Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: цдака важнее всех жертвоприношений вместе взятых.»Талмуд, трактат «Сукка», 49б
Еврейский богатырь — это человек, духовная сила которого превосходит физическую. Отказ от страстей и мимолетных увлечений является стилем жизни такого человека.

4:1

Бен Зома говорит: Кто такой мудрец? Тот, кто учится у каждого человека, ибо сказано (Теилим 119:99): «От всех моих учителей я умудрился, ибо Твои свидетельства — моя беседа». Кто такой богатырь? Тот, кто подчиняет собственное дурное побуждение, ибо сказано (Мишлей 16:32): «Умеющий сдержать свой гнев лучше богатыря, а властвующий над своим духом — того, кто захватил город». Кто такой богач? Тот, кто радуется своему уделу, согласно сказанному (Теилим 128:2): «Если делами своих рук будешь ты питаться, счастлив ты и благо тебе. Счастлив ты в этом мире, и благо тебе в мире Будущем». Кто такой уважаемый человек? Тот, кто уважает других людей, согласно сказанному (I Шмуэль 2:30): «Ибо почитающих Меня Я почту, а презирающие Меня будут опозорены».

Кто такой богатырь? Тот, кто подчиняет собственное дурное побуждение. (Здесь снова говорится о том, что) все похвальные качества человека должны быть частью его собственной природы, а не чем-то внешним. Если же богатырем назвать того, кто победил другого, окажется, что это его качество зависит от побежденного. Эта победа никак не отражается на личности победителя, и не его собственная природа определила победу над другим! Даже если он захватил множество городов (это ничего не меняет). Слово богатырь должно описывать самого человека, а захвативший даже многих все равно называется победителем лишь потому, что есть побежденный, а не из-за какой-то собственной черты. Если речь идет о некоем качестве человека, оно должно описывать его самого, а не появляться благодаря кому-то другому. А поскольку мощь богатыря определяется военными победами, получается, что когда побеждать некого, нет и мощи!

Кроме того, победа вообще может быть вызвана особенно неудачным для побежденного расположением звезд, благодаря которому даже слабейший противник смог его победить. В силу всех этих причин военная победа ничего не может сказать о самом победившем, и если он совершил богатырский подвиг, это еще не основание считать и называть его богатырем. Но если человек подчиняет собственное дурное побуждение, он проявляет свою собственную, присущую ему силу и потому достоин называться богатырем. Поэтому Бен Зома и утверждает, что богатырь — это тот, кто подчиняет собственное дурное побуждение, поскольку этот человек проявляет мощь без необходимости побеждать других.

Доказательство этому Бен Зома усматривает в стихе «Умеющий сдержать свой гнев лучше богатыря, а властвующий над своим духом — того, кто захватил город». Он имеет в виду, что поскольку умеющий сдержать свой гнев сравнивается в Писании с воином, захватывающим город, значит, и подчиняющий дурное побуждение тоже является богатырем. Ведь его мощь тоже связана не с захваченным городом, а с ним самим!

Человек, проявляющий богатырскую мощь в боях и захватывающий города, не заслуживает названия богатыря еще по одной причине. Состоит она в том, что умением сражаться обладают и животные, даже в еще большей степени, чем люди; оно ни в коем случае не является прерогативой человека и не выявляет его человеческих качеств. А подчиняющий свое дурное побуждение проявляет не физическую силу, а разум и мудрость, то есть, именно человеческие способности, и потому достоин называться богатырем.

с разрешения издательства Швут Ами


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.