Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запреты употребления в пищу насекомых и падали.

 

176-я заповедь – запрещение есть ползающих насекомых, например, червей, нелетающих жучков и подобные виды, называемые шерец аарец (земляные насекомые). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И всякое насекомое, копошащееся в земле, – мерзость, не следует есть его” (Ваикра 11:41).

И тот, кто ел даже мельчайшую часть от такого насекомого, карается бичеванием.

 

178-я заповедь – запрещение есть насекомых, которые рождаются внутри семян или внутри плодов, а затем, развившись, выбираются на поверхность семени или плода. И если уже развившееся насекомое было обнаружено внутри семени или плода, есть его так же запрещено; и тот, кто ел от него, карается бичеванием.

И об этом речение Ашема: “Всяких насекомых, ползающих по земле, не ешьте – мерзость они” (там же 11:42). И объясняется в Сифре (Шмини): “В этом речении Тора запрещает есть насекомых, которые, зародившись и развившись в семени или плоде, выползли из него “на землю”, а потом возвратились внутрь семени или плода”.

 

179-я заповедь – запрещение есть любых пресмыкающихся и насекомых: летающих, плавающих или ползающих. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...” (там же 11:43).

Это самостоятельная заповедь “Не делай”, и нарушивший ее карается бичеванием.

И есть полагающие, что, поскольку этот широкий запрет включает в себя другие запреты, то съевший “земляное насекомое” (НД 176), карается бичеванием дважды: (39 ударов) за нарушение запрета “И всякое насекомое, копошащееся в земле... не следует есть его” (там же 11:41) и (39 ударов) за нарушение запрета “Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...”.

И тот, кто ел летающее насекомое, наказывается дважды: за нарушение запрета “И всякие летающие насекомые нечисты для вас, не следует их есть” (Дварим 14:19) и за нарушение запрета “Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...”.

А тот, кто съел одно насекомое, которое и летает, и ползает по земле, – поскольку оно одновременно “земляное” насекомое и летающее – наказывается за него четырежды, а если это насекомое еще и плавает – то съевший его получает 6 раз по 39 ударов: пятый раз за нарушение запрета о нечистых водоплавающих (НД 173): “Все же, у которых нет плавников и чешуи...  мяса их не ешьте” (Ваикра 11:10-11), а шестой – за нарушение запрета “Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...”, так как этот запрет включает в себя также водяных насекомых, пресмыкающихся и моллюсков. Ведь нет другого, особого, речения, запрещающего в пищу водяных насекомых и пресмыкающихся, кроме этого – “Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...”.

Руководствуясь подобной точкой зрения, часто пытаются объяснить изречение мудрецов, приведенное в трактате Макот (16б): “Тот, кто съел потиту (вид водяного насекомого), наказывается бичеванием четырежды, муравья – пять раз, осу – шесть”.

Но это совершенно неверный подход, противоречащий истинным принципам, разъясненным в Талмуде. Ведь, если ты вдумаешься в приведенные выше рассуждения, ты обнаружишь, что, следуя изложенному мнению, за нарушение одной заповеди – “Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...” – наказывали бы трижды. А мы уже указывали, что так не должно быть – ни при каких обстоятельствах не карают бичеванием дважды за нарушение одной заповеди, как разъяснено в трактате Хулин (102б). И мы уже неоднократно упоминали об этом правиле (“9-ый принцип”, НД  26,60,94,98,143,161,170), и еще будем возвращаться к нему (НД  195,318-319).

 

Верный подход, который не оставит места для сомнений и путаницы, заключается в следующем.

Тот, кто съел насекомое, которое является и летающим, и ползающим, и плавающим, карается бичеванием не более трех раз (3 раза по 39 ударов): раз – за нарушение запрета о летающих насекомых (НД 175), второй – за нарушение запрета о “земляных насекомых” (НД 176), и третий – за нарушение запрета “Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...”, поскольку водяные насекомые тоже включаются в определение “никаких... насекомых” и, следовательно, подпадают под этот запрет.

А тот, кто съел “земляное насекомое”, карается бичеванием только один раз (получает 39 ударов) – за нарушение запрета употреблять в пищу “земляных насекомых”. И тот, кто съел обычное летающее насекомое, карается бичеванием лишь один раз – только за нарушение запрета о летающих насекомых. И точно так же, тот, кто съел водяное насекомое, карается однократно – за нарушение запрета “Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...”.

И хотя под этот запрет подпадают “земляные насекомые” тоже, тем не менее съевшего “земляное насекомое” не наказывают дважды за одно преступление. И даже если бы в Торе содержалась тысяча ясно выраженных запретов, повелевающих не употреблять “земляных насекомых” в пищу, преступивший все их подлежал бы только одному наказанию, поскольку все эти речения были бы только разными выражениями одной заповеди. И даже если бы в Торе было сказано: “Не ешьте земляных насекомых” – тысячу раз в различных местах, тем не менее, нарушитель подлежал бы только однократному бичеванию.

