Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Творцу неугодны ни поведение человека, зацикленного на материальном мире, ни служение его собрата, который уверен, что мир исчерпывается духовным. Б-г бестелесен, но ему нужны животные, приносимые в жертву.

3:15

Раби Элазар Амодаи говорит: «Оскверняющий святыни, пренебрегающий праздниками, позорящий человека публично, так что лицо его белеет, отменяющий союз нашего праотца Авраама и толкующий Тору противно алахе, — хотя этот человек и обладает Торой и добрыми делами, нет у него удела в Будущем мире».

Все, что перечислил раби Элазар Амодаи, прямо противоположно тому, о чем идет речь в предыдущей мишне. Там говорилось о человеке, который все свои помыслы и желания сосредоточил на этом материальном мире, поэтому и наказание его состоит в том, что Б-г изгоняет его именно из этого материального мира. Человек же, о котором говорит раби Элазар, решил, что будет следовать только за разумом, и презирает все, в чем есть хоть какой-то намек на материальность. Он оскверняет святыни, то есть, относится без должного трепета к приносимым Б-гу жертвам, ибо полагает, что перед Б-гом не может быть ни еды, ни питья. А поэтому — так он думает — нельзя приносить Б-гу в жертву (ни мяса, ни крови, ни муки, ни вина и т.д.). Ведь всякая пища в его глазах достойна презрения! Он пренебрегает праздниками, так как полагает, что суть праздника — в материальном удовольствии, которое человек доставляет себе едой и питьем. Он считает, что служение Б-гу не может состоять в исполнении подобной заповеди, не содержащей в себе ничего, кроме наслаждения материальными кушаньями и напитками. Он отменяет союз нашего праотца Авраама, поскольку полагает, что оскорблением Б-гу было бы запечатлеть знак союза с Ним на органе, воплощающем позор и поношение.

Он оскорбляет товарища публично, так что лицо того белеет (и не видит в этом преступления), так как полагает, что человек — материальное создание, стоящее поэтому на чрезвычайно низкой ступени. Ведь люди, стремящиеся к чистому разуму, доказывают именно это, стараясь опозорить материального человека, как только возможно. Он толкует Тору, противореча алахе: обнаружив в Торе заповедь, связанную с материальным миром, он представляет ее не в соответствии с алахой. И все это из-за того, что он гонится за проявлениями разума и отталкивает все материальное.

Итак, идеал этого человека — бестелесный мир, противоположность этому материальному миру. И мишна говорит о нем, что, хотя этот человек и обладает Торой и добрыми делами, нет у него удела в Будущем мире. Дело в том, что Б-г наказывает злодея, посылая ему противоположное тому, чего он хочет и к чему стремится. Поэтому, если человек ставит во главу угла этот мир и отталкивает мир духовный ради привязанности к этому миру, — а таковы те люди, о которых шла речь в предыдущей мишне, — наказание их состоит в том, что желаемого они не достигают и оказываются изгнанными из этого мира. Но существуют и люди с противоположными устремлениями, которые ни во что не ставят материальный мир и действия в нем, будь то даже добрые дела. Они утверждают, что единственная задача человека — пестовать разум и тем достичь Будущего мира, полностью духовного и разумного. Эти люди лишаются именно удела в Будущем мире, обретая противоположное тому, на что надеялись.

На самом деле, человеку действительно следует отдалить от себя дела этого мира — но только такие, в которых нет смысла. Добрые же дела, совершаемые в этом мире, желанны благословенному Б-гу, и с их помощью человек заслуживает успеха и в Будущем мире. Ведь этот мир — всего лишь прихожая перед Будущим миром!

И, несмотря на то, что это первое объяснение истинно и весьма ясно, слова раби Элазара можно объяснить и по-другому. Все то, что он перечисляет, так или иначе связано со святостью, а оскорбляющий святое заслуживает лишения удела в мире, который целиком свят.

