Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Праведник даже дурное начало использует для хорошего — для того, чтобы обрадовать свою жену, установить мир в своем доме и продолжить род.»Виленский Гаон. Комментарии на свиток Эстер

Перемирие между Хмельницким и поляками длилось недолго. Весной 1649 года он с армией казаков двинулся в наступление и дошел до юга Литвы. Но теперь его силы рассеялись, он не мог защищать себя на всем протяжении фронта. Еще больше осложнили жизнь Богдана татары. Они решили, что достигли своим восстанием всего, что можно, и теперь под влиянием золота и больших обещаний с польской стороны, предав казаков, переметнулись к полякам. Осознав безнадежность военного положения, Хмельницкий вошел в переговоры с поляками, и в августе 1649 года в Зборове стороны подписали соглашение. Зимой 1650 года Совет четырех стран24 провозгласил двадцатое сивана общим днем поста. В этот день в 1649 году в Немирове убили четыре тысячи евреев, так что воды реки стали красными от крови. Но казаки не собирались долго отдыхать и обрабатывать землю, в 1651 году восстание разгорелось снова, но на этот раз поляки разбили их в сражении у Березны.

Как обычно в еврейской истории, кто бы ни брал верх, платить за это приходилось беззащитным евреям. Победившие поляки обвинили их в сотрудничестве с казаками! В 1652 году татары снова переметнулись на другую сторону, присоединились к Хмельницкому, и воестание вновь пошло в гору. Усугубила хаос эпидемия холеры в Польше летом 1652 года, когда в одном Кракове от нее умерли тысячи евреев. Спасаясь от этого ада, который длился почти пять лет, польские евреи бежали в Россию, Литву, Германию и на Балканы.

Одним из крупнейших лидеров еврейского населения Польши в это тяжелое время был раввин Йегошуа Хешель из Кракова (15967—1664). Его называли Ребе реб Хешель (за сто лет до того, как титул Ребе — букв, учитель — появился у хасидов), он был гениальной и харизматической личностью. В Люблине он возглавил одну из крупнейших польских ешив. В 1654 году ему удалось восстановить ее в Кракове, и она стала центром учености в Польше после Хмельницкого. Но главные усилия он направил на улучшение жизни еврейских беженцев Польши, для чего ездил даже в Вену, чтобы встретиться с императором и попросить о содействии.

Ведущим учеником реб Хешеля в годы перед погромом был раввин Давид Алеви Сегал,25 автор комментария Таз (акроним Турей захав) к Шулхан аруху. Рав Давид был раввином Остро на Волыни во время казацкого бунта. Ему удалось бежать с семьей в Моравию, где он жил в бедности и горе до возвращения во Львов в 1658 году. Там он снова основал ешиву и продолжал создавать выдающиеся ученые труды. Старый и больной, он все же оказал формирующее влияние на польское еврейство благодаря своим усилиям, как один из лидеров Совета четырех стран. В 1664 году в Львове во время погрома были убиты более ста евреев, среди них два его сына. В 1667 году раввин Давид умер, оплакивая личные несчастья и трагедию своего народа.

Другой великий ученик раввина Хешеля был почти на пятьдесят лет моложе рава Давида Алеви. Это был рав Шабтай Коэн, известный как Шах (по акрониму своей законодательной работы Сифтей коэн). Он был гением, обладавшим потрясающим интеллектом, и в возрасте двадцати четырех лет уже опубликовал часть своего знаменитого комментария к разделу Йоре деа (Шулхан аруха). Вынужденный покинуть Вильну в 1655 году, он тоже временно стал раввином Моравии. В этом изгнании он тосковал по родному городу, был одним из учредителей двадцатого сивана как общественного дня траура по жертвам 1648—1649 годов и создал об этой трагедии памятные молитвы и поэмы. Он умер молодым, оторванный от родины, а его величие затмили ужасные события в его поколении.

Среди крупных раввинов, сорванных с места этими событиями, следует упомянуть рава Эфраима Коэна,26его зятя рава Яакова Зака,27 рава Менахема Мендель Крохмаля,28 и рабн Натана Ганновера.29 Все они бежали в Моравию и впоследствии стали крупными раввинами там и в Венгрии. Все пережили личные трагедии. Их отсутствие ослабляло общину Польши даже после поражения казаков. Это было трудное время для евреев, и ведущие раввины того периода страдали вместе со своим народом.


24 Совет четырех стран — автономное еврейское правление — ограничивал губернскую власть над еврейскими общинами Польши, Литвы, Белоруссии и Волыни (Украины). Основанный в 1527 году, он действовал в 16—17 веках, поддерживал Высший Суд и регулярно собирал раввинов и лидеров общин. Их съезды часто приурочивали к ярмаркам, которые устраивали каждые полгода в Люблине и Ярославе. Эти конгрессы обсуждали законодательные, юридические, административные и духовные проблемы. Совет представлял еврейскую общину перед польской монархией, управлял внутренними еврейскими делами, мог наложить денежный штраф и даже присудить телесное наказание. Он прекратил свою работу в 1764 году, поскольку его перестали признавать польские власти. Последующий спор между хасидами и митнагдим не дал ему возродиться в дальнейшем. Запись дел этого совета сохранил для нас Пинкас Ваад Арба Арцот — Хроника совета четырех стран.

25 Сегал — характерное имя левитов (колена, которое служило в Храме). Но обычно его называли просто раби Давид Алеви.

26 Автор Шаар Эфраим.

27 Отец рава Цви Ашкенази, Хахам Цви.

28 Автор Цемах цедек, раввин Никольсбурга и всей Моравии.

29 Автора Эвен Мецула, цитированного выше.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.