Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Когда виновный просит у обиженного им прощения, тому следует простить его от всего сердца и от всей души»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 10
Способность привыкать и действовать автоматически заложена в нас для нашей же пользы. Без нее мы не могли бы нормально функционировать. Если бы мы не могли привыкать к изменениям в своей жизни, если бы боль от утраты близкого человека ощущалась так же остро, как и вначале, если бы дрожь в коленках при поступлении на новую ответственную работу сопровождала нас и годы спустя, мы бы ничего в жизни не добились.

Мы постоянно слышим, что наше выполнение заповедей не должно быть привычным, автоматическим, что называется «мицват анашим мелумада». Но, с другой стороны, все знают, как трудно бывает, например, сосредоточиться на заученном наизусть тексте молитвы. Многие баалей-тшува с ностальгией вспоминают воодушевление первых шагов в соблюдении заповедей, когда разбирали по слогам этот же самый текст, и каждое слово казалось откровением. Куда все делось теперь, спустя годы, когда мы так много знаем и умеем? Неужели мы духовно опустились вместо того, чтобы подняться? Почему привычка так ослабляет чувства?

Раби Акива Татц в своей книге «Жить вдохновенно» делит любой духовный процесс на три этапа: сначала — вспышка энтузиазма, прилив сил и желания действовать. Через какое-то время наступает спад — «даренные» силы иссякают, приходит время собственного напряженного труда. И третий этап — духовный подъем как результат этого труда. Воодушевление первых дней или лет жизни по Торе — отчасти подарок с Небес, чтобы дать нам начальный «толчок» и желание двигаться дальше, отчасти всплеск эмоций, вызванный новизной происходящего. Это еще не наши достижения. Потом начинается настоящий труд. Но он бывает поэтапным, со взлетами и падениями. Преодолев препятствия, мы выходим на новый уровень, и то, что прежде давалось с трудом, становится легким и привычным.

Царь Давид сказал интересную фразу: «Я рассчитывал свои пути, и поверну ноги свои к Твоим законам» (Теилим, 119, 59). Слово «hергель» ( привычка ) — однокоренное слову «регель» (нога). Ноги являются самым «автоматическим» из управляемых органов нашего тела. При ходьбе мы только проверяем направление и преодолеваем препятствия, но не наблюдаем за работой своих ног. Именно об этом сказал праведник: он «рассчитал путь», сознательно и сосредоточенно выбрал направление — «повернул ноги к Законам Вс-вышнего», а потом они уже сами несут его по выбранному пути. Ноги, как и привычки, действуют «бездумно». Но, заметьте, именно ноги приводят нас к цели!

Более того, способность привыкать и действовать автоматически заложена в нас для нашей же пользы. Без нее мы не могли бы нормально функционировать. Если бы мы не могли привыкать к изменениям в своей жизни, если бы боль от утраты близкого человека ощущалась так же остро, как и вначале, если бы дрожь в коленках при поступлении на новую ответственную работу сопровождала нас и годы спустя, мы бы ничего в жизни не добились.

Еврей ведет постоянную внутреннюю борьбу со своим дурным побуждением. Сказано, что йецер ара каждый день подступает к человеку обновленным — в соответствии с достигнутым им духовным уровнем. Но если простые действия по-прежнему требуют всей нашей энергии, мы никогда не сможем подняться дальше — как будто у нас нет ног. Если человек каждое утро заново и с той же силой борется за то, чтобы вовремя встать на молитву, или за то, чтобы беречь свои глаза от непристойных зрелищ (вместо того, чтобы автоматически отворачиваться), он, безусловно, получит за это награду, но у него не останется сил для более высоких достижений. Если человеку необходимо изо всех сил сдерживать гнев или панику из-за пустяков, он не сможет научиться контролировать себя в более серьезных случаях. Можно сравнить это с бедняком, который ежедневно борется за то, чтобы добыть себе прожиточный минимум. Ни на какие другие достижения в жизни у него не остается ни сил, ни средств. Мы устроены так, что выполнение постоянно повторяющихся действий становится легче, и это освобождает нам силы и время для большего повышения духовности. Достигнутый упорным трудом уровень впоследствии сохраняется автоматически — но при условии, что мы продолжаем работать над собой. Часто употребляемая фраза «остановка в духовном росте» с точки зрения иудаизма звучит как нонсенс. Мы не можем остановиться на достигнутом уровне — обязательно начнем опускаться, нас затянет рутина, чувства притупятся, желание пропадет. Можно сравнить нашу жизнь с движущимся вниз эскалатором: даже чтобы удержаться на одном месте, необходимо идти вверх, а уж чтобы по-настоящему подняться — надо двигаться изо всех сил!

