Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если друг нуждается в твоей помощи, чтобы разгрузить осла, а недругу требуется помощь в нагрузке осла, иди и помоги недругу, чтобы преодолеть своё побуждение ко злу, и хотя заставлять животных страдать запрещено Торой, но подчинение злого начала предпочтительнее»Талмуд, трактат Бава Мециа 32
Тора является целью создания этого мира. Исполнение ее заповедей влечет за собой высшую награду.

И вот, брат мой, еще один чудесный рассказ о величии Торы, о том, насколько возвышенна она и насколько громадна награда исполняющему ее. Ведь все знают, что в каждом действии, которое человек предпринимает, есть две части: средства и цель, и цель непременно должна быть важнее, чем средства.

Например, у человека есть маленький магазинчик, который его кормит. Содержание этого магазинчика требует расходов—рубля в неделю; это мы назовем средствами. Прибыль, которую хозяин надеется получить с лавки — назовем ее целью,—должна непременно быть больше, чем расходы. Если же у него — большой магазин, содержание которого обходится в десять рублей в день, все равно прибыль, ради которой он вкладывает деньги — то есть цель, — должна быть больше расходов. А если мы увидим огромный дворец, построенный во славу царя, и на нем — табличку с надписью, сообщающей, что на этот дворец потрачено сто миллионов, — эти сто миллионов будут лишь средствами, а значит, достигнутая с их помощью цель должна быть еще больше. Состоит она, наверное, в том, чтобы поставить в столь величественном здании царский трон, на который воссядет венценосец.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что чем выше цель какого-то действия, тем больших усилий и больших расходов будет требовать само это действие; с другой же стороны, чем больших усилий потребовало действие, тем грандиознее должна быть его цель.

И уж тем более в тысячи и тысячи раз более — если мы видим, как Святой, благословен Он, Сам совершает некое действие — насколько велико оно! Ведь Его действие — это творение небес и земли со всем, что их наполняет. И мы знаем, насколько Б-г возвышен и вознесен, и слышим от Него Самого, что это действие было средством, нужным для некоей цели, и что, не будь этой цели, средства тоже не было бы. Ясно, что всякий поймет, как грандиозна эта цель, как она непредставима и бесконечна! А ведь Писание криком кричит, что цель создания мира — это Тора, что только ради нее сотворены небеса, земля и природные законы. Про это есть целый стих у пророка Йирмейягу: «Так сказал Б-г: “Если бы не сотворил Я (то, что необходимо изучать) днем и ночью, законов небес и земли не установил бы Я”.»

Этот стих—ответ тем, кто поддался на уговоры своего злого начала и лишил себя и своих детей изучения нашей святой Торы, подумав: «Какая польза будет от этого изучения?» Горе им, извращающим слова Б-га живого! Ведь Писание во весь голос говорит, что и небеса, и земля, и все, что там есть, — лишь средство, целью же всего является Тора, истинное благо и залог вечной жизни, которая позволяет человеку прочно воссесть на самом верху, рядом с Царем Почитаемым. Они же хотят, чтобы было наоборот, чтобы Тора была средством для достижения какой-то эфемерной цели. Об этом — вопль Писания: «Какой грех нашли во Мне отцы ваши (которые могли заслужить вечную жизнь предо Мной), что отдалились от Меня?!» — именно «от Меня».

Нидхей Исраэль, 11

С любезного разрешения издательства Гешарим


Творец открыл Аврааму: все, что произойдет с ним, произойдет в будущем с его потомками. Данная статья посвящена основным вехам его биографии и самой личности праотца Авраама. Читать дальше

Наш праотец Авраам

Рав Моше Пантелят

Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.