Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Подчинение своей воли воле Творца — главное условие для того, чтобы молитвы еврея были приняты. Если кем-нибудь довольны другие люди, им доволен и Б-г.

3:13

Он же часто говорил: «Если люди довольны человеком, то и Вездесущий им доволен; а если люди недовольны человеком, то и Вездесущий им недоволен».

Этот отрывок связан с двумя предыдущими, говорящими о человеке, страх которого перед грехом предшествует мудрости и дел которого больше, чем его мудрости. Мишна рассказала нам, как мудрость связана со страхом перед грехом и с поступками, и мы узнали, что эти вещи никак не могут быть разделены. После этого она рассказывает, что отношение к человеку других людей связано с отношением к нему Б-га, так что если люди довольны кем-то, то и Б-г доволен им. И смысл этого отрывка в точности тот же, что и у предыдущих. Если вначале человек добился того, что им довольны окружающие его люди, он выстроил фундамент для того, чтобы обрести и расположение Б-га. Ведь если две вещи взаимосвязаны, одна не может существовать без другой, как и в этом случае. Ведь довольство Б-га и Его доброе отношение связано с отношением людей.

Дело в том, что крупные общности связаны с Б-гом абсолютной связью, и отношение Б-га к человеку тоже связано с отношением к нему этой общности. Мишна ясно говорит об этом: Если люди довольны человеком, то и Вездесущий доволен им.

Следует хорошенько поразмыслить над тем, как же доброе отношение Б-га связано с добрым отношением людей. А доказывает это стих пророка (Йехезкель 36) «А Мой дух Я помещу среди вас». Ты видишь, что душа и чувства человека — это часть духа и чувств Б-га. Таким же образом пророки получили (от Моше-рабейну) пророческий дух, согласно сказанному (Бемидбар 11): «И Я отделю от духа, который на тебе…» И дух людей — это тоже переданная людям часть Б-жественного духа, так что душа человечества и Б-жественный дух прочно связаны. Поэтому если люди довольны человеком, то и Вездесущий доволен им: ведь чувства людей возникли из чувств Б-га!

И следует хорошенько понять эти слова мудрости, поскольку они связаны с мишной, приведенной выше (2:4): Сделай Его волю такой же (важной для тебя), как твое желание, чтобы Он сделал твое желание Своей волей. Там мы тоже разъясняли, как желание Б-га связано с желанием людей; и здесь мишна говорит о том же самом.

с разрешения издательства Швут Ами


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Недельная глава Бо

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Рассмотрим, как начало главы разъяснено в книге р. Леви-Ицхака из Бердичева «Кдушат Леви»