Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Массовая безработица, закрытие крупных предприятий и миграция обедневших жителей — явления одного порядка. Их причиной является отказ от субсидирования изучения Торы.

Зехор ле-Мириям, глава 16

Учили мудрецы: «Сказал рабби Шимон бар Йохай: если ты увидишь, как исчезают города, знай — это оттого, что их жители не поддерживали преподавателей Торы и мудрецов». Однако слова мудреца непонятны — что значит «исчезают»?

Попытаемся, с Б-жьей помощью, это объяснить. Существует два вида людей, которые получают свое пропитание совершенно разными способами:

1. Состоятельные люди, которых Всевышний благословил деньгами и недвижимостью, однако у них нет никакого представления о бизнесе.

2. Люди, которые хорошо понимают в торговых делах, однако у них нет собственного капитала, достаточного, чтобы самостоятельно начать бизнес.

Всевышний помогает людям из обеих категорий найти друг друга, первые вкладывают деньги в предприятия вторых, и все зарабатывают. Например, в каком-то городе живет богатый владелец фабрики, на которой занято несколько сот человек. Пока дела идут благополучно, всем сопутствует удача и благословение: владелец завода получает прибыль, а у служащих есть место работы, и каждый по-своему зарабатывает. И наоборот — если, не дай Б-г, фабрикант внезапно разоряется, то все работники его предприятий становятся безработными, и, обеднев, уходят из города, куда глаза глядят, в поисках пропитания. Так и получается, что город практически исчезает с лица земли.

Так может произойти, даже если всего один богатый человек в одном городе разоряется, если же это случается со многими одновременно в нескольких городах в одной стране — полстраны может практически исчезнуть с карты. Ведь когда богатые фабриканты увольняют рабочих, те снимаются с мест и покидают города — так несколько городов могут исчезнуть, упаси Б-г.

Теперь разъясним слова рабби Шимона — «оттого исчезают города, что их жители не поддерживали преподавателей Торы и мудрецов» — то есть, не поддерживали ученых Торы. Причина в том, что, как известно, основная цель Творения — это Тора, как сказано «Так сказал Всевышний: если бы не Союз мой[1] днем и ночью, не установил бы Я законов, [на которых держатся] небо и земля» (Ирмия 33:25). И поныне существование мира обусловлено выполнением заповедей Торы[2], как сказали мудрецы: «Всевышний поставил условие своему творению: если Израиль будет соблюдать Тору — вы будете существовать, а если нет — верну всех вас в состояние первичного хаоса» (Шаббат 88а).

А если ты спросишь: ведь мы сами видим, что существенная часть народа Израиля занимается только изучением Торы, так как же мы все в молитве говорим «и вечную жизнь[3] укоренил в нас»? Истинный ответ на это очевиден: Творец, благословенно Имя Его, который является источником добра и всех благ, предвидел, что весь народ не будет в состоянии заниматься только изучением Торы. Поэтому, определяя наделы Земли Израиля для каждого колена, Он дал нам намек на примере Иссахара и Звулуна — им предстояло являться в народе символами двух противоположных типов. Стремление Иссахара было только к учению Торы, как сказано «Иссахар — осел костистый… и склонил плечо, чтобы нести бремя [Торы], и стал слугой, платящим дань[4]» (Берейшит 49:13). Из этого колена вышли многочисленные знатоки Закона, и среди них — 200 глав Сангедринов, как объяснил Раши. А колено Звулуна поселилось на морском берегу, они были заняты торговлей и не имели возможности регулярно учить Тору. Поэтому, повествует Мидраш, у этих двух колен было принято так: потомки Иссахара сидят и учат Тору целый день