ицхак Йосеф Зильбер (зацал!). После субботних слов рава Шварца я обратился с вопросом к раву Ицхаку.
- О чем разговор? Не только можно, а очень нужно организовать субботний урок на русском языке. Если пожелает В-вышний, то и я приму когда-нибудь участие.
- Квод арав, тогда благословите.
И рав Ицхак Зильбер благословил наш субботний урок.

Урок с Б-жьей помощью проходит уже более 10 лет. Он состоит из трех частей. Вначале полчаса - Алаха, в основном законы Субботы и очередных праздников.
Затем недельная глава Торы. После этого собираются женщины, и жены аврехов тоже, которые приводят своих детишек, а малышей оставляют на попечении
мужей. Они читают ТЕИЛИМ (Псалмы Давида).
Много незамужних и неженатых создали семьи, благодаря этим чтениям; многие тяжело больные выздоровели... Когда только начали читать Теилим, а в то время были страшные взрывы в иерусалимских автобусах  18,  я взял на себя смелость заявить:
- Дорогие женщины, вот вы начинаете читать большой группой (а бывало и до 40 человек вместе с детьми) Псалмы Давида. Это великое дело. Вот посмотрите, что только будет в вашу честь... И действительно, ужасные взрывы как-то внезапно прекратились.

Вели и ведут уроки выдающиеся евреи наших Рамот.
Несколько лет Недельную главу вел старейший житель Рамота и интереснейший преподаватель, учитель профессионал еще с советских времен, р. Ицхак
ГОЛЬДЕНБЕРГ. Субботние Законы преподавал аврех р. Давид Хазанкин. Затем стал вести Недельную главу до серьезной операции аврех р. Александр КАЦ, издавший потрясающие тома на русском языке "Еврейские мудрецы" (там много написано и про рава Ицхака Зильбера) и "Берешит" с комментариями
РАМБАНа (впервые на русском языке). Какое-то время он вел и Законы Субботы. После и до последних времен Недельную главу преподавал прекраснейший лектор,
аврех р. Авраам ШИЛЬМАН, который периодически уезжал в Россию, устраивать семинары для русских евреев. Очень часто заменял постоянного преподавателя глава колеля, прекраснейший лектор, глубокий знаток Торы р. Александр ТРАХТЕНБЕРГ. А Субботние Законы преподает же несколько лет рав Александр НЮРЕНБЕРГ,
который из сухих законов может приготовить такой вкусный "цимес", что специально послушать его прибегают на первые полчаса наши женщины,
обремененные большими семьями. Часто заменяют отсутствующего р. А.Шильмана во время его поездок в Россию и рломо ШАПИРО, и р.Ури Калюжный, и р. Хайкин, а в последнее время новоприбывший из С.-Петербурга р. Ш. Азимов.

Честь и слава всем им, которые продолжают начало рава Й. Шварца и выполняют благословение Праведника поколения нашего общего Учителя рава Ицхака Иосефа
ЗИЛЬБЕРА!





Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше