Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Люди, выросшие в религиозных семьях, могут помочь баалей-тшува, дав им полезные советы. О том, как растить хороших детей, верных Торе.

Оригинал статьи напечатан на сайте BeyondBT.com

Недавно я встретил взрослого сына талантливого раввина и педагога, который в свое время сделал тшуву. Сын, которого я повстречал, ученик одной из самых престижных израильских йешив, показался мне примером всего лучшего, что могут предложить мир «ортодоксов от рождения» и мир возвратившихся к еврейству.

Будучи баал тшува, воспитывающим своих детей в «йешивише» мире, я могу только пожелать себе так же вырастить своих собственных сыновей. Поэтому я и попросил отца моего знакомого поделиться своим «секретом», который привожу ниже.

Хочу сразу заметить, что каждая семья, каждый родитель и каждый ребенок имеют свои особенности и требуют своего подхода; я также понимаю, что взгляды моего собеседника затрагивают серьезные вопросы ашкафы. Тем не менее, будучи лично знаком с «результатами» его подхода и считая его идеи заслуживающими внимания, предлагаю его читателям. Дай Б-г, чтобы мы все удостоились вырастить замечательных детей — какими бы «рецептами» для воспитания мы не пользовались.

Итак:

  • 1. Отсутствие напряжения и спокойная атмосфера в доме. Я хочу, чтобы жизнь моих детей не казалась им удушающей, а воспринималась легкой и светлой. Хочу подчеркнуть, что эта легкость идет не от калут рош (легкомыслия), а от осознания того, что Ашем нас любит. Такая атмосфера не зависит от обстоятельств; она возможна в самых тяжелых условиях: даже если умирает кто-то из родителей, при разводе или финансовых проблемах. (Для меня это, наверное, самый важный совет, и требуется найти очень непростой баланс. Один мой знакомый, очень мудрый человек, как-то сказал, что кто угодно может стать первоклассным садовником на Гавайях — дети могут «цвести» даже при наличии тяжелых жизненных обстоятельств, но в «хорошей» семейной атмосфере).
  • 2. Никакого крика — никогда.
  • 3. Ошибка — не трагедия, а часть жизни. Я хочу, чтобы мои дети чувствовали, что они могут иногда ошибаться или шалить. После проступка нужно извиниться, постараться сделать тшуву — и идти дальше. Нет необходимости раздувать такие инциденты.
  • 4. Если я повел себя неправильно — надо извиниться перед детьми. Я тоже не совершенен.
  • 5. Я не «зацикливаюсь» на оценках; для меня гораздо важнее мидот (качества характера) — и мои дети это знают.
  • 6. Никаких «ярлыков» — даже позитивных. «Ты хорошо поступил», а не «Ты хороший мальчик». (Иначе выходит, что ты хорош не потому, что ты хорош изначально, а только из-за твоего поступка. Эту тему можно развивать, но я пытаюсь быть кратким).
  • 7. Хвалите поступок, а не ребенка.
  • 8. Никаких наказаний — только последствия их действий (баланс очень непростой, и достижение его требует времени и усилий. Мне в этом и некоторых других вопросах помогла теория семейной терапии Адлера).
  • 9. Не бойтесь задавать глубокие вопросы, как только дети к ним готовы: «Откуда ты знаешь, что Ашем существует?» «Откуда ты знаешь, кто записал Тору?». Естественно, родитель должен не только задавать вопросы, но и давать на них ответы.
  • 10. Поощряйте детей задавать вопросы, которые их беспокоят. Цените и проявляйте уважение к вопросам типа «Почему я должен соблюдать Шаббат?» или «Как мир может быть не старше 6000 лет?». Не надо бояться таких вопросов — они дают Вам замечательный шанс как воспитателю.
  • 11. Никто не заставляет тебя соблюдать Тору — выбор, в конечном итоге, за тобой. Было бы очень глупо выбрать обратное — но выбор твой; никто на тебя не «давит». Ты не оказываешь мне любезность своим соблюдением. Делай это не ради меня, а ради себя — потому что это правильный выбор.
  • 12. Я стараюсь пройти «по верхам» Танах и 613 заповедей с каждым из детей один на один. Я даю им призы за запоминание тарьяга (613 заповедей) или Пиркей Авот.
  • 13. Религиозный мир имеет свои «заскоки», но это лучший мир, который у нас есть. Будь частью этого мира — но не частью его негативных аспектов; оставайся независимым. Лучше быть широко мыслящим родителем в более «правой» школе, чем «узкомыслящим» в менее религиозной.
  • 14. Несоблюдающие евреи — «не меньше евреи», чем мы. Неевреи созданы по образу Б-га — неприемлемо смотреть на них с презрением. Общеобразовательные предметы важны и значимы.
  • 15. Ты отвечаешь за парнасу (пропитание) в семье. Это ответственность мужа, а не жены.

О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»