Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рассказ о деятельности вечернего колеля "Толдот Йешурун" в городе Ариэле

В прошлом у наших предков в Восточной Европе в каждом местечке была ешива. Она могла быть маленькая, без больших мудрецов, но о том, что там, где есть евреи, есть Тора, никто не спорил. Но времена шли, ценности менялись, еврейские дети, выростая, шли не в ешивот, а в университеты - ради науки, прогресса человечества и т.д. Постепенно евреи вернулись в страну Израиля, населили её просторы, основали цветущие города, вместе с ними были построены новые ешивот. Часть, возродившись из пекла катастрофы, обрели своё продолжение тут, в Эрец Исраель. Всё как будто шло своим чередом, но кое-где возникли интересные курьёзы. Говорили уже о том, что в достаточно больших городах вполне может не быть ни одной ешивы и большая часть горожан (потомков тех самых славных мудрецов) не увидят в этом ничего плохого, о чем мол ты говоришь? Если хочешь, съездишь в Бней Брак, а у нас тут и для более важных вещей нет места.

 

Одни из таких городов Ариэль, да, да, город насчитывающий более 18 тысяч человек не имеет своей ешивы, да что там ешива - тут кружки по изучению иудаизма даже среди израильтян редкость, а в русскоязычной среде и сказать страшно, бурным цветом цветут христианские секты, а что удивляться, откуда только приехавшему человеку знать, где находится истина? Вот он и клюёт на что попало, евреи за Иисуса. А в синагогу? Нет, он не пойдёт, там скучно, и всё на каком-то тарабарском языке.

 

Да, ситуация проблематичная, особенно среди русскоязычных евреев, которые не знают иврита, и которым даже то немногое, что имеется в городе среди израильтян, недоступно, как например, уроки Мишны, Гемары и недельной главы.

 

Правда стали происходить определённые изменения, нельзя сказать, что еврейские традиции совсем никого не интересовали, всё-таки в Ариэле русскоязычных много не только на улицах, но и в синагогах, многие евреи, хоть и несколько позже, начинают ценить то, что представляло смысл жизни для их отцов, в городе пользуются довольно большой популярностью курсы по иудаизму, которые действуют под покровительством матнаса.

 

Очень важным изменением в последнее время в нашем городе стало открытие вечернего колеля "Толдот Йешурун".

 

Самое сложное было вытащить людей из домов, по себе знаю, что нет той силы, которая в состоянии вытащить из дома человека после нелёгкого рабочего дня, когда так хочется отдохнуть и совсем не до учёбы. Поэтому, когда Моше Варшавский перед организацией колеля спросил моего согласия поучаствовать в этом деле, то я в принципе согласился сам, не очень веря в успех этого предприятия.

 

Но время шло, и неутомимая энергия нашего руководителя дала о себе знать, стали приходить люди, всё началось с нескольких человек, с 7-8, затем их число возросло, многие относились к этой идее скептически, но вскоре стало ясно, что у этой идеи есть шанс на успех. На сегодняшний день в Ариэле фактически нет ни одного русскоязычного религиозного еврея, который бы не слышал об открытии этого колеля, приходят не все, за недостатком времени, да и из-за большого расстояния от дома, но те, кто приходят, приходят ещё и ещё раз, а иногда и становятся постоянными участниками колеля.

 

Кроме колеля, Моше Варшавский часто организовывает экскурсии, благодаря которым его знают уже довольно широкие слои населения, часто совсем нерелигиозные. Вообще, когда говорим об этом человеке, то важно упомянуть о его незаурядных организаторских способностях, всем известно, что он талмид хахам, обладающий большой эрудицией, но о том, что он такой организатор, кто бы мог подумать? На сегодняшний день ещё немногое из его замыслов осуществилось, но уже есть кое-какие признаки. Во-первых, вокруг колеля организовалась очень сплочённая община, с хорошими отношениями внутри неё, во-вторых, почти каждые две недели у нас бывают лекции различных людей, среди них и крупных знатоков Торы, таких как Рав Разиель Минке, Моше Коган, и, конечно же, Рав Бен-Цион Зильбер. Из людей живущих внутри Ариэля успели дать лекции два человека: это Берл Барт, лекция о мировоззрении ХаБаДа, и Авраам Бормашенко - лекция на тему "Наука и религия". Обе прошли с большим успехом.

 

Отличительной чертой нашего колеля стало то качество, что в нём, несмотря на его небольшой размер, каждый пришедший может учить то, что захочет, одна хеврута занимается изучением Гемары, другая Алахи, третья молитвой и еврейским мышлением, и всё это в зависимости от уровня и желания каждого еврея.

 

Колель города Ариэля уже замечен и в соседних с ним поселениях, не редко из них приезжают люди. С нами своим опытом пытается поделиться группа учеников ешивы из Иммануэля, хоть мы и пытаемся учиться на удовлетворительном уровне, но для нас это некоторая проблема, мало опыта и маловато знаний, поэтому поддержка извне, от более опытных людей, на первых порах нам очень важна.

 

Не успела остыть почва от организации колеля, а у Моше Варшавского новые планы: это и попытка создать библиотеку книг на еврейские темы на русском языке при колеле, и организация бюро по трудоустройству, планы открыть курсы иврита, как совершенно необходимой вещи для изучения Торы, и курсы изучения идиша, курсы для женщин, и многое другое.

 

Таким образом, несмотря на то, что в Ариэле есть ещё много работы, можно надеяться, что Диомсит нашего времени, красивое место, превратится в крупнейший центр Торы в Самарии.

 

 


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»