Об этой необходимости продвигаться свидетельствует другое свойство нашей души, в какой-то мере противоположное привыканию — нежелание останавливаться на достигнутом, «охота к перемене мест». Ни одно живое существо «от добра добра не ищет» — только человек. В мире без Торы это очень заметно: люди постоянно стремятся путешествовать, наживать новые капиталы, а иногда и заводить новые связи. Такие люди не понимают, что их непоседливость вызвана стремлением их души именно к духовным достижениям. Только они могут принести настоящее наслаждение, сопровождающее нас всю жизнь. Попытки заменить его материальным суррогатом обречены на провал.

Но как же добиться духовного роста? Это осуществляется двумя путями. Либо это обстоятельства жизни, ставящие перед нами новые испытания и соблазны, соответствующие нашему духовному состоянию. Мы постоянно стоим перед выбором, и наши действия, слова, мысли соответственно повышают или, не дай Б-г, понижают наш уровень. Второй путь — это наша осознанная работа, активный поиск истины, добра, новых путей в выполнении заповедей или устрожений. Это также требует усилий, и у нас отчасти есть выбор — потратить эти силы сознательно или же пассивно, в результате испытаний.

Основное направление нашей работы в молитве — сохранение свежести чувств, воодушевления и сосредоточенности при выполнении привычных действий. Не зря молитвы в Дни Трепета сопровождаются особо возвышенными и необычайно красивыми мелодиями. Это помогает нам проникнуться более глубоким чувством к молитве, почувствовать прилив новых сил. Но основную работу по сохранению этого воодушевления мы должны производить в течение года, упорным и кропотливым трудом. Научившись произносить без запинки текст молитвы и понимать все, что там написано, мы должны переходить на следующий этап — вникать в глубинное значение слов молитвы и искать, как они относятся к нам лично. Когда мы говорим с по-настоящему любимым человеком, мы уделяем ему максимальное внимание. Если в молитве мы каждый раз будем настраиваться на личную встречу с Тем, Кто нам по-настоящему близок, Кто любит нас и может исполнить все наши желания, мы каждый раз будем открывать в ней новые аспекты, и привычные слова будут играть для нас новым богатством оттенков.

Ктива ве-хатима това ле-коль бейт Исраэль!

(в статье использованы материалы лекций рава Йехиэля Якобзона).


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Тора и бизнес. Собственный интерес и интересы других людей

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При устройстве на работу в частную компанию можно воспользоваться «блатом». Однако в госструктурах эта практика неприменима. Если есть несколько претендентов на одну и ту же должность, можно продолжать претендовать на ее, если переговоры с потенциальным кандидатом еще не завершились.

Тора и бизнес. Частный бизнес и запрет на уединение

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора запрещает мужчине и женщине, которые не состоят в браке, уединяться в закрытом помещении. Это распространяется на начальника и секретаршу, а также на многие другие случаи, часто встречающиеся в современных учреждениях.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Тора и бизнес. Суббота и бизнес

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Суббота — день абсолютного покоя. Запрещено обсуждать бытовые и финансовые вопросы и планировать действия, которые будут произведены в будни. Более того, нельзя побуждать неевреев делать работу вместо евреев.

Тора и бизнес. Плата за выполненную работу

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Зарплата должна быть перечислена работнику в указанный срок. Тора запрещает затягивать срок выплаты. Это распространяется и на внесение платы за съем квартиры или помещения для бизнеса.

Тора и бизнес. Деловое партнерство и проценты.

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При совместном ведении бизнеса часто возникают ситуации, при которой та или другая сторона получает прибыль с процентами. Чтобы этого избежать, консультируйтесь с раввинами и пользуйтесь разрешенными схемами сотрудничества.