Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
Звуки шофара не только пробуждают сердца, но и изменяют год к лучшему. Экскурс в прикладное шофароведение.

Талмуд сообщает интересную вещь: год, в начале которого не трубили в шофар, оборачивается бедами в конце (трактат «Рош а-Шана», 16б). Почему звук шофара столь сильно влияет на судьбы людей и на происходящее?

Мудрецы объясняют, что одна из функций, которую выполняют звуки рога, — сбить с толку Сатана. Если же по тем или иным причинам, которые будут разъяснены ниже, шофар в Рош а-Шана остался не у дел, Сатан принимается за свою черную работу — он выискивает у евреев всевозможные нарушения. И, как говорится, жди неприятностей.

В комментариях Тосафот к этому отрывку из Талмуда отмечается, что речь не идет о ситуации, когда Рош а-Шана выпал на шаббат, и когда, согласно постановлению мудрецов, в шофар не трубят. Произошла чрезвычайная ситуация — шофар куда-то запропастился, или не было человека, умеющего трубить, и т. д. и т. п. Говоря современным языком, случился прокол, и никто не виноват.

Есть заповедь трубить в шофар, которую следует выполнить от и до. Кроме того, у этой заповеди есть дополнительная функция. В книге «Зоар» написано, что звуки шофара помогают воздействовать на характер Б-жественного суда. Творец управляет миром при помощи двух качеств — меры правосудия и меры милосердия. Шофар может «смягчить» суд, превратив правосудие в милосердие, осуществив переход из одного качества в другое.

Представим себе человека, который, не дай Б-г, заболел. Ему требуется строго определенное лекарство, но в аптеке нужного препарата не оказалось. Обвинять некого, аптекарь не виновен, но болезнь-то никуда не делась! Даже если никто не виноват в том, что в конкретном году в шофар не трубили, негативный эффект всё равно имеет место.

А что же происходит в шаббат? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте узнаем побольше о шофаре. Рабби Меир-Симха а-Коэн в книге «Мешех хохма» цитирует слова Талмуда: «Сказал Всевышний: трубите предо мной в рог овна, чтобы Я вспомнил о жертвоприношении Ицхака Авраамом» (трактат «Рош а-Шана», 16а). Сила шофара — в том, что он напоминает Творцу о заслугах праотца, который был готов принести собственного сына в жертву. Тем самым шофар напоминает о заслугах еврейского народа, сыны которого во все поколения были готовы предать себя на позор и страдания ради верности Б-гу, а также подчинить свои желания воле Творца.

Наши благословенной памяти мудрецы постановили не трубить в шофар, если Рош а-Шана выпал на шаббат. Это делается, чтобы избежать осквернения Святой субботы: человек может пронести шофар по улице или вынести его из дома, тем самым нарушив запрет на перенос предметов из частного владения в общественное. Поэтому мудрецы постановили: неважно, как будет вестись Высший суд, при помощи меры правосудия ли, мерой милосердия ли, лишь бы шаббат не был нарушен!

Авраам, который был готов принести в жертву собственного сына, пошел на невиданное самопожертвование. Но и весь еврейский народ идет на самопожертвование: святость субботы более важна для нас, чем личные интересы. Поэтому Всевышний относится к нашему поведению как к героизму Авраама. Несмотря на шофар, который остался не у дел в субботу, год всё равно будет хорошим. Подчинение наших желаний и интересов указаниям Б-га дарует особое отношение Его к нам.


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Тема дня
Рош аШана — еврейский новый год
Сегодня вечером с заходом солнца начинается праздник Рош аШана — начало еврейского Нового года.

Для того, чтобы готовить еду в праздник для идущего сразу за ним Шаббата, в канун Рош аШана делают эрув тавшилин.

Хотя Рош аШана — это дни Суда, они лишены грусти и уныния. Наоборот: мы относимся к ним как к праздничным дням, когда нужно радоваться и веселиться Читать дальше

Канун Рош аШана

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Канун Рош а-Шана подобен дню перед судом. Поведение человека должно быть максимально серьезным, а его действия — праведными. Мы должны раскаяться в ошибках, совершенных в течение года, и принять обязательство не грешить.

Рош а-Шана. Секрет хорошего года

Рав Бенцион Зильбер

Звуки шофара не только пробуждают сердца, но и изменяют год к лучшему. Экскурс в прикладное шофароведение.

Десять дней трепета и Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Книга нашего наследия

Месяц Тишрей

Арье Шерцер

Каждый год в этот день Творец судит поступки человека и устанавливает ему награду или на наказание по итогам прошедшего года. В этот день Ашем открывает три книги: книгу праведнико, книгу злодеев и книгу средних. Праведникам суждено прожить еще один год, злодеям – умереть, а средним, у которых есть и мицвот и грехи, предоставляет Творец мира возможность раскаяться.

Законы и обычаи Рош Ашана

Рав Исроэль-Меир Лау

Рош а-Шана 2017: праздник начинается 20 сентября с заходом солнца и длится два дня

Рош Ашана — раскрытие замысла Творения

Рав Цви Вассерман

Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.

Врата Воздаяния. Суд Рош Ашана

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...