Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек, который изучает Тору, может ставить перед собой несколько конечных целей. Помощь с Небес дается ему в зависимости от сделанного выбора.

4:6 Раби Ишмаэль, сын раби Йоси, говорит: «Если человек изучает (Тору), чтобы преподавать ее, (с Небес) ему дают возможность изучать и преподавать; но если он изучает (Тору), чтобы исполнять ее, (с Небес) ему дают возможность изучать и преподавать, хранить и исполнять».

Фраза о том, что если человек изучает Тору, чтобы преподавать ее, с Небес ему дают возможность изучать и преподавать, вызывает такой вопрос: относится ли это правило и к другим заповедям? Если человек, например, написал свиток Торы, будет ли ему предоставлена возможность изучать его? Если он построил синагогу, может ли он рассчитывать, что с Небес ему дадут возможность молиться там? И тот же вопрос можно задать почти про каждую заповедь. Если ответ будет утвердительным, то почему мишна говорит не обо всех заповедях в целом, а именно об изучении Торы? А если к остальным заповедям это неприменимо, почему же это верно в отношении изучения Торы?

И еще вопрос. Из начала мишны следует, что речь идет о человеке, который намеревается только изучать Тору, но не исполнять заповеди. Но такого человека естественно сравнить с тем, чья мудрость превосходит его добрые дела, а о нем сказано, что его мудрость не сохраняется (Авот 3:12)!

Здесь же мы видим, что (он не лишается мудрости, поскольку) с Небес ему предоставляют возможность и изучать, и преподавать! И еще вопрос. Почему, если человек изучает Тору, чтобы исполнять ее, с Небес ему дают возможность не только изучать и преподавать, но и хранить и исполнять, а тот, кто занимается Торой ради преподавания, не получает возможности исполнять ее? И еще вопрос. Почему мишна не начала с того, что если человек изучает Тору только ради изучения, ему дают возможность изучать ее? Имеется в виду, что если человек захотел заняться изучением некоего одного трактата, ему будет с Небес предоставлена возможность изучить, по крайней мере, тот трактат, который он решил изучить.

Мы уже объясняли тебе, что высказывания в этом трактате расположены в хронологическом порядке: если два мудреца жили в одно и то же время, то и высказывания их поставлены рядом. Ни в каком другом объяснении сопряженности высказываний нет нужды. Но если ты все же хочешь найти связь между мишнами по содержанию, тебе следует сказать вот что.

В предыдущей мишне речь шла о тяжком наказании за осквернение Имени Б-га, поэтому сейчас мишна говорит о награде тому, чьи поступки совершаются во имя благословенного Б-га и ради Его почитания. Поэтому мишна начала с тех, кто изучает Тору ради преподавания или ради соблюдения, так как они оба занимаются Торой ради Небес, и не говорит о том, кто собирается просто приобрести знания: ведь это его намерение не свидетельствует о том, что он изучает Тору ради Небес, то есть, ради почитания благословенного Б-га. Всякий хочет знать больше, поскольку мудрость притягательна для всех! Поэтому такой человек трудится ради себя, а не ради Б-га. И уж тем более мишне не было причины упоминать того, кто изучает Тору, чтобы именоваться раввином. Но если человек занимается Торой, чтобы передавать ее другим или чтобы исполнять, нет сомнения, что он действует ради Небес, а не только ради самого себя. Поэтому ему и помогают исполнить его замысел. Так следует понимать эту мишну.

Однако есть и еще одно объяснение. Естественно ожидать, что Тора по самой своей сути будет присутствовать в мире в большей степени, чем материальные творения. Ведь материальные вещи обладают существованием в меньшей степени, чем духовные, а значит, Торе подобает (наибольшее) существование. Причина в том, что Тора сама по себе есть благо, согласно сказанному (Мишлей 4): «Ибо удел благой дал Я вам», — а благу подобает существование, как мы уже объясняли. Именно поэтому в конце каждой (стадии) сотворения мира сказано: «И увидел Б-г, что это благо», — Тора сообщает тебе тем самым, что благое должно существовать. Кроме того, духовным явлениям вообще существование подобает в наибольшей степени, и мы разъясняли это во многих местах. Вдобавок, с духовными явлениями не может быть связано исчезновение. И, наконец, в Торе сказано (Дварим 30): «Ибо она — твоя жизнь и долгота твоих дней», — поэтому Тора, дающая существование другим, и сама тоже должна существовать.

Духовная Тора не присутствует в материальном мире сама собою только потому, что сам этот мир материален и далек от духовности. Но как только в творениях нижнего мира пробуждается (жажда духовности) и они начинают стремиться к Торе, она сразу же заявляет о своем присутствии — ибо духовные явления обладают непременным существованием.

В Талмуде (Хагига 15а) содержится утверждение, на первый взгляд, противоречащее этому. Там говорится, что слова Торы так же трудно приобрести, как червонное золото. Однако эта трудность связана (не с Торой, а) с человеком, с его материальным телом. С точки же зрения самой Торы все наоборот: ей существование подобает в наибольшей степени.

Поэтому мишна открывает нам, что если человек изучает Тору, чтобы преподавать ее, с Небес ему дают возможность изучать и преподавать. Он желает, чтобы Тора присутствовала в этом мире, и именно в этом ему и способствуют, согласно его желанию. В предыдущей главе мы уже говорили о том, как действует мысль. Имеется в виду не тот закон из трактата Санхедрин (26б), согласно которому замысел учитывается, даже если речь идет о словах Торы. Там приводится пример, когда человек не начал изучать Тору (поскольку нечто внешнее воспрепятствовало ему. И Талмуд поясняет, что такой человек получает награду за благой замысел). Здесь же обсуждается случай, когда человек начал изучать Тору, чтобы затем преподавать ее другим, и естественно, что его желание осуществится. Ведь сама Тора как явление духовное и связанное с разумом приводит к изменениям в материальном мире и позволяет замыслам реализоваться. И см. выше (Авот 3:18), в комментарии на слова: Любимы Б-гом сыновья Израиля, ибо дан им прелестный сосуд.

Мишна говорит, что такому человеку дают возможность не только преподавать, но и изучать. Ведь для того, чтобы преподавать Тору другим, человек должен сначала сам узнать ее в совершенстве, чтобы всегда уметь ответить на вопросы, которые будут задавать ученики. Таким образом, фразу мишны изучать и преподавать следует понимать так: с Небес ему будет предоставлена возможность изучить Тору настолько хорошо, что он сможет и преподавать ее другим. Если человек хочет изучить часть некоего трактата, ему не (обязательно) будет предоставлена возможность изучить весь трактат, поскольку ведь изучение даже одной буквы уже является изучением Торы. Но если он хочет преподавать ее другим, ему необходимо будет знать много. Одну причину мы уже упомянули, другая же состоит в том, что никто не пойдет к нему учиться, если он не будет обладать обширными познаниями в Торе. По этим причинам человеку, который желает обучать Торе других, дают возможность изучить много, чтобы он смог исполнить это свое желание.

Однако ему не предоставляют сразу же возможности исполнить Тору. Ведь исполнение заповедей Торы — это действие, которое не воплощается в реальности немедленно, в отличие от преподавания: ведь преподавание и изучение оба входят в понятие «изучения Торы». Если же человек изучает Тору, чтобы исполнять ее, он намеревается превратить ее в реальность действия, то есть, сделать полностью реальной в этом мире.

И несомненно, что такому воплощению должно предшествовать воплощение Торы в реальности изучения, то есть, преподавание ее другим: ведь такое воплощение не является истинным действием в материальном мире! Поэтому если человек изучает Тору, чтобы исполнять ее, с Небес ему дают возможность изучать и преподавать, хранить и исполнять. Кроме того, если человек хочет обучать Торе других, то есть, стать раввином, ему, разумеется, необходимо будет сначала узнать Тору самому и стать большим мудрецом. Поэтому такому человеку предоставляют возможность изучать и преподавать. Если человек пожелает изучать какой-то трактат, ради этого ему не станут помогать изучить его целиком, поскольку, даже если он изучит одну главу, он ведь уже что-то изучил! Если же он изучает Тору, чтобы исполнять, вначале ему помогают в том, что касается изучения, то есть, изучать и преподавать, поскольку «изучение ведет к исполнению», то есть, вначале должно быть изучение. По этой причине, если человек намеревается исполнять Тору, с Небес помогают ему также преподавать ее.

Когда мишна говорит о человеке, который изучает Тору, чтобы преподавать ее, речь не идет, Б-же упаси, о человеке, который не собирается соблюдать заповеди: таких людей в народе Израиля быть не должно! Имеется в виду, что задача его, намерение, с которым он приступает к Торе, состоит в том, чтобы преподавать, а не в том, чтобы исполнять, но все поступки его, без сомнения, тоже соответствуют Торе, и ни одной из (изученных им) заповедей Торы он не нарушает.

Таким образом, тебе стало ясно, что Торе подобает существование в этом мире, и далека она от него лишь из-за ее величия и низости мира. Но когда человек начинает свой труд, направленный на воплощение Торы в этом мире, с Небес ему даруют возможность завершить этот труд, поскольку сущность Торы подразумевает ее существование в мире. Поэтому ему помогают исполнить намерение, с которым он приступил к изучению Торы.

с разрешения издательства Швут Ами


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше