Темы: Деньги, Бизнес по-еврейски, Шауль Вагшал, Проценты, Ссуда
Ранее уже говорилось, что, если заимодавцу-еврею пришлось взять процентную ссуду из нееврейского источника, чтобы одолжить деньги другому еврею, он не может потребовать от получателя, чтобы тот компенсировал ему расходы по оплате процента.
В настоящей главе объясняется, что получатель займа даже добровольно не может компенсировать заимодавцу процент, который тот вынужден был заплатить (см. ниже случай А), и что запрет процента нельзя обойти, даже если получатель захочет по собственной инициативе выплатить его непосредственно в банк, выдавший ссуду (см. ниже случай Б).
Случай А
Реувен срочно нуждается в деньгах, но не может получить кредит в своем банке. Он обратился к Шимону с просьбой взять процентный заем в банке, чтобы дать ему в долг полученную сумму, и пообещал выплатить заем вместе с процентом, который Шимон должен вернуть своему банку. Разрешена ли такая операция?
Ответ
Так действовать нельзя. Реувен должен вернуть Шимону только ту сумму, которую взял у него в долг, и ни шекелем больше, с кем бы он ни расплачивался — непосредственно с Шимоном или его банком.
Причина
Заем, полученный Шимоном, выдан лично ему, а не Реувену. Если Реувен захочет компенсировать Шимону его процентный долг, он это сделает, только заплатив сверх займовой суммы, которую взял у Шимона. Но это и будет процент.
Случай Б
У Леви не хватает денег для покупки товара. Он просит Йеуду заплатить вместо него за товар чеком или кредитной карточкой, так что деньги будут сняты с банковского счета Йеуды. В будущем Леви предлагает вернуть деньги с процентом непосредственно в банк на счет Йеуды или его кредитной компании. Разрешен ли такой вариант?
Ответ
Не разрешен. Любой процент, выплаченный Леви в банк Йеуды или его кредитной компании, рассматривается как выплата процента самому Йеуде, поскольку именно Йеуда должен вернуть этот процент.
Случай В
Йосеф нуждается в крупном займе на короткий срок. Бинья-мин согласен предоставить ему деньги и с этой целью берет кредит в своем банке. Ввиду непредвиденной задержки Йосеф возвращает заем Биньямину только через два месяца. Тем временем банк взыскивает с Биньямина большую сумму в счет процента. Биньямин понимает, что ему нельзя требовать от Йосефа компенсацию за понесенные расходы. Может ли Йосеф по своей инициативе возместить Биньямину его процентные выплаты?
Ответ
Нет, потому что и в этом случае компенсация со стороны Йосефа будет выглядеть, как выплата процента за ссуду, полученную от Биньямина.
Добровольная оплата спустя некоторое время
В главе 4 мы отмечали, что по прошествии долгого времени после возврата займа должник имеет право вручить заимодавцу дорогой подарок, не связывая его, однако, с займом. Поэтому в случае В получатель займа может выждать определенное время после выплаты долга и подарить заимодавцу крупную денежную сумму, но при этом не упоминать выплаченный заем. Если получатель займа и заимодавец - совершенно чужие люди или если обстоятельства таковы, что единственным объяснением такого щедрого подарка будет ранее выплаченный заем, следует обратиться с вопросом к компетентному раввину.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»