Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Подчинение своей воли воле Творца — главное условие для того, чтобы молитвы еврея были приняты. Если кем-нибудь довольны другие люди, им доволен и Б-г.

3:13

Он же часто говорил: «Если люди довольны человеком, то и Вездесущий им доволен; а если люди недовольны человеком, то и Вездесущий им недоволен».

Этот отрывок связан с двумя предыдущими, говорящими о человеке, страх которого перед грехом предшествует мудрости и дел которого больше, чем его мудрости. Мишна рассказала нам, как мудрость связана со страхом перед грехом и с поступками, и мы узнали, что эти вещи никак не могут быть разделены. После этого она рассказывает, что отношение к человеку других людей связано с отношением к нему Б-га, так что если люди довольны кем-то, то и Б-г доволен им. И смысл этого отрывка в точности тот же, что и у предыдущих. Если вначале человек добился того, что им довольны окружающие его люди, он выстроил фундамент для того, чтобы обрести и расположение Б-га. Ведь если две вещи взаимосвязаны, одна не может существовать без другой, как и в этом случае. Ведь довольство Б-га и Его доброе отношение связано с отношением людей.

Дело в том, что крупные общности связаны с Б-гом абсолютной связью, и отношение Б-га к человеку тоже связано с отношением к нему этой общности. Мишна ясно говорит об этом: Если люди довольны человеком, то и Вездесущий доволен им.

Следует хорошенько поразмыслить над тем, как же доброе отношение Б-га связано с добрым отношением людей. А доказывает это стих пророка (Йехезкель 36) «А Мой дух Я помещу среди вас». Ты видишь, что душа и чувства человека — это часть духа и чувств Б-га. Таким же образом пророки получили (от Моше-рабейну) пророческий дух, согласно сказанному (Бемидбар 11): «И Я отделю от духа, который на тебе…» И дух людей — это тоже переданная людям часть Б-жественного духа, так что душа человечества и Б-жественный дух прочно связаны. Поэтому если люди довольны человеком, то и Вездесущий доволен им: ведь чувства людей возникли из чувств Б-га!

И следует хорошенько понять эти слова мудрости, поскольку они связаны с мишной, приведенной выше (2:4): Сделай Его волю такой же (важной для тебя), как твое желание, чтобы Он сделал твое желание Своей волей. Там мы тоже разъясняли, как желание Б-га связано с желанием людей; и здесь мишна говорит о том же самом.

с разрешения издательства Швут Ами


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Первая буква Торы

Толдот Йешурун

Организация «Толдот Йешурун» начала писать свиток Торы в память рава Ицхака Зильбера зацал

История последнего тысячелетия, как предсказывает Тора

Рав Хаим Суницкий

В трех главах предсказывается будущее нашего народа, в том числе наши наказания, если мы будем отходить от Торы

Избранные комментарии на недельную главу — Ноах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

О Ноахе сказано, что он ходил с Богом. Современники высмеивали его, он же прилепился к Богу и стал נ ח, одним из тех, благодаря кому человечество обрело будущее