Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«На самом деле, ничто не устоит перед истинным желанием. Нет на свете реальности «не могу». Есть только «не хочу».»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
Тора является целью создания этого мира. Исполнение ее заповедей влечет за собой высшую награду.

И вот, брат мой, еще один чудесный рассказ о величии Торы, о том, насколько возвышенна она и насколько громадна награда исполняющему ее. Ведь все знают, что в каждом действии, которое человек предпринимает, есть две части: средства и цель, и цель непременно должна быть важнее, чем средства.

Например, у человека есть маленький магазинчик, который его кормит. Содержание этого магазинчика требует расходов—рубля в неделю; это мы назовем средствами. Прибыль, которую хозяин надеется получить с лавки — назовем ее целью,—должна непременно быть больше, чем расходы. Если же у него — большой магазин, содержание которого обходится в десять рублей в день, все равно прибыль, ради которой он вкладывает деньги — то есть цель, — должна быть больше расходов. А если мы увидим огромный дворец, построенный во славу царя, и на нем — табличку с надписью, сообщающей, что на этот дворец потрачено сто миллионов, — эти сто миллионов будут лишь средствами, а значит, достигнутая с их помощью цель должна быть еще больше. Состоит она, наверное, в том, чтобы поставить в столь величественном здании царский трон, на который воссядет венценосец.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что чем выше цель какого-то действия, тем больших усилий и больших расходов будет требовать само это действие; с другой же стороны, чем больших усилий потребовало действие, тем грандиознее должна быть его цель.

И уж тем более в тысячи и тысячи раз более — если мы видим, как Святой, благословен Он, Сам совершает некое действие — насколько велико оно! Ведь Его действие — это творение небес и земли со всем, что их наполняет. И мы знаем, насколько Б-г возвышен и вознесен, и слышим от Него Самого, что это действие было средством, нужным для некоей цели, и что, не будь этой цели, средства тоже не было бы. Ясно, что всякий поймет, как грандиозна эта цель, как она непредставима и бесконечна! А ведь Писание криком кричит, что цель создания мира — это Тора, что только ради нее сотворены небеса, земля и природные законы. Про это есть целый стих у пророка Йирмейягу: «Так сказал Б-г: “Если бы не сотворил Я (то, что необходимо изучать) днем и ночью, законов небес и земли не установил бы Я”.»

Этот стих—ответ тем, кто поддался на уговоры своего злого начала и лишил себя и своих детей изучения нашей святой Торы, подумав: «Какая польза будет от этого изучения?» Горе им, извращающим слова Б-га живого! Ведь Писание во весь голос говорит, что и небеса, и земля, и все, что там есть, — лишь средство, целью же всего является Тора, истинное благо и залог вечной жизни, которая позволяет человеку прочно воссесть на самом верху, рядом с Царем Почитаемым. Они же хотят, чтобы было наоборот, чтобы Тора была средством для достижения какой-то эфемерной цели. Об этом — вопль Писания: «Какой грех нашли во Мне отцы ваши (которые могли заслужить вечную жизнь предо Мной), что отдалились от Меня?!» — именно «от Меня».

Нидхей Исраэль, 11

С любезного разрешения издательства Гешарим


Недельные главы Торы, которые начинают читать в эти дни, полностью связаны с постройкой Мишкана — переносного Храма, о котором написана эта статья. Мишкан служил местом сильнейшего раскрытия Божественного Присутствия, которое не оставляло сынов Израиля во время их сорокалетних странствий по пустыне. Читать дальше