Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Вселенная — книга Всевышнего. Комментарий на неё — Тора»Рабби Цадок а-Коэн из Люблина
Отношение других людей к нам прямо пропорционально нашему ощущению к ним. Как стать уважаемым и богатым.

Кто такой уважаемый человек? Тот, кто уважает других людей. Эту фразу тоже можно понять на основе того, о чем мы только что говорили. Мишна хочет сказать, что уважаемый человек — не тот, кого уважают другие люди. Уважение других — не основание для того, чтобы назвать человека уважаемым, поскольку оно не есть его собственное качество. Это внешнее уважение определяется другими людьми, которые проявляют это уважение! Значит, это свойство — быть уважаемым — заключено не в самой личности этого уважаемого человека, а ведь (в мишне речь идет) о таких качествах личности, которые должны быть присущи ей самой. Поэтому мишна говорит: Кто такой уважаемый человек? Тот, кто уважает других людей. То есть, человек, которому присуще стремление уважать (других, и будет) считаться обладающим этим качеством. Ведь когда он уважает других, в его личности проявляется уважение как одно из ее свойств. Поэтому наши мудрецы сказали (Мидраш Танхума на раздел Беаалотха): «Б-г называется Царем почитаемым, поскольку уделяет почет тем, кто трепещет перед Ним». Дело именно в том, что почитаемый (способен) уделить почет другим, и эта (склонность к уважению, проявляющаяся в нем), представляет собой черту именно его личности, а не приходит извне.

В качестве доказательства Бен Зома приводит стих из Писания (I Шмуэль 2:30) Ибо почитающих Меня Я почту, а презирающие Меня будут опозорены. По какой же причине почитающие Б-га будут почтены? Неверно было бы сказать, что стих подразумевает известное качество Б-жественной справедливости «мера за меру»: ведь тогда не было бы причины разъяснять действие этого принципа именно в применении к почету, поскольку принцип этот всеобъемлющий.

Стих на самом деле следует понимать так: «Почитающие Меня, делая это, проявляют склонность собственных личностей к уважению. А поскольку в них присутствует эта черта, Я тоже буду почитать их». Теперь ты видишь, что тот, кто почитает других, обладает почетом, и (поэтому именно) его подобает почитать.

(Почему же Бен Зома) обсуждает именно эти четыре качества и ничего не говорит о других? Дело в том, что все эти качества обладают одной общей чертой: они описывают человека, однако не обязательно представляют собой свойства его самого. Поэтому возникает необходимость разъяснить (например), какой именно человек заслуживает именоваться мудрецом: тот, кто учится у всех. Только ему подобает это название, потому что только у него мудрость становится свойством самой личности. Также (необходимо разъяснить), кто может называться богатырем: тот, кто подчиняет собственное дурное побуждение. Только такой человек является богатырем по своей собственной природе, а не тот, кто нападает на других и побеждает их, — ведь мощь такого воина нуждается в подтверждении извне! И богатым тоже называется не тот, кто хранит в сундуке огромные суммы денег, поскольку такой человек богат не сам по себе (а лишь благодаря своим деньгам). (Так назовут лишь того), кто радуется своему уделу, поскольку именно для него богатство — свойство его собственной личности. И уважаемым поистине тоже называется тот, кто сам уважает других, поскольку склонность к уважению заключена в его личности, — а не тот, кого уважают другие, ибо в этом случае уважение он обретает лишь через посредство других, и тогда это определение не связано лично с тем, кого этим словом определяют. (Таким образом) все четыре (перечисленных в мишне) качества имеют одно и то же объяснение.

Кроме того, Бен Зома выбрал именно эти четыре качества по той причине, что и Писание говорит о них, причем, именно в том порядке, который предпочел Бен Зома. Стих (Йирмия 9:22) говорит: «Пусть не хвалится мудрый своей мудростью, и пусть не хвалится богатырь своей мощью, пусть не хвалится богач своим богатством…» То есть (по крайней мере) три качества из этого списка пророк перечисляет именно в этом порядке. Дело в том, что эти три качества описывают человеческую личность, ибо человек (непременно) обладает и разумом, и душой, и богатством (то есть, имуществом), и не владея этими тремя, человек существовать не может. (И вот) пророк объясняет, что мудрому человеку не следует похваляться величием своего разума, одной из частей человека; и не следует хвалиться также мощью, то есть, силой определенного качества души (другой его части). И существует также третье (качество), тоже связанное с человеком, — его богатство, то есть, имущество, которым он владеет. Без него человека тоже не бывает, хотя оно и не есть часть самого человека (в той же степени, что и) разум, и душа. Именно поэтому стих соединяет мудрость и мощь соединительным союзом «и»: (пророк хотел показать), что душа и разум объединены. Имущество же — это нечто совершено обособленное от хозяина, поэтому отрывок о богатстве записан без соединительного союза: «пусть не хвалится богач…»

(В этом стихе есть еще одна особенность: из трех отрывков) только в одном — о богатыре — использован определенный артикль. Причина в том, что обычно, когда богатырь проявляет свою мощь, (побеждая) других, его имя становится широко известным в мире. Поэтому пророк объясняет: тот самый, известный, уже прославившийся богатырь не должен гордиться своей мощью, хотя весь мир и восхваляет ее.

И мудрец Бен Зома (вначале) перечислил эти три качества, первое из которых — свойство разума, а второе — свойство души, то есть, двух различных частей человека; третье же — это богатство, то есть, имущество, которым человек владеет. И (к этим трем) он добавляет еще одно (четвертое качество), говоря: Кто такой уважаемый человек? Дело в том, что каждое из первых трех качеств представляет собою некое особое свойство человека, независимое от остальных, а четвертое, уважение, объединяет в себе первые три. Ведь уважения (человек заслуживает) лишь за обладание одним из этих трех свойств. Так, уважение подобает мудрецу, в силу сказанного (Мишлей 3:35): «Мудрые наследуют уважение». Мощь богатыря — особенно значимая причина для уважения, когда он проявляет ее, побеждая другого и становясь властителем над ним. Поэтому (как мы уже сказали) богатырь — единственный, по отношению к кому пророк Йирмия употребил определенный артикль. А в другом месте (I Диврей аямим 11:24) о великом воине говорится: «И он был именит среди (трех) богатырей». И богатство тоже вызывает уважение. Когда сыновья Лавана обвиняли Яакова в том, что он создал себе состояние на скоте, украденном у их отца, они выразились так (Берешит 31:1): «И из того, что принадлежит нашему отцу, создал весь этот почет». (То есть, словом «почет» они назвали богатство Яакова — перев.) А в Талмуде (Кидушин 49б) говорится: «Кто считается богатым? Тот, кого ради его богатства уважают все жители его города». Поэтому почет и уважение тесно связаны с этими тремя качествами.

(Есть и еще одна причина, по которой Бен Зома включил в свой список уважение в качестве четвертого качества). Она состоит вот в чем. Мудрость — это определение силы разума, богатырская мысль — силы души; богатство же — это имущество, которое человек приобрел и которое (тоже) принадлежит ему. (Но) и уважение тоже принадлежность человека, его одеяние — именно так характеризует его Талмуд (Шабат 113а). Комментируя стих (Йешая 58:13) «И почитай его, (отказываясь) от исполнения своих (обычных) путей», Талмуд говорит: Пусть твое одеяние в Шабат не будет таким же, как твое одеяние в будний день. Ведь раби Йоханан называет свою одежду «мой почет». Ты видишь, что одеяние человека называется его почетом, а поэтому и почет может быть назван одеянием. Выражение из книги Берешит (20:16) «Вот, оно для тебя покрывало для глаз» Онкелос переводит так: «Вот, это покрывало для тебя — уважение…» (Снова мы видим), что слова «одежда» и «уважение» взаимозаменяемы.

Таким образом, те четыре вещи, которые перечисляет Бен Зома, это те (качества), которые относятся к самой человеческой личности. Мы уже сказали, что первые три из них — мудрость, мощь и богатство — относятся к ней непосредственно, но и почет тоже относится к ней, ибо его можно считать как бы одеянием для человека.

И это объяснение чрезвычайно ясно, так что не оставляет места ни для каких сомнений у того, кто постиг глубины мудрости. (Такой человек) сможет понять порядок перечисления этих четырех качеств, ибо в нем заключена величайшая мудрость.

с разрешения издательства Швут Ами


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе