Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мы недаром произносим благословения перед едой. Ведь всё, что находится в этом мире, принадлежит одному лишь Творцу, Которого следует благодарить.

3:8

Раби Элазар из Бартоты говорит: «Дай Ему из того, что принадлежит Ему, ибо ты и (все твое) принадлежат Ему». И так о Давиде сказано (1 Диврей аямим 29:14): «Ибо от Тебя все, и из Твоей руки мы дали Тебе».

После того как мишна рассказала, что Шехина присутствует в собрании десяти человек и даже возле одного, ты уже можешь понять, что все, чем человек обладает, принадлежит благословенному Б-гу. И, несмотря на то, что стих (Теилим 115:16) говорит: «Небеса — Небеса для Б-га, землю же Он дал сынам человека», — это не означает, что Б-г удалился из этого мира. Ведь если бы это было так, Б-г не присутствовал бы рядом с человеком! Б-г пребывает в мире, и все, что в нем находится, принадлежит Ему, о чем говорит другой стих (Теилим 24:1): «Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет».

Кроме того, (после того, как ты узнал из предыдущей мишны о том, что Шехина пребывает с людьми, стало необходимо) предостеречь тебя вот от какой ошибки. Когда мы сказали, что Б-г присутствует рядом с человеком, этот вовсе не означает, что Б-г нуждается в человеке и потому стремится быть рядом с ним, подобно человеку, который всегда старается быть вместе с тем, кто ему нужен. Б-гу нет необходимости что-то получать от человека: ведь все и так Ему принадлежит! Поэтому данное утверждение мишна поставила после рассказа о том, что Шехина пребывает рядом с людьми. Однако первое объяснение представляется мне более правильным.

В трактате Брахот (35а) говорится: «Запрещается пользоваться чем бы то ни было из этого мира, не произнеся благословения; и всякий, кто пользуется этим миром, не произнеся благословения, совершил кражу». И еще говорится там же: Сказал рав Йеуда от имени Шмуэля: «Всякий, кто воспользовался этим миром, не произнеся благословения, как будто воспользовался святыней, посвященной Небесам, ибо сказано: “Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет”. Раби Леви находит противоречие между двумя стихами. Один говорит: “Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет”, — а другой: “Небеса — Небеса для Б-га, землю же Он дал сынам человека”. Однако это противоречие разрешимо: один стих описывает положение до произнесения благословения, а второй — после его произнесения». Это означает вот что. Имя благословенного Б-га связано со всем, что есть в мире, поскольку все, что сотворил Б-г в Своем мире, Он сотворил ради Своей Славы, как еще будет разъясняться. Поэтому все, что есть в мире, — это святыни, посвященные Небесам. Однако Б-га (мы называем) благословенным, а это значит, что Он — источник всех благословений, дающий благословение другим. Слово «благословенный» обозначает именно это — «способный давать благословение другим». И когда человек произносит формулу благословения: «Благословен Ты, Г-сподь…» — он обращается к той ипостаси Б-га, которая творит все и всему дает благословение, и тогда вещь, которую он имеет в виду, теряет свою святость и теперь ею допустимо воспользоваться. Таким образом, до произнесения благословения любая вещь в мире существует лишь ради Славы Б-га, а потому воспользоваться ею нельзя. Творения получают право пользоваться миром лишь через благословение, когда обращаются к Б-гу как к дарителю, дающему благословение. В книге Нетивот олам мы привели и еще одно объяснение. Но так или иначе, сказанное здесь совершенно ясно. Все сотворенное существует лишь ради Славы благословенного Б-га и названо Его именем, согласно сказанному: «Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет». Об этом говорит и другой стих (Йешая 6): «Вся земля полностью — Его Слава». Стих не говорит, что «земля полна Славы Б-га», он утверждает совсем другое: что вся земля, все ее наполнение — и есть Его Слава, сотворено только для Его Славы.

Это и имеет в виду мишна, когда говорит: Дай Ему из того, что принадлежит Ему, ибо ты и все твое принадлежат Ему. Ведь если весь мир принадлежит Б-гу, как может человек пожалеть отдать Ему что-то из того, что и так принадлежит Ему?!

Для доказательства мишна приводит стих: «Ибо от Тебя все, и из Твоей руки мы дали Тебе».

Здесь не следует понимать этот стих буквально, поскольку в этом случае доказательство получится недостаточно убедительным. Ведь Давид говорит там о средствах, пожертвованных на постройку Храма, которую Б-г повелел осуществить. И в подобных случаях даже сомнений нет, что Б-г дарует человеку богатство для того, чтобы он исполнил Его заповедь, а миру — для того, чтобы был построен Его Храм. Именно поэтому во времена Шломо мир был чрезвычайно богат, о чем Писание подробно рассказывает. Кроме того, (это доказательство слабо еще и потому, что) когда речь идет об общине в целом, положение может быть другим. Поэтому мишна предваряет этот стих словами: И так о Давиде сказано… Она хочет сказать только, что у царя Давида мы видим то качество, которое описывает стих.

Стих не говорит: «И из наших рук мы даем Тебе», — а говорит именно из Твоих. Если бы было сказано так, получилось бы, что богатство попало в наши руки и стало нашей собственностью, и лишь потом мы передали его Б-гу. Но на самом деле это не так, а из Твоих рук мы даем тебе, то есть, наше богатство ни на секунду не стало нашим владением, а всегда было и оставалось владением Б-га.

с разрешения издательства Швут Ами


Йеуда, который умел нести ответственность за свои поступки, удостоился стать родоначальником царской династии. Постараемся понять, в чем именно проявляется ответственность, и как, согласно Торе, можно стать ответственным человеком? Читать дальше