Оскверняющий святыни по справедливости не должен иметь удела в мире, который полностью свят и отделен от материальности, то есть, в Будущем мире. И то же относится к пренебрегающему праздниками, о которых сказано (Ваикра 32): «Это — праздники Б-га, святые собрания». И отменяющий союз нашего праотца Авраама тоже совершает преступление против святости, ибо этот союз тоже назван «святым». В благословении мы произносим: «…Б-г…, Который запечатлел на нашей плоти знак святого союза». И стих (Йирмия 11:15) говорит: «И святой плоти не будет у тебя…» Талмуд (Менахот 53б) объясняет этот стих так: «Авраам, (защищая евреев-грешников), сказал Б-гу: “Но Ты должен был хотя бы вспомнить им союз обрезания!” А Б-г на это ответил: “И святой плоти не будет у тебя…” А тот, кто смертельно обижает другого человека, то есть, позорящий товарища публично, так что лицо его белеет, уничтожает тем самым образ Самого Б-га. Ведь человек сотворен по образу Б-га, и в мире нет ничего столь же возвышенного и святого, как человек.

Даже горние ангелы стоят ниже человека, как еще будет разъясняться, с Б-жьей помощью! Нет в мире ничего выше человека, — только Тора, к которой затем переходит раби Элазар, говоря о человеке, который толкует Тору в противоречии с алахой. Тора — это уже уровень чистого духовного разума, самый высокий, который уже ничто не может превзойти. И когда человек совершает преступление против духовных святых Б-жественных сущностей, он по справедливости не может обрести долю в духовном и святом мире.

Раби Элазар перечисляет здесь пять преступлений против святости, поскольку Б-г создал оба мира с помощью Своего двухбуквенного имени, состоящего из букв йуд и эй, численные значения которых — 10 и 5. И (наши мудрецы открыли нам, что) Будущий мир сотворен с помощью буквы йуд, а наш — с помощью буквы эй. Поэтому в нашем мире есть пять святых Б-жественных вещей, вознесенных над всем остальным, что его наполняет, соответственно букве эй (5) из святого Имени. И тот, кто совершает преступление против этих пяти вещей, то есть, оскверняет святыни, пренебрегает праздниками, позорит товарища публично, так что лицо его белеет, отменяет союз нашего праотца Авраама и толкует Тору в противоречии алахе, оскверняет самое святое, что есть в мире, и восстает против буквы эй из Б-жественного Имени. Поэтому его лишают и второй буквы, йуд, которой сотворен Будущий мир. Ведь если Имя лишено одной буквы, то и вторая ничего не может сделать. И все это известно тем, кто постиг (тайное знание).

И следует разобраться, каковы же эти пять вещей, занимающие пять высших ступеней мира. Первая из них — это святыни (то есть, животные, предназначенные для принесения в жертву или уже принесенные в жертву). И поскольку святость в этом случае облекает животное, святыни относятся к самому нижнему миру. Затем — праздники, время которых определяется по положению небесных светил и которые поэтому принадлежат к миру небесных сфер. Затем — обрезание, которое совершается на теле самого человека. Человек, как известно, состоит из двух частей. Обрезание Б-г определил телу; оно так и называется: “союз тела”, и в Благословении после трапезы мы говорим: “…И за Твой союз, который Ты запечатлел на нашем теле”. Однако тело — это только одна часть человека, та, что относится к нижнему миру. Но позорящий товарища публично, так что лицо его белеет, посягает на другую часть человека, принадлежащую к вышнему миру. Ведь в человеке нет ничего выше, чем заключенный в нем образ Б-га! Поэтому мишна говорит именно о таком оскорблении, от которого белеет лицо, поскольку образ Б-га человек носит именно на лице. А тот, кто толкует Тору в противоречии с алахой, посягает на Тору и заповеди, полностью принадлежащие к вышнему миру. Таким образом, перечисленные пять вещей объемлют все пять частей мира: нижний мир, промежуточный мир (мир небесных сфер), высший мир и человека, который представляет, как уже во многих местах разъяснялось, отдельный мир, состоящий из двух частей: нижней и вышней.

Все эти пять частей мира обладают высшей святостью, полученной от буквы эй, с помощью которой мир был сотворен. И тот, кто поступает с ними несоответственно, изгоняется из Будущего мира; и дальнейшее разъяснение не имеет смысла.

Высказывание раби Элазара Амодаи следует за словами раби Досы, сына Урканоса, поскольку они связаны общей темой. Сон утром — это следствие склонности человека к телесному и материальному, и эта склонность изгоняет его из этого мира; пять же проступков (перечисленных раби Элазаром), тоже связаны с тем, что человек отдаляется от святости и приближается к материальному, (и потому) они изгоняют его из Будущего мира. И это ясно, и никаких сомнений здесь нет.

И пойми также, что раби Элазар начал перечисление с наименее значительного нарушения и расположил их все в порядке усугубления: вначале он сказал о том, кто оскверняет святыни, затем — о том, кто пренебрегает праздниками, затем — о позорящем товарища публично, так что лицо его белеет, затем — об отменяющем союз нашего праотца Авраама и, наконец, о том, кто толкует Тору в противоречии с алахой, то есть, завершил преступлением против наивысшего уровня (святости). И эти пять вещей — расположенные одна над другой ступени, ведущие в Будущий мир; и хорошенько пойми это.

В главе Хелек (трактат Санхедрин 90а) перечисляются люди, не имеющие удела в Будущем мире. И, на первый взгляд, напрашивается вывод, что у всех остальных он есть! По-видимому (разрешение кажущегося противоречия в том), что все пять категорий раби Элазара могут быть причислены к “людям, отрицающим небесное происхождение Торы”. Ведь, как мы уже сказали, все эти пять вещей обладают Б-жественной святостью; человек же, отрицающий небесное происхождение Торы, утверждает, что слово Б-га и Его Тора не могут стать достоянием телесного человека. Поэтому он не станет верить и в то, что в мире есть вещи, принимающие в себя Б-жественную святость. И доказательство этому подходу можно найти там же, в том же отрывке Талмуда. Там говорится: “Ибо слово Б-га презрел и заповедь его нарушил” (Бемидбар 15:31) — это тот, кто отрицает Небесное происхождение Торы. Другое объяснение: “Ибо слово Б-га презрел” — это апикойрес (еретик, насмехающийся над мудрецами Торы — перев.). Другое объяснение: “Ибо слово Б-га презрел” — это тот, кто толкует Тору в противоречии с алахой. “И заповедь Его нарушил” — этот тот, кто нарушает заповедь обрезания — союза плоти. Уничтожением в этом мире будет он уничтожен в мире Будущем. На этом основании сказал раби Элазар Амодаи: Оскверняющий святыни, пренебрегающий праздниками, позорящий человека публично, так что лицо его белеет, отменяющий союз нашего праотца Авраама и толкующий Тору противно алахе, — хотя этот человек и обладает Торой и добрыми делами, нет у него удела в Будущем мире». Но как же мог раби Элазар вывести отсюда все пять преступлений?! Приходится признать, что все они входят в категорию «отрицающего небесное происхождение Торы» или в категорию «толкующего Тору в противоречии с алахой».

Кроме того, можно сказать, что все, лишенные удела в Будущем мире, которые перечислены в трактате Санхедрин, то есть, отрицающий небесное происхождение Торы, отрицающий воскрешение мертвых и апикойрес, не имеют удела в Будущем мире, даже если обладают заслугой исполнения всех заповедей и добрых дел; эти же пятеро лишены удела в Будущем мире только в случае, когда у них поровну грехов и заслуг. И это объяснение представляется верным, и нет оснований развивать его дальше.

с разрешения издательства Швут Ами


Запрет брать взятку упоминается в Торе трижды. Это запрещено даже тогда, когда взятка на практике не влияет на судебный приговор. Так же, как запрещено брать взятку, запрещено и давать ее. Важно, что запрет взятки относится и к нееврейским судам: согласно законам Ноя, народам мира заповедано сформировать справедливые суды, и потому запрещено искривлять правосудие. Читать дальше