Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Наше дурное желание хочет, чтобы мы не изучали Тору. Эти заявления совершенно необоснованны, ведь Творец наделил каждого из нас подходящим разумом.

Вот объяснение злого начала, говорящего человеку: «Ты не обязан изучать Тору, ты ведь так занят всеми своими делами!» Оно в корне ошибочно. Какой пример можно было бы здесь привести?

Представьте себе, как царские стражники обходят город в поисках места, в котором царский министр смог бы провести несколько дней. И, как вы знаете, принято, чтобы сначала стражники нашли для каждого министра подходящее помещение в доме у кого-то из жителей города, а затем каждый министр уже сам приходит на выбранное для него место. И однажды случилось так, что, когда царский приближенный пришел в указанный ему дом, хозяин спросил его: «Зачем вы сюда пришли? Тот стражник, который указал вам мой дом, поступил совершенно неразумно и несправедливо!» На это министр возразил: «Ты можешь быть совершенно уверен, что когда мы отбираем стражников на эту должность, то берем лишь тех, кто отличается смышленостью и праведностью. Если в каком-то доме шесть комнат, для царских нужд будет отведена лишь одна; если же у него вдвое больше, стражник назначит две. Так что, если царский слуга установил, что я буду жить у тебя, — так на самом деле и должно быть».

А теперь смотрите: даже человек со своим несовершенным разумом, когда определяет дом для постоя, делает это справедливо, выдает расписки и ни одной комнаты не заберет беззаконно. Но тогда тем более, и в тысячу тысяч раз больше, и даже никакого сравнения не может быть — Царь царей всех царей, Святой, благословен Он, источник всей мудрости, всего понимания и всей справедливости, перед Которым открыто все будущее и Который в точности знает, чем и кто из людей должен заниматься! Если мы видим, что Он даровал кому-то из людей разум, достаточный для того, чтобы превосходно изучить Мишну или Талмуд или стать специалистом в постановлениях законоучителей — а способности Он даровал каждому свои, — неужели Он не был уверен, что человек сможет при желании совершить все это, несмотря на все его дела, столь утруждающие его и съедающие все его время? Неужели Он не предусмотрел для этого человека возможности немного облегчить себе ношу забот этого мира? Зачем тогда Он поместил столь мощный разум в столь неподходящее место? Для коммерции, как мы все видим своими глазами, никакой особенный разум не нужен: все зависит от посылаемой Б-гом удачи, как сказано в Писании: «…и не у мудрых хлеб…» Поэтому можно быть совершенно уверенным, что если такой разум оказался именно здесь, то лишь для какой-то специальной цели, которую Он также определил.

И об этом говорит Мидраш на стих: «И стану Я упрекать тебя, и раскрою ценность твою перед тобою». Мидраш понимает стих так: в будущем Святой, благословен Он, станет упрекать каждого согласно его положению, то есть станет требовать от каждого, чтобы его познания в Торе и соблюдение заповедей соответствовали силе его разума, посланного ему небесами. Так что вполне может оказаться, что простому человеку будет дарована большая награда, чем мудрецу: ведь от простеца не требуют большего, чем способен постичь его слабый рассудок; у мудреца же, однако, могут обнаружиться многие и многие недостатки — ведь ступень, на которой он стоит, гораздо выше.

Шем Олам, 6


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.