Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
Древо жизни находилось в самом центре райского сада. Оно символизировало близость к Б-гу, которую можно достичь несколькими способами.

«И произрастил Господь Б-г из земли всякое дерево, приятное на вид и годное в пищу, и древо жизни среди сада, и древо познания добра и зла» (Берешит 2:9). Комментатор Раши объясняет, что древо жизни находилось в середине райского сада. Тем самым, оно было максимально доступным, и к нему можно было подойти с разных сторон.

Чтобы оценить важность местоположения древа жизни, давайте раскроем Талмуд. В трактате «Таанит» 21б рассказывается о том, что Абба Умна («Абба-лекарь», человек, занимавшийся кровопусканием), ежедневно получал привет из Небесной ешивы. Великий мудрец Абайе получал такие благословения в канун субботы, а его товарищ, не менее крупный мудрец Рава, — в канун Йом-Кипура.

Абайе, праведник и знаток Торы, чувствовал, что он, возможно, не делает то, что надо, в достаточном размере. Почему обычный врачеватель удостаивается ежедневного привета с Небес, а он сам — всего раз в неделю? Люди из окружения Абайе пояснили ему: «Вы не способны на то, что делает Абба Умна».

Что же он делал? Как мы уже пояснили выше, ремеслом Аббы Умна было популярное в ту эпоху кровопускание. Абба Умна соблюдал законы скромности наилучшим образом. Он не только принимал пациентов и пациенток отдельно, но и изготовил специальную одежду с небольшим отверстием для кровопускания. Когда требовалось пускать кровь женщине, Абба Умна надевал на нее эту одежду.

В прихожей у Аббы Умна стояла кружка, в которую посетители опускали деньги, полагавшиеся за процедуру. Он также не брал денег с талмидей-хахамим, мудрецов Торы. Те, у кого не было денег, могли не платить — и не стеснялись этого. Более того, поскольку после кровопускания следовало хорошо подкрепиться, Абба Умна не только не брал плату с бедняков, но и на свои средства покупал им еду и питье.

Абайе не мог быть таким, как Абба Умна. Его миссией в жизни было изучение и преподавание Торы, про которую сказано, что «талмуд Тора кенегед кулам», «изучение Торы важнее всего». По этой части Абайе, разумеется, превосходил Аббу Умна. Однако в сфере милосердия Абба Умна превосходил его.

Следует отметить, что имена Абайе и Равы упоминаются едва ли не на каждом листе Талмуда. В спорах между ними решение выносится согласно мнению Равы, за исключением шести случаев. Получается, что Рава превосходил Абайе, но при этом привет из Небесной ешивы он получал реже. По всей видимости, этот привет был связан со сферой милосердия, в которой Абайе превосходил Раву. Абайе и Рава были выше, чем Абба Умна, но он превосходил их в сфере милосердия, а привет с неба как раз относился к качеству милосердия.

Когда у нас есть выбор, мы предпочитаем духовный путь изучения Торы. Но есть разные натуры и разные ситуации. Есть люди, у которых основным путем приближения ко Всевышнему исполнение заповедей, помощь ближнему. Иллюстрацией к этому является следующая история.

После Октябрьской революции раввин Хафец-Хаим проживал в местечке Семяч. Он пытался сохранить ешиву в этих нелегких условиях, но на каком-то этапе понял, что борьба с большевиками обречена на провал. Раввин решил переехать вместе с ешивой в Польшу. В последнюю субботу перед отъездом Хафец-Хаим вышел на улицу и увидел молодого еврея, внешний вид которого свидетельствовал о принадлежности к большевикам. Хафец-Хаим поприветствовал его и пригласил к себе на третью трапезу.

Молодой коммунист удивился, но пошел за раввином. Когда трапеза закончилась, и присутствующие разошлись, Хафец-Хаим пояснил: «Я уезжаю. Пока я был в местечке, я старался заботиться о бедных семьях и помогать им с пропитанием. Древо жизни находится посреди райского сада. Что такое древо жизни? Это источник приближения к Б-гу, который доступен каждому на этой Зземле, и который приводит к великому удовольствию близости к Б-гу после того, как душа расстается с телом. Одни удостаиваются жизни благодаря изучению Торы, другие — благодаря милосердию по отношению к ближним. Вы неслучайно получили такое положение. Возможно вы получили его, чтобы помогать нуждающимся. Поэтому пообещайте, что с моим отъездом вы примете на себя заботу об обездоленных». Большевик кивнул головой: «Ребе, вы можете спокойно ехать, я об этом позабочусь».

Древо жизни доступно каждому из нас. И у каждого из нас есть своя особая дорога к нему.


Нравится!
Поделиться ссылкой:

Тема дня

Глава Мишпатим

Читать дальше