Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запрещено ссужать деньги под проценты. Как же быть бизнесменам, которые ведут деятельность в русле мировой экономики? Еврейский закон предлагает путь заключения особого договора Этер-иска

Один из основных законов Торы повелевает давать еврею деньги в долг (если он в них нуждается и просит об этом) без взимания процентов. Соответственно еврей, который даёт другому еврею ссуду под проценты, как правило, нарушает запрет Торы. Данный запрет распространяется на всех лиц, участвующих в выдаче ссуды (займа, кредита): на владельца капитала, получателя ссуды, гарантов сделки и всех прочих, кто помогает в получении ссуды.

Во многих еврейских источниках строго порицаются люди, нарушающие запрет рибит (одалживать деньги под проценты). Например, в Талмуде (Бава Меция 71а) они приравниваются к тем, кто отрицает связь еврейского народа со Вс-вышним и факт выхода евреев из Египта. Там же (Бава Меция 71а, 75а) говорится, что тот, кто дает деньги под проценты, теряет больше, чем приобретает, и в конечном итоге безвозвратно теряет свое имущество. Мидраш (Шмот Рабба 31:13) говорит, что тот, кто нарушает запрет рибит, — как будто нарушает все запреты, упомянутые в Торе.

Для того чтобы уберечь еврейских бизнесменов от нарушения всевозможных видов запрета рибит, который как никогда актуален в последнее время в связи с бурным развитием кредитно-финансовой системы, и в то же время не препятствовать эффективному ведению бизнеса, мудрецы предложили заключать так называемый этер-иска, т.е. договор о совместном предпринимательстве. Этер-иска позволяет давать кредит и одновременно получать прибыль от части денег.

Договор Этер-иска кардинально меняет взаимоотношения между владельцем капитала и получателем ссуды, превращая их в партнеров в совместном бизнесе.


Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. Это событие часто называют «Синайским откровением». Где же находится эта гора? И почему именно она была выбрана для дарования Торы? Читать дальше

Мидраш рассказывает. Недельная глава Итро

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Кому можно доверять? Итро

Рав Бенцион Зильбер

Недельная глава «Итро». Что такое самоотверженность?

Рав Бенцион Зильбер

«И услышал Итро… тесть Моше…» обо всем, что Б-г сделал для евреев в Египте, и об исходе евреев из Египта, и пришел в Синайскую пустыню к зятю вместе с дочерью, женой Моше,и внуками — детьми Моше. По совету Итро Моше выбирает мудрых и праведных людей из народа Израиля и назначает их руководителями над определенными группами евреев: тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Моше учит их законам Всевышнего, а они, в соответствии с этими законами, разбирают и решают все дела и проблемы в своих группах. На третий месяц по исходе из Египта евреи пришли к горе Синай. Моше передает народу слова Всевышнего: «Если вы будете слушаться Моего голоса и соблюдать Мой завет,.. вы будете у Меня царством священнослужителей и народом святым» (Шмот, 19:5—6). Народ отвечал, что исполнит все слова Всевышнего. Два дня евреи готовятся к принятию Торы, а на третий день Г-сподь является всему народу на горе Синай. Происходит величайшее событие в истории евреев и всего человечества — получение Торы.