Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Статья З.-С. Левина из чикагской газеты «Шалом», посвящённая памяти раввина Ицхака Йосефа Зильбера

Девятого ава этого года, когда уже наступила ночь этого дня поста, скорби и покаяния, тысячи евреев, жителей Иерусалима и многих других городов и поселений Эрец Исраэль (Страны Израиля) пришли на площадь перед иерусалимской синагогой Эзрат-Тора, чтобы проститься с равом Ицхаком Йосефом Зильбером (да будет благословенна память праведника!), которого в бывшем Советском Союзе знали как рава Ицхака Казанера (р. Ицхака из Казани), а в Израиле — как Русского Рава.

Люди стояли плотно к друг к другу (их было, как подсчитали, не менее десяти тысяч) и в скорбном молчании слушали речи Эспеда (прощания), которые с рыданием произносили со стены синагоги известные раввины, главы ешив и сын покойного, рав Бенцион Зильбер. А потом провожали покойного на кладбище. Сотни людей стояли по краям этой скорбной дороги. А потом, уже за полночь, присутствовали при погребении на иерусалимском кладбище «Ар а-Менухот».

Так прощаются только с самым близким и важным человеком, чей уход — утрата невосполнимая для многих и многих. Но, наверное, как радуются там, на Небесах, куда лежит дорога праведника…

Рав Ицхак Зильбер прожил удивительную жизнь. Родился в 1917 г. в семье раввина в Казани. Традиционное еврейское воспитание и образование получил, по понятным причинам, в обстановке строжайшей секретности от своих родителей (да будет благословенна их память!). Ни одного часа не учился в советской школе, но почти невероятным образом сумел получить высшее образование (он закончил Казанский университет, проявив выдающиеся математические способности), многие годы работал школьным учителем. И при этом оставался соблюдающим евреем и никогда не прерывал свое изучение Торы и Талмуда. Даже в сталинском концлагере, куда он попал по сфабрикованному обвинению и где ему пришлось быть водоносом (таскал из реки воду для заключенных), он умудрялся между пробежками с тяжелыми ведрами заскочить в отгороженное занавеской укромное место и хотя бы на несколько минут погрузиться в чтение Мишны…

КГБ не оставляло его своим вниманием и потом, в 60-е годы. Его выгнали с работы, хотели отобрать у него детей. Пришлось ему бежать в Ташкент и бедствовать там с семьей. Но и там рав Зильбер становится центром притяжения местной общины, налаживает обучение Торе взрослых и детей.

В 1972 г., после многих лет отказа, осуществилась его мечта с детских лет — он оказался с семьей на Святой Земле. И в том же году был приглашен в Америку для участия в сборе средств на религиозное обучение детей, приехавших из СССР. Там он провел, по его словам, «счастливые дни» — — встречался с самыми разными людьми и много выступал. От раввина Моше Файнштейна, одного из «глав поколения», получил смиху — удостоверение, что он, Ицхак Зильбер, является раввином, обладающим всеми необходимыми знаниями (в ешиве ему учиться не довелось).

Больше часа беседовал с ним Любавичский Ребе, который на вопрос, чем ему заняться в Израиле, чтобы принести больше пользы, порекомендовал в качестве важного и б-гоугодного дела заниматься русскими репатриантами. «И я стал это выполнять», — писал рав Зильбер.

На Эспеде в седьмой день после кончины рава его сын, рав Бенцион Зильбер, говорил, что отец не оставил, видимо, никакого завещания (документа), но завещанием его нам, живущим, будут его книги, пример его добрых дел.

Книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе», «Пламя не спалит тебя», «Я принадлежу моему другу» чрезвычайно популярны среди русскоязычных евреев разных стран и континентов. Многим и многим они открыли путь к Торе, к еврейскому образу жизни. Незадолго до своего ухода рав Зильбер выпустил в свет прекрасно оформленный и снабженный множеством фотографий том своих воспоминаний «… Чтобы ты остался евреем». Тираж книги разошелся мгновенно, и теперь готовится новое издание этих мемуаров.

Активно действует созданная равом Ицхаком Зильбером религиозно-просветительская организация «Толдот Йешурун», в которой более двухсот преподавателей, многие из которых были его учениками, несут свет Торы репатриантам из бывшего СССР.

А сколько людей (и я в том числе) с благодарностью и душевным волнением вспоминают его уроки, на которых царила атмосфера духовного подъема и единения. Казалось, из самих добрых глаз Учителя изливался свет Святой Книги, а его рассказ об эпизодах своей многотрудной жизни и встречах с самыми разными людьми служил логическим продолжением изучаемых недельных глав…

Особенно запомнился мне рассказ рава, вошедший в книгу его воспоминаний, о том, как в Казани во время войны в доме, снятом под синагогу, где на скамьях лежали ослабевшие от голода и холода беженцы (им некуда было больше деться), стал появляться странный человек, который после вечерней молитвы наделял каждого из них буханкой хлеба (целое состояние по тем временам!) и деньгами на покупку килограмма картошки. «Кто это был? Может, пророк Элияу? <…> Мы не знали, кто он, а спрашивать было не принято. Любознательными были только доносчики». Потом узнали, что зовут этого человека реб Ицхак Сандок (Исаак Зусманович Сандок). «Работая мельником, реб Ицхак собирал мучную пыль, которая браковалась и в дело не шла. Пыли было много, и он выпекал из нее хлеб, строго по еврейским правилам и отделяя халу (долю от теста). Этот хлеб реб Ицхак раздавал людям». Себе он ничего не оставлял и жил бесприютно (во время эвакуации из белорусского города Могилева он, спасая других, не успел вывезти свою семью, немцы убили его жену и троих детей).

«Это был необыкновенный человек. Каждый год двадцать четвертого ава я отмечаю его йорцайт, — говорил рав Зильбер и неожиданно добавлял: — Я перед ним страшно виноват и не могу ничего поправить. Мне следовало послушаться матери, а я не послушался. Реб Ицхаку к концу войны было по пятьдесят, и мы подумали: может, он еще женится и у него будут дети. Незамужних еврейских женщин в Казани было очень мало, я имею в виду — религиозных. С одной такой религиозной женщиной лет тридцати шести я предложил реб Ицхаку встретиться.

Они встречались раза два-три. Он молчит. Мама сказала:

— Ицхак, раз он молчит, не надо уговаривать. При сватовстве не уговаривают!

Но я боялся, что через год-два ему уже поздно будет жениться. А он ценил мое мнение. Вскоре они поженились. И не то чтобы под нажимом, но все-таки… Этот брак не был счастливым. Новая жена Сандока несколько лет болела и умерла. Детей у них не было. Реб Ицхак так и остался бездетным. Может быть, не уговори я, его жизнь сложилась бы иначе».

На своих уроках рав Ицхак Зильбер учил своих учеников Торат хайим веаават хэсэд (Закону жизни и бескорыстной любви). И он сам давал наглядный пример исполнения этого Закона. Сейчас, когда его уже нет с нами (да будет благословенна память праведника!) многие и многие вспоминают, что он сделал для них. Он ставил хупу молодым и пожилым (я присутствовал у него дома на обряде еврейского бракосочетания жениха и невесты, которым было за восемьдесят), устраивал бриты и геты (разводные письма), доставал талит и тефилин, находил для нуждающихся врача или адвоката, давал щедро деньги из своего небогатого кармана, не слишком надеясь на отдачу…

Вся жизнь рава Ицхака Зильбера была посвящена служению Всевышнему и людям.

Он ушел в канун 9 ава, дня величайшей скорби о разрушении Храма, дня, который, по мнению мудрецов, станет праздником после прихода Машиаха. И на этом празднике, я убежден, будет присутствовать и рав Ицхак Зильбер…

Статья опубликована в выходящей в Чикаго (США) газете «Шалом» (Элуль 5764 — Август 2004).


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше