Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Иегошуа бен Леви: всякий, кто привык давать цдаку, удостоится мудрых и богатых сыновей.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а
Наша центральная нервная система отлично справляется со своими задачами в модели Торы. И поскольку при этом "работают" все самые важные параметры, это не может быть случайностью.

Мы рассмотрели "работу" негативных эмоций (они же страхи) в двух моделях, двух мировоззренчески противоположных представлениях о мире. (См. предыдущие статьи Ефима Свирского). Закончим рассказ вот каким соображением. Есть такой закон – о корреляции между структурой и функцией. У любой системы есть своя функция, которую она выполняет, используя свою структуру. Структура – это то, что есть. Функция – то, что делается, действие. Биологи говорят, что каждый орган живого организма выполняет какую-ту задачу. Если у птицы мощный клюв, то стоит предположить, что он не только для того, чтобы чистить перышки. Но существует и обратное правило: если есть некая функция, то для нее должен быть соответствующий орган.

 

Человек обладает центральной нервной системой, которая имеет некую функцию, – и не одну. Главная функция – позволить человеку не просто выжить, а прожить наиболее эффективно. Как мы только что увидели, этот орган, центральная нервная система человека, безобразно работает в модели атеистов. Беспристрастное, логическое рассмотрение этой модели показывает, что она вызывает в человеке многие страхи и не позволяет избавиться ни от одного из приведенных выше базисных эмоций. Да и не только базисных, но и многих производных от них, поскольку, вспомните, с каждым страхом связано множество побочных, вторичных негативных чувств.

 

С другой стороны, наша центральная нервная система отлично справляется со своими задачами в модели Торы. И поскольку при этом "работают" все самые важные параметры, это не может быть случайностью, ибо для такого функционирования центральной нервной системы должна была быть создана специальная структура. Проще говоря, она адаптирована именно к факту наличия Б-га.

 

А теперь последняя логическая связка: у каждого нормального организма есть своя среда обитания. Например, стихия морского котика – вода, жизненная ниша орла – поднебесье. Попав в другую среду, организм может выжить, приспособиться. Но ему не будет так хорошо, как в родной стихии. Оптимальность работы его органов не в естественной среде ухудшается. Причем чем меньше подобия с естественной средой, тем хуже. То же самое с человеком. Для того чтобы он мог полностью проявить все свои возможности, его поместили в особый мир. И построен этот особый мир (естественная среда обитания человека) в соответствии с моделью, которую мы сформулировали так:

 

Б-г есть! Здесь и сейчас! И Он нас любит!

 

Последнее замечание. В бывшем Союзе на уровне стереотипа была распространена мысль о том, что идею Б-га выдумали, потому что так, дескать, легче жить. Практика психотерапии показывает, что "выдуманная реальность" не только не является оптимальной, но часто резко тормозит развитие человека – в силу своей искусственности и потому, что не учитывает все аспекты личности. Проверить "выдуманность" идеи существования Б-га можно, изучая историю еврейского народа. Тридцать три столетия существования евреев в рамках именно "Б-жественной модели" позволяют понять, как она работает. Позитивные факты, как говорится, налицо: здесь и сам срок жизни народа, и наличие сотен тысяч пророков (тех, кто вышли на прямой контакт с Создателем), и миллионы людей, поднявшихся на высочайшие духовные, моральные и интеллектуальные уровни. Это ли не является хорошей проверкой работы указанной модели!

 

Но изучение истории – не единственный способ учебы. За последние годы множество людей прошли по этому пути сами. Встаньте на него и вы.

 


В этой главе — множество великих чудес, которые совершил Всевышний для евреев во время Исхода из Египта: и чудо с огненным столбом, который указывал народу путь в ночи, и наказание армии фараона, и великое чудо раскрытия вод Красного моря, и ман (манна) с неба. А кроме того, описываются первые стоянки евреев в пустыне, война с Амалеком и многое другое. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Бешалах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Соблюдать союз Авраама. Бешалах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.

Недельная глава Бешалах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.