Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«А того, кто жалеет, Всевышний пожалеет, как сказано: «И даст тебе милосердие, и пожалеет тебя, и умножит тебя» (Дварим 13; 18).»Орхот цадиким. Щедрость
Немецкие власти заставляли евреев принадлежать к одной общине. Насаждение реформизма привело к расколу и созданию отдельных ортодоксальных конгрегаций.

Ортодоксальное (традиционное) еврейство по-разному отвечало новому обществу Эмансипации и Реформы. Вначале оно было ошеломлено скоростью распространения Реформы. Большинство западноевропейских евреев ослепил свет новой свободы и, выйдя из гетто, они были готовы оставить там и традиционную еврейскую жизнь. К 1850 году Реформа стала доминантой в официальной жизни кегилы (еврейской общины) во многих общинах западной и центральной Европы. Но потом традиционное еврейство перешло в мощную контратаку. Это оживление ортодоксии было результатом усилий многих ведущих раввинов,1 которые дали разные ответы на вызов, брошенный Реформой.

Одним из них был рав Исаак (Зелигман Байер) Бамбергер,2 известный как рав Вюрцбурга в Баварии. В своей общине он усилил ортодоксию в той форме, которая вызывала уважение в обществе. Он создал большую синагогальную конгрегацию, открыл и поддерживал ешиву и программу подготовки раввинов, а в 1855 году создал полную еврейскую образовательную систему от начальной школы до старших классов включительно. Он был замечательным талмудическим ученым, плодовитым автором книг о галахе (законе), Талмуде, обычаях, грамматике иврита и толкованиях.3 У него было и широкое светское образование, хотя неформальное и не ориентированное на университет. Благодаря его личности, образованию, высокому раввинскому статусу и умеренности, он представлял трудную мишень для Реформы, и умело сдерживал ее в Германии.

Почти без исключений германское государство и городской закон обязывали евреев принадлежать к одной религиозной общине. Когда Реформа стала доминировать в большинстве структур кегилы, ортодоксальных евреев заставляли продолжать платить взносы в реформистскую общину, даже в тех случаях, когда новые лидеры закрывали ешивы и миквы (ритуальные бассейны). Многие ортодоксальные лидеры боролись за то, чтобы сохранять и создавать собственные общины. Постепенно немецкий закон дал им такие права, и в 1876 году это стало законом во Франкфурте на Майне. Когда германский закон позволил евреям выходить из реформированных религиозных общин и создавать свои ортодоксальные общины, они появились в нескольких городах.

Рав Бамбергер был практиком. Если ортодоксия могла сохранить автономию внутри общества, он противостоял переменам. А если в местном еврействе верх брала Реформа, которая не мирилась с иудаизмом Торы, рав Бамбергер советовал создавать отдельную ортодоксальную общину. Он твердо верил, что позитивными делами — строительством синагог, ешив и школ — можно повлиять на Реформу, и традиционные формы иудаизма постепенно победят. Поэтому, когда реформистская община Франкфурта на Майне предложила умерить свою враждебность и смириться с нуждами традиционных евреев, рав Бамбергер публично выступил против отделения. И здесь он противостоял раву Шимшону Рафаэлю Гиршу, который повел своих последователей в отдельную общину. Позиция рава Бамбергера привела к расколу франкфуртской ортодоксальной общины. Его прагматический подход был принят большинством ортодоксальных евреев Германии, которые считали рава Бамбергера вождем ортодоксии.

1 Среди лидеров немецкой ортодоксии, которые боролись с Реформой, были Хахам Ицхак Бернес (1792—1849), раввин Гамбурга; рав Яаков Этлингер (1798—1871) из Альтоны, автор знаменитой талмудической работы Арух лаНер. Они были основными ранними учителями рава Шимшона Рафаэля Гирша.

2 1807—78 годы.

3 Одна из его самых популярных работ — Амира левейт Яаков, опубликована в Фурте в 1858 году.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Эту молитву читают стоя, не сходя с места и не отвлекаясь, с сознанием того, что молящийся предстает перед Вс-вышним — Царем царей. Амиду читают ежедневно три раза в день, и это приурочено ко времени выполнения служений в Иерусалимском Храме. Читать дальше

Молитва Шахарит. Молитва Шмоне Эсре

Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»

Предлагаем вашему вниманию основную часть утренней молитвы, которая носит название «Амида» или «18 благословений» Эту молитву произносят шепотом, стоя, отсюда и ее первое название (на иврите глагол «лаамод» означает «стоять»).

Молитва Маарив. Молитва Амида, окончание молитвы

Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»

Вечернюю молитву читают после выхода звезд. Она состоит из благословений до чтения «Шма Исраэль», после чего следует молитва «Амида».

Про дополнительные вставки в молитвы в «Десять дней Раскаяния»

Рав Ицхак Зильбер

В последний месяц года мы должны каждый день подумать и вспомнить, что мы сделали не так, что нам нужно исправить

Тайна восемнадцати благословений. Сосредоточение во время молитвы

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Кому-то может показаться, что просьбы направлены к всемогущему роботу, приводящему в мир землетрясения, автомобильные катастрофы, ураганы... Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Кицур Шульхан Арух 18. Законы молитвы «Шмонэ Эсрэ»

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Тайна восемнадцати благословений. Благословение первое

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сравнив Всевышнего с кем или чем бы то ни было, мы неизбежно уподобимся малышу, лепечущему: "Всевышний – как мой ребе!". Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

О порядке дня и молитвы

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»

Тайный смысл некоторых ежедневных обрядов, заповедей и молитв.

Продавец алмазов

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Молитва стала неотъемлемой частью нашей жизни . Выделяя для неё драгоценное время, мы вправе спросить: что же, в сущности, такое молитва, какой она должна быть, и как использовать её до конца? Что сказать о хозяйке, еженедельно пекущей халы, равнодушной к их качеству? Хозяйке, не стремящейся совершенствовать мастерство? Затратив столько сил, возлагая столько надежд, можно ли с безразличием отнестись к результату? Цель этой книги — понять: что происходит во время молитвы? Какие возможности открываются, что за трудности стоят на пути? Молитва — не ещё одна нагрузка (стирка, уборка, а теперь и молитва), но радость и удовольствие. Молитва приятна и сладка. Вкусив из этого плода, мы будем искать свободную минутку, чтобы отведать от него ещё. Мы ощутим неизбывную потребность постоянно окунаться в эти прохладные воды, чтобы, ощутив прилив новых сил, провести наш день, со всеми его трудностями, полными оптимизма и уверенности в успехе.

Врата молитвы 5. Стояние

Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы»

Повторение молитвы

Таблица законов прерываний во время молитвы

Рав Йеуда Володин

Что делать, если опоздал на молитву или молишься медленно? Когда можно отвечать «амен» на молитву кантора и общины, а когда нельзя?

Тайна восемнадцати благословений. Что мешает молитве?

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сказать, что у девяноста девяти процентов молящихся сложности с сосредоточением в молитве, было бы неправдой. Эта проблема затрагивает все сто процентов молящихся. Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Тайна восемнадцати благословений. Благословение шестое. Просьба о прощении

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Только Всевышний может разрешить вернуть, как в шахматной игре, безответственные шаги назад... Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"