Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: цдака важнее всех жертвоприношений вместе взятых.»Талмуд, трактат «Сукка», 49б

Перемирие между Хмельницким и поляками длилось недолго. Весной 1649 года он с армией казаков двинулся в наступление и дошел до юга Литвы. Но теперь его силы рассеялись, он не мог защищать себя на всем протяжении фронта. Еще больше осложнили жизнь Богдана татары. Они решили, что достигли своим восстанием всего, что можно, и теперь под влиянием золота и больших обещаний с польской стороны, предав казаков, переметнулись к полякам. Осознав безнадежность военного положения, Хмельницкий вошел в переговоры с поляками, и в августе 1649 года в Зборове стороны подписали соглашение. Зимой 1650 года Совет четырех стран24 провозгласил двадцатое сивана общим днем поста. В этот день в 1649 году в Немирове убили четыре тысячи евреев, так что воды реки стали красными от крови. Но казаки не собирались долго отдыхать и обрабатывать землю, в 1651 году восстание разгорелось снова, но на этот раз поляки разбили их в сражении у Березны.

Как обычно в еврейской истории, кто бы ни брал верх, платить за это приходилось беззащитным евреям. Победившие поляки обвинили их в сотрудничестве с казаками! В 1652 году татары снова переметнулись на другую сторону, присоединились к Хмельницкому, и воестание вновь пошло в гору. Усугубила хаос эпидемия холеры в Польше летом 1652 года, когда в одном Кракове от нее умерли тысячи евреев. Спасаясь от этого ада, который длился почти пять лет, польские евреи бежали в Россию, Литву, Германию и на Балканы.

Одним из крупнейших лидеров еврейского населения Польши в это тяжелое время был раввин Йегошуа Хешель из Кракова (15967—1664). Его называли Ребе реб Хешель (за сто лет до того, как титул Ребе — букв, учитель — появился у хасидов), он был гениальной и харизматической личностью. В Люблине он возглавил одну из крупнейших польских ешив. В 1654 году ему удалось восстановить ее в Кракове, и она стала центром учености в Польше после Хмельницкого. Но главные усилия он направил на улучшение жизни еврейских беженцев Польши, для чего ездил даже в Вену, чтобы встретиться с императором и попросить о содействии.

Ведущим учеником реб Хешеля в годы перед погромом был раввин Давид Алеви Сегал,25 автор комментария Таз (акроним Турей захав) к Шулхан аруху. Рав Давид был раввином Остро на Волыни во время казацкого бунта. Ему удалось бежать с семьей в Моравию, где он жил в бедности и горе до возвращения во Львов в 1658 году. Там он снова основал ешиву и продолжал создавать выдающиеся ученые труды. Старый и больной, он все же оказал формирующее влияние на польское еврейство благодаря своим усилиям, как один из лидеров Совета четырех стран. В 1664 году в Львове во время погрома были убиты более ста евреев, среди них два его сына. В 1667 году раввин Давид умер, оплакивая личные несчастья и трагедию своего народа.

Другой великий ученик раввина Хешеля был почти на пятьдесят лет моложе рава Давида Алеви. Это был рав Шабтай Коэн, известный как Шах (по акрониму своей законодательной работы Сифтей коэн). Он был гением, обладавшим потрясающим интеллектом, и в возрасте двадцати четырех лет уже опубликовал часть своего знаменитого комментария к разделу Йоре деа (Шулхан аруха). Вынужденный покинуть Вильну в 1655 году, он тоже временно стал раввином Моравии. В этом изгнании он тосковал по родному городу, был одним из учредителей двадцатого сивана как общественного дня траура по жертвам 1648—1649 годов и создал об этой трагедии памятные молитвы и поэмы. Он умер молодым, оторванный от родины, а его величие затмили ужасные события в его поколении.

Среди крупных раввинов, сорванных с места этими событиями, следует упомянуть рава Эфраима Коэна,26его зятя рава Яакова Зака,27 рава Менахема Мендель Крохмаля,28 и рабн Натана Ганновера.29 Все они бежали в Моравию и впоследствии стали крупными раввинами там и в Венгрии. Все пережили личные трагедии. Их отсутствие ослабляло общину Польши даже после поражения казаков. Это было трудное время для евреев, и ведущие раввины того периода страдали вместе со своим народом.


24 Совет четырех стран — автономное еврейское правление — ограничивал губернскую власть над еврейскими общинами Польши, Литвы, Белоруссии и Волыни (Украины). Основанный в 1527 году, он действовал в 16—17 веках, поддерживал Высший Суд и регулярно собирал раввинов и лидеров общин. Их съезды часто приурочивали к ярмаркам, которые устраивали каждые полгода в Люблине и Ярославе. Эти конгрессы обсуждали законодательные, юридические, административные и духовные проблемы. Совет представлял еврейскую общину перед польской монархией, управлял внутренними еврейскими делами, мог наложить денежный штраф и даже присудить телесное наказание. Он прекратил свою работу в 1764 году, поскольку его перестали признавать польские власти. Последующий спор между хасидами и митнагдим не дал ему возродиться в дальнейшем. Запись дел этого совета сохранил для нас Пинкас Ваад Арба Арцот — Хроника совета четырех стран.

25 Сегал — характерное имя левитов (колена, которое служило в Храме). Но обычно его называли просто раби Давид Алеви.

26 Автор Шаар Эфраим.

27 Отец рава Цви Ашкенази, Хахам Цви.

28 Автор Цемах цедек, раввин Никольсбурга и всей Моравии.

29 Автора Эвен Мецула, цитированного выше.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.