Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек должен постоянно представлять себе, что смерть его близка, чтобы, если его постигнет внезапная смерть, он не умер грешником»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 7, 2
Звуки шофара не только пробуждают сердца, но и изменяют год к лучшему. В этом году первый день Рош а-Шана выпадает на субботу. А по постановлению мудрецов в Рош а-Шана, который выпадает на субботу, в шофар не трубят. Трубить будут только во второй день. А как это влияет на судьбу будущего года?

Талмуд сообщает интересную вещь: год, в начале которого не трубили в шофар, оборачивается бедами в конце (трактат Рош а-Шана 16 б). Почему звук шофара столь сильно влияет на судьбу наступающего года?

В комментариях Тосафот к этому отрывку из Талмуда отмечается, что речь не идет о ситуации, когда Рош а-Шана выпал на субботу и когда, согласно постановлению мудрецов, в шофар не трубят. Но сложилась чрезвычайная ситуация — например, шофар куда-то запропастился, не было человека, умеющего трубить, и т. д., и т. п. Говоря современным языком, случился прокол, никто не виноват, но трубить — не трубили. И это нехорошо для постановления Суда на будущий год. Непонятно: почему же выходит нехорошо? Никто же не виноват!

Раби Меир-Симха а-Коэн в книге «Мешех Хохма» отвечает на это так: а вот давайте представим себе человека, который, не дай Б-г, заболел. Ему требуется строго определенное лекарство, но в аптеке нужного препарата не оказалось. Обвинять некого, аптекарь не виновен, но болезнь-то никуда не делась! Оказывается, трубление в шофар в Рош а-Шана имеет удивительную силу. Выполнение этой заповеди — как лекарство. Звуки шофара влияют на характер Б-жественного суда. Творец управляет миром посредством двух качеств — меры Правосудия и меры Милосердия. Мидраш Рабба говорит: «Когда евреи трубят в шофар, Б-г встает с трона Суда и пересаживается на трон Милосердия».

Я понимаю, что Б-г всегда руководит миром, сочетая Правосудие и Милосердие. Так пишут другие мидрашим. А наш мидраш имеет в виду, что на этом Суде звуки шофара «увеличивают процент» милосердия. Даже если никто не виноват в том, что в конкретном году в шофар не трубили, негативный эффект всё равно имеет место.

А что же происходит, когда Рош а-Шана выпадает на субботу и по постановлению мудрецов не трубят? Раби Меир-Симха цитирует слова Талмуда: «Сказал Всевышний: трубите предо мной в рог овна, чтобы Я вспомнил о принесении Ицхака в жертву Авраамом» (трактат Рош а-Шана 16 а). Так шофар напоминает и о заслугах еврейского народа, сыны которого во всех поколениях были готовы предать себя на позор и страдания ради верности Б-гу. И сила шофара — в том, что он напоминает перед Б-гом о самоотверженности Авраама и еврейского народа, и вот это напоминание изменяет характер Суда.

Наши благословенной памяти мудрецы постановили не трубить в шофар, если Рош а-Шана выпал на субботу. Почему? Чтобы избежать осквернения Святой субботы: человек может по ошибке пронести шофар по улице или вынести его из дома на улицу, тем самым нарушив запрет субботы. Мудрецы знали о влиянии шофара на судьбу следующего года или не знали? Конечно, знали! В этом случае еврейский народ с Б-гом — как два верных друга, каждый из которых думает о другом больше, чем о себе. Для Б-га очень важна суббота. И, чтобы она не была нарушена даже нечаянно, еврейский суд решил: неважно, каким будет Небесный суд — больше Правосудия или больше Милосердия, неважно, какой будет приговор на следующий год, лишь бы суббота, которая так дорога Б-гу, никоим образом не была нарушена! Авраам, который был готов принести в жертву собственного сына, пошел на невиданное самопожертвование. И весь еврейский народ идет на самопожертвование: святость субботы более важна для нас, чем личные интересы.

Поэтому Всевышний относится к нашему поведению как к героизму Авраама. Несмотря на то, что в субботу не трубили в шофар, год всё равно будет хорошим. Когда мы подчиняем свои желания и интересы указаниям Б-га, мы удостаиваемся Его особого отношения.


Современная болезнь, известная нам как проказа, не имеет ничего общего с описанной в Торе язвой цараат. Цараат из Торы — это специфическое явление, связанное с поступками человека, порожденными «внутренней болезнью» Читать дальше