Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Звуки шофара не только пробуждают сердца, но и изменяют год к лучшему. Когда Рош а-Шана выпадает на субботу (не в этом году), по постановлению мудрецов в этом случае в шофар не трубят. Трубить будут только во второй день. А как это влияет на судьбу будущего года?

Талмуд сообщает интересную вещь: год, в начале которого не трубили в шофар, оборачивается бедами в конце (трактат Рош а-Шана 16 б). Почему звук шофара столь сильно влияет на судьбу наступающего года?

В комментариях Тосафот к этому отрывку из Талмуда отмечается, что речь не идет о ситуации, когда Рош а-Шана выпал на субботу и когда, согласно постановлению мудрецов, в шофар не трубят. Но сложилась чрезвычайная ситуация — например, шофар куда-то запропастился, не было человека, умеющего трубить, и т. д., и т. п. Говоря современным языком, случился прокол, никто не виноват, но трубить — не трубили. И это нехорошо для постановления Суда на будущий год. Непонятно: почему же выходит нехорошо? Никто же не виноват!

Раби Меир-Симха а-Коэн в книге «Мешех Хохма» отвечает на это так: а вот давайте представим себе человека, который, не дай Б-г, заболел. Ему требуется строго определенное лекарство, но в аптеке нужного препарата не оказалось. Обвинять некого, аптекарь не виновен, но болезнь-то никуда не делась! Оказывается, трубление в шофар в Рош а-Шана имеет удивительную силу. Выполнение этой заповеди — как лекарство. Звуки шофара влияют на характер Б-жественного суда. Творец управляет миром посредством двух качеств — меры Правосудия и меры Милосердия. Мидраш Рабба говорит: «Когда евреи трубят в шофар, Б-г встает с трона Суда и пересаживается на трон Милосердия».

Я понимаю, что Б-г всегда руководит миром, сочетая Правосудие и Милосердие. Так пишут другие мидрашим. А наш мидраш имеет в виду, что на этом Суде звуки шофара «увеличивают процент» милосердия. Даже если никто не виноват в том, что в конкретном году в шофар не трубили, негативный эффект всё равно имеет место.

А что же происходит, когда Рош а-Шана выпадает на субботу и по постановлению мудрецов не трубят? Раби Меир-Симха цитирует слова Талмуда: «Сказал Всевышний: трубите предо мной в рог овна, чтобы Я вспомнил о принесении Ицхака в жертву Авраамом» (трактат Рош а-Шана 16 а). Так шофар напоминает и о заслугах еврейского народа, сыны которого во всех поколениях были готовы предать себя на позор и страдания ради верности Б-гу. И сила шофара — в том, что он напоминает перед Б-гом о самоотверженности Авраама и еврейского народа, и вот это напоминание изменяет характер Суда.

Наши благословенной памяти мудрецы постановили не трубить в шофар, если Рош а-Шана выпал на субботу. Почему? Чтобы избежать осквернения Святой субботы: человек может по ошибке пронести шофар по улице или вынести его из дома на улицу, тем самым нарушив запрет субботы. Мудрецы знали о влиянии шофара на судьбу следующего года или не знали? Конечно, знали! В этом случае еврейский народ с Б-гом — как два верных друга, каждый из которых думает о другом больше, чем о себе. Для Б-га очень важна суббота. И, чтобы она не была нарушена даже нечаянно, еврейский суд решил: неважно, каким будет Небесный суд — больше Правосудия или больше Милосердия, неважно, какой будет приговор на следующий год, лишь бы суббота, которая так дорога Б-гу, никоим образом не была нарушена! Авраам, который был готов принести в жертву собственного сына, пошел на невиданное самопожертвование. И весь еврейский народ идет на самопожертвование: святость субботы более важна для нас, чем личные интересы.

Поэтому Всевышний относится к нашему поведению как к героизму Авраама. Несмотря на то, что в субботу не трубили в шофар, год всё равно будет хорошим. Когда мы подчиняем свои желания и интересы указаниям Б-га, мы удостаиваемся Его особого отношения.


Заповедь «арбаа миним» («четыре вида растений»). Она призывает нас улучшить наши отношения с окружающими. Читать дальше