Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отношение к нам самим зависит от того, как мы относимся к Торе. Богачи Вавилона обладали важной заслугой, уважая Тору и поддерживая ее изучение.

4:8 Раби Йоси говорит: «Если человек почитает Тору, люди почитают его самого; если же он позорит Тору, люди позорят его самого».

Связь этой мишны с предыдущей вопросов не вызывает. В предыдущей мишне раби Цадок требовал не делать Тору короной, чтобы возвеличиться с ее помощью, поскольку отнестись так к Торе означает опозорить ее. Поэтому теперь мишна объясняет, что если человек почитает Тору, люди почитают его самого; если же он позорит Тору, люди позорят его самого.

Вот как следует это понимать. Знай, что Тора — это самая суть почета, согласно сказанному (Мишлей 3): «Долгота дней справа от нее, слева же — богатство и почет». И сказано (там же, 3:35): «Почет унаследуют мудрецы». Мидраш (Танхума, Тецаве) говорит об этом так: «Почет унаследуют мудрецы» — это мудрецы Торы. Сказал раби Шимон, сын Пази: В книге Диврей аямим перечисляются все поколения: Адам, Шет, Энош и так далее, до Яабеца, и ни о ком не сказано, что его уважали. Но, дойдя до Яабеца, стих говорит (I Диврей аямим 4:9): «И Яабец был самым уважаемым из своих братьев», — поскольку занимался Торой. Вот как воплощается стих «Почет унаследуют мудрецы». (А с другой стороны) когда человек вступает с чем-то в связь, объединяется с чем-то, в него проникает некоторая часть того, с чем он объединился. Тора же, как мы уже сказали, — это и есть почет в самой своей сути. И когда человек воздает уважение Торе, он и сам обретает уважение, так как объединился с тем, в чем воплощен почет.

И уважение к Торе отличается в этом отношении от уважения, оказываемого другим людям. Ведь, уважая товарища, человек не объединяется с почетом, поскольку человек сути почета не воплощает. Но, с другой стороны, если человек изучает Тору, он объединяется с нею, но не в ее аспекте почета. Объединиться с почетом Торы — это значит почитать ее, оказывать ей уважение; именно в этом случае люди почитают его самого.

И то же самое происходит в противоположном случае, когда человек позорит Тору. Такое отношение — противоположность уважению, и понятно, что такой человек никакого уважения обрести не может, и люди позорят его самого.

Общее правило звучит так: тот, кто объединяется с почетом, удостаивается почета; а кто ведет себя противоположным образом, отдаляется от почета.

Здесь у тебя может возникнуть вопрос. Получается, что если человек гонится за почетом, то непременно должен получить его! Но на самом деле ясно, почему это не так. Ведь тот, кто стремится за почетом, вовсе не объединяется с ним: наоборот, он отталкивает его от себя, хотя и желает обрести его. И здесь не место вдаваться в подробности.

Раши объясняет эту мишну так: «Почитает Тору — значит: ставит свиток Торы в святое место». И я не понимаю, почему объяснение этого понятия здесь должно отличаться от того, которое используется в главе «Все Писания…» (Шабат 119а). Там говорится: «Какой заслугой обладают богачи Вавилона? Они почитают Тору». И там, разумеется, не имеется в виду, что они ставят свиток Торы в определенное место, потому что иначе стало бы непонятным продолжение: «А какой заслугой обладают жители других стран?» Ведь нет никакой причины, по которой они тоже не могли бы оставлять свиток Торы только в святом месте!

На самом деле Талмуд имеет в виду, что ни в одной другой стране, кроме Вавилона, не было мудрецов Торы, которых можно было бы почитать (оказывая тем самым уважение Торе). Поэтому Талмуд и задает вопрос: каким образом в других странах можно выразить уважение к Торе? Возможно, впрочем, что Раши хотел здесь подчеркнуть, что даже если человек проявляет уважение к Торе только тем, что кладет свиток каждый раз в святое место, он уже рассматривается как уважающий Тору, — и тем более тот, кто выказывает уважение мудрецам. Это прямо говорится в трактате Макот (22б): «Как глупы те люди, которые приветствуют вставанием вносимый свиток Торы, но не приветствуют вставанием мудреца Торы».

с разрешения издательства Швут Ами


Как взвешивают серебро и золото на весах, чтобы различить между легким и тяжелым, так же мудрый человек взвешивает на весах разума, чтобы различить ложь и правду. Читать дальше

Пути праведников. Ложь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.

Береги свою речь. Позорящие слова — правда и ложь

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Даже прекрасная правда порой может быть ядовитым злословием.

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Неудачная покупка

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Существуют ситуации, при которых не стоит говорить людям правду. Например, если приятель сделал неудачную, на наш взгляд, покупку, которой он сам чрезвычайно доволен. С другой стороны, если заранее можно предотвратить приобретение дорогой или некачественной вещи, необходимо предупредить приятеля.

Береги свою речь. Не верьте злословию!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

В наш век сплетня, которая была повторена многократно, воспринимается как непреложный факт. Галаха запрещает верить злословию, даже такому, которое укоренилось в обществе.

Синайское откровение - Десять заповедей

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.