Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Древо жизни находилось в самом центре райского сада. Оно символизировало близость к Б-гу, которую можно достичь несколькими способами.

«И произрастил Господь Б-г из земли всякое дерево, приятное на вид и годное в пищу, и древо жизни среди сада, и древо познания добра и зла» (Берешит 2:9). Раши объясняет, что древо жизни находилось в центре райского сада. Отсюда можно понять, что оно было максимально доступным и к нему можно было подойти с разных сторон. Чтобы понять, почему местоположение древа жизни было так важно, раскроем Талмуд. В трактате Таанит 21 б сказано, что Абба Умна («Абба-лекарь», человек, лечащий кровопусканием) ежедневно получал приветствие из Небесной ешивы. Великий мудрец Абайей получал такие приветствия в канун субботы, а его товарищ, мудрец Рава — в канун Йом-Кипура.

Абайея мучило: почему Абба Умна удостаивается привета с Небес ежедневно, а сам он — только раз в неделю? Может быть, в его служении Б-гу что-то не так? Может, он что-то должен исправить? Ответили ему с Небес: «Ты не можешь делать того, что делает Абба Умна».

Что же он делал? Как мы упомянули, ремеслом Аббы Умна было популярное в ту эпоху кровопускание. Абба Умна соблюдал законы скромности наилучшим образом. Он сделал отдельные помещения для мужчин и женщин, ожидавших своей очереди на процедуру. Кроме того, он изготовил специальные халаты для пациенток с небольшим отверстием для кровопускания, чтобы им не пришлось открывать тело больше необходимого.

В прихожей у Аббы Умна стояла кружка, в которую посетители клали деньги за процедуру. Те, у кого не было денег, могли не платить — и не стесняться этого, так как неизвестно, кто сколько положил в кружку и положил ли вообще. Лекарь также не брал платы с талмидей-хахамим, мудрецов Торы. Более того, поскольку после кровопускания необходимо было хорошо поесть для восстановления сил, Абба Умна давал беднякам, прошедшим процедуру, деньги на еду и питье.

Абайе не мог быть таким, как Абба Умна. Его миссией в жизни было изучение и преподавание Торы, о которых сказано: «талмуд Тора ке-нэгед кулам» — «изучение Торы приравнивается к соблюдению всех остальных мицвот вместе взятых». В этой области Абайей, разумеется, превосходил Аббу Умна. Но в сфере милосердия Абба Умна превосходил его.

Следует отметить, что имена Абайея и Равы упоминаются едва ли не на каждом листе Талмуда. Если их мнения были различны, решение выносилось согласно мнению Равы за исключением шести случаев. Получается, что в большинстве случаев Рава превосходил Абайея, но при этом приветствие из Небесной ешивы он получал реже. По всей видимости, это приветствие Небес было связано с качеством милосердия, а в этом Абайей был выше Равы, а Абба Умна выше их обоих.

Поскольку Гмара говорит, что изучение Торы сопоставимо с исполнением всех остальных заповедей вместе взятых, то, когда у нас есть выбор, мы стараемся идти этим путем. Но существуют разные натуры и разные ситуации. Есть люди, у которых основным путем приближения к Всевышнему является исполнение заповеди помощи ближнему. Смотрите, какого уровня может достичь врач или медсестра, которые от всей души помогают людям — не столько из-за денег, сколько из желания делать добро.

Насколько разными бывают пути служения Б-гу — нам показывает следующая история. В какой-то период Хафец-Хаим со своей ешивой находился в местечке Семяч. Это было уже после октябрьской революции. Он пытался сохранить ешиву в этих нелегких условиях, но на определенном этапе понял, что борьба с большевиками обречена на провал. Раввин решил переехать вместе с ешивой в Польшу.

В последнюю субботу перед отъездом Хафец-Хаим вышел на улицу и увидел молодого еврея, внешний вид которого свидетельствовал о его принадлежности к большевикам. Хафец-Хаим приветствовал его и пригласил к себе на третью трапезу.

Молодой коммунист удивился, но пошел за раввином. Когда трапеза закончилась и присутствующие разошлись, Хафец-Хаим пояснил: «Я уезжаю. Пока я был в местечке, я старался заботиться о бедных семьях и помогать им с пропитанием. Древо жизни находится в центре райского сада. Что такое древо жизни? Это возможность приближения к Б-гу, которая доступна каждому на этой Земле, и это то, что приводит к великому наслаждению — близости к Б-гу — после того, как душа расстается с телом. Одни удостаиваются жизни благодаря изучению Торы, другие — благодаря милосердию к ближним. Вы неслучайно получили свою высокую должность. Возможно, вы получили ее, чтобы помогать нуждающимся. Поэтому пообещайте, что с моим отъездом вы примете на себя заботу об обездоленных». Большевик кивнул: «Ребе, вы можете спокойно ехать, я об этом позабочусь». Древо жизни доступно каждому из нас. И у каждого из нас есть своя особая дорога к нему.


Многие мысли, изложенные в этой книге царем Соломоном, скорее всего, известны Вам, даже если Вы мало что знаете и про царя Соломона, и вообще про иудаизм Читать дальше

Вечность и суета 5. Коэлет. Победить себя

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Вечность и суета 4. Коэлет. Мудрое сердце

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Вечность и суета 7. Коэлет. Предназначение еврея

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»