И видел ли ты, чтобы сторонники приведенных выше путанных взглядов взялись утверждать, что тот, кто облачается в одежду с шаатнезом (НД 42), карается бичеванием дважды, поскольку запрет облачаться в такие одежды повторен в Торе дважды (Ваикра 19:19, Дварим 22:11)? Я никогда не слышал, что бы они придерживались подобного взгляда, да и если бы кто-нибудь другой взялся утверждать подобное, его точка зрения показались бы им нелепой.

Почему же им не кажется нелепым утверждение, что того, кто съел “земляное насекомое” или летающее насекомое, наказывают дважды за одно преступление: и за нарушение соответствующего запрета, и за нарушение “более широкого” запрета “Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...”?!

Все это совершенно ясно и доступно даже неразумным младенцам.

 

А теперь я возвращаюсь к уже затронутой нами теме, чтобы завершить анализ рассматриваемой проблемы.  

Комментируя предыдущую заповедь, мы уже разъясняли, что, если насекомое развивается внутри какого-либо семени или плода, а затем выползет наружу, то, съевший его, карается бичеванием за нарушение особого запрета Торы: “Всяких насекомых, ползающих по земле, не ешьте” (Ваикра 11:42) – и даже в том случае, если насекомое еще не прикасалось к поверхности земли (НД 178).

Но если это насекомое уже переселилось на землю, съевший его карается бичеванием дважды: первый раз – за нарушения запрета “Всяких насекомых, ползающих по земле, не ешьте” (НД 178) и второй раз – за нарушение запрета по поводу “земляных насекомых” (НД 176): “И всякое насекомое, копошащееся в земле, – мерзость, не следует есть его” (Ваикра 11:41).

Но если случится, что это насекомое еще и размножается неполовым путем, то тот, кто съел его, наказывается бичеванием три раза: два раза за уже упомянутые нарушения, а третий раз – за нарушение запрета есть насекомых, размножающихся неполовым путем (НД 177): “И не оскверняйте душ ваших никакими насекомыми, кишащими на земле” (там же 11:44).

А если к тому же это насекомое способно летать, то тот, кто съел его, наказывается бичеванием и в четвертый раз – за нарушение запрета относительно летающих насекомых (НД 175): “И всякие летающие насекомые нечисты для вас, не следует их есть” (Дварим 14:19).

А если то же насекомое способно не только летать, но и плавать, как мы наблюдаем у многих видов, то тогда съевший его карается бичеванием в пятый раз – за нарушение запрета “Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...”, включающего в себя и запрет относительно водяных насекомых.

А если окажется, что это насекомое обладает вдобавок ко всему еще и свойствами птицы, тогда съевший его будет наказан бичеванием в шестой раз – за нарушение запрета есть мясо нечистых птиц (НД 174): “А этих птиц должны вы гнушаться, нельзя их употреблять в пищу...” (Ваикра 11:13). 

И пусть тебя не поражает, что птица может зародиться в плесени плода, поскольку мы постоянно наблюдаем вид птиц, зарождающихся неполовым путем в плесени и вырастающих до размера, превышающего величину небольшого ореха.

И так же потита, о которой упоминается в трактате Макот (16б), обладает одновременно свойствами птицы, летающего насекомого, “земляного насекомого” и водяного насекомого, и именно поэтому тот, кто съел ее, карается бичеванием четыре раза.

Пойми изложенные принципы и не забывай их, потому что это – “слово, сказанное разумно” (Мишлей 25:11). Применяя эти принципы ты сможешь определить: съевший такое-то животное наказывается столько-то раз, а такое – столько-то.

И еще из сказанного выше понятно, что в тех случаях, когда нарушители законов Торы съедают запрещенное насекомое или пресмыкающееся целиком, мудрецы не установили минимальный размер, но нарушитель подвергается наказанию, даже если им был съеден целиком организм размером меньше, чем кезайт (30 мл. ). Так, съевший мельчайшую мошку карается бичеванием трижды – за нарушение запретов о “насекомых, кишащих на земле” (НД 177), о “насекомых, копошащихся в земле (НД 176) и о “летающих насекомых” (НД 175).

И еще сказали мудрецы (Макот 16б): “Тот, кто, ощущая потребность, не идет по большой или малой нужде, преступает запрет “Не оскверняйте душ ваших...”. И еще: “тот, кто пьет воду из сосуда для кровопускания преступает запрет “Не оскверняйте душ ваших...”. И также тот, кто ест грязную пищу или пьет напитки, которые у большинства людей вызывают отвращение, тоже преступает этот запрет, но не подлежит бичеванию, поскольку, согласно простому смыслу стиха, это речение запрещает употреблять в пищу именно насекомых, пресмыкающихся и моллюсков. Однако мудрецы установили наказание бичеванием и для того, кто ест любую пищу, вызывающую у большинства людей отвращение.   

Итак, из всего сказанного ясно, что из стиха “Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...” мы учим только запрет есть водяных насекомых и пресмыкающихся, поскольку относительно них иного, специального, запрета в Торе нет. Пойми это.

 

Сто восьмидесятая заповедь – запрещение употреблять в пищу мясо “падали” (т.е. животного, которое было забито некашерным способом или умерло своей смертью). И об этом речение Ашема: “Не ешьте никакой падали” (Дварим 14:21). И тот, кто съедает кусок “падали” размером с кезайт, карается бичеванием.

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше