Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Праведник даже дурное начало использует для хорошего — для того, чтобы обрадовать свою жену, установить мир в своем доме и продолжить род.»Виленский Гаон. Комментарии на свиток Эстер
Европейское еврейство с трудом пришло в себя после погромов Хмельницкого. Вера в скорый приход Мессии обернулась появлением на сцене истории очередного афериста.

Наследие Хмельницкого

В 1654 году Хмельницкий обратился к русскому царю за помощью в его восстании против поляков, дав согласие на то, что казаки перейдут под управление России, но казачье государство получит значительную автономию. Однако он оказался ненадежным вассалом, и, когда позднее в том же году русские наводнили Польшу, он не пошел вместе с ними, а стал искать альянса со Швецией, которая тогда контролировала значительные территории в Польше и Пруссии и держала армию в Польше. Объединившись со шведами, Хмельницкий рассчитывал на большую независимость для казачьего войска, которая дала бы ему возможность нанести сокрушительные удары его врагу Польше и его союзнику России. Переговоры со Швецией затянулись, и до их окончания в августе 1657 года Хмельницкий умер. Вскоре после этого Польша и Россия уладили противоречия, и Россия получила большее влияние на земли к западу от Днепра. Через пятнадцать лет после своего начала казачье восстание закончилось: погибли сотни тысяч людей, но ни одной из целей казаки не достигли. Величественная статуя героя Богдана Хмельницкого стоит сегодня в Киеве как монумент одному из самых кровавых мясников человечест — ва.32 И, как часто бывает в истории, палач одних — герой для других.

К 1655 году еврейская жизнь в Польше стала нормализоваться. Погромы происходили реже, были уже не такими кровавыми, еврейские беженцы возвращались в свои жилища. Началось болезненное восстановление общин, снова открывались талмудические академии, похоронили мертвых, а живые как-то приспосабливались к жестокому миру. Но жизнь восточноевропейского еврейства не могла оставаться прежней. Шрамы событий этих двух страшных лет не заросли и спустя триста лет, когда евреи встретились с Окончательным Решением еврейского вопроса. Tax ветат был ужасным водоразделом ев — рейской истории Восточной Европы. Теперь евреи знали: плохое может стать еще хуже. Выживание — не простая задача в Восточной Европе. Такой урок нелегко забыть.

32 Но почти полвека в Киеве не было монумента, посвященного тридцати пяти тысячам евреев, погубленным нацистами в Бабьем Яру. Статуи обычно ставят убийцам, а не жертвам.

ШАБТАЙ ЦВИ — Годы формирования

Неисполненные ожидания ведут к глубокому разочарованию. Многие евреи ждали, что 1648 год станет началом мессианской эпохи. А он принес пламя пожарищ и агонию. И в Смирне (Турция) в этот год открылся «Мессия»1, вызвал надежды на освобождение, а они оказались ложными. Много лет европейское еврейство приходило в себя после погромов Хмельницкого в 1648—1649 годах. И много лет нужно было, чтобы развенчать лжемессию и преодолеть его влияние. Разочарование от самообмана еврейский народ переживал еще долго, поэтому последующие претензии на мессианство обычно встречали сомнением и молчанием. Кто обжегся молоком, дует на воду. Никогда больше Израиль не примет такие заявления за чистую монету.

Факты истории ясны и печальны. Шабтай Цви, как говорили, родился девятого ава,2 в самый мрачный день еврейского календаря, когда были разрушены оба Храма, и произошло много других трагедий. Его родители из Греции были, возможно, потомками испанских изгнанников. Семья не отличалась ни ученостью, ни социальным положением, но его отец со временем стал преуспевать как агент нескольких европейских торговцев.

Молодой человек получил классическое еврейское образование. Обладая хорошим природным умом и упорством, он, как говорят, еще не достигнув двадцати лет, удостоился звания хахама (раввинский титул у сефардских евреев), и был хорошо принят в местных ученых кругах. Хотя кабалой обычно принято заниматься в более зрелом возрасте, он углубился в ее тайны рано, основываясь главным образом, на классическом труде Зоар, а не более современном учении Лурии,3 и приобрел репутацию серьезного талмудического ученого и вдохновенного кабалиста. Кроме того, он начал практиковать аскетические методики: самобичевание, полную изоляцию от людей на длительные периоды времени, бесчисленные погружения в миквэ (ритуальный бассейн для очищения), и другие формы поведения, которые его близкие сначала рассматривали просто как странные, затем как странно святые, и, наконец, совершенно благочестивые, почти божественные.

Харизма юного Шабтая была очевидной, затмевая его слабости и вызывая необычное восхищение. Хотя все знали о его странном поведении, к нему относились с уважением, а затем с трепетом, почтением и страхом. К двадцати двум годам он уже был дважды женат, но оба брака очень скоро закончились, поскольку не завершились супружеской близостью.4 Кроме того, как ясно из описаний его современников, он всю жизнь страдал классическим маниакально-депрессивным психозом. Хотя эта болезнь проливает свет на его будущее поведение, но его харизмы, проницательности и обаяния было достаточно, чтобы убедить значительную часть еврейского мира в том, что его болезнь была пророческим даром.5

В 1648 году у Шабтая впервые проявилась мания мессианства. Ужасы, которые перенесло польское еврейство, и мессианские чаяния, которые возлагали на этот год, видимо, породили эту иллюзию в его сознании. В один из маниакальных моментов у него было видение о том, что он Машиах, который спасет Израиль. Он рассказал свой сон близким родственникам и друзьям, но они охладили его пыл. В 1650 году он чуть не утонул, купаясь в Смирне, и провозгласил, что его спасение было чудесным. Потом он стал заявлять, что на него напали собаки, волки и змеи, и всегда он чудесно их побеждал. В 1651 году его поведение и дикие заявления достигли ушей раввинских авторитетов Смирны. Они пригрозили ему отлучением, но Шабтай публично их высмеял. Тогда они изгнали его из общины, дав хорошую взбучку.

Следующие семь лет Шабтай странствовал по крупным еврейским общинам Греции, Албании и Турции. Его обаяние и ученость ему помогали, у него везде появлялось много друзей. Но потом проявлялись странности его поведения, и его изгоняли из многих общин, иногда дело доходило даже до боли и унижения публичных порок. В этот период Шабтай стал при людях нарушать многие основные еврейские законы и вел себя оскорбительно по отношению к святости свитков Торы. В 1658 году Шабтай приехал в Константинополь, где сразу вызвал возмущение местного раввината, который издал указ о его отлучении. Тогда он вернулся в свой дом в Смирне, где оставался ряд лет. Оттуда распространились его мессианские претензии, и родилась «новая вера».

1 Мессия, на иврите Машиах, великий праведник, потомок царя Давида по мужской линии, будет признан крупнейшими раввинами и народом и коронован на царство. Он соберет рассеянный народ в Израиле, освободит землю от врагов, победит во всех войнах и приведет евреев к исправлению и окончательному освобождению, как учат мудрецы и Рамбам. Отсутствие любого из этих качеств, при наличии претензий, указывает на лжемессию, которым оказался и Шабтай.-Г.С.

2 Истина это или легенда, неизвестно. Его последователи, зная, что Мидраш (мудрецы) говорит о рождении Машиаха 9 ава, могли приписать ему задним числом эту дату рождения.

3 Раби Ицхак Луриа — прозванный Аризаль — творил в Цфате (Израиль) в 16 веке.

4 Смотри Зот Тора аканут, раби Яакова Эмдена, Альтона, 1752, цитируя собрание Лейба бен Ойзера на идиш.

5 В еврейской традиции говорится, что «когда пророчество было взято у пророков (после разрушения Второго Храма — Г.С.), оно было передано сумасшедшим» (Вавилонский Талмуд, Бава батра, 126). Его последователи, однако, считали его не безумцем, а настоящим пророком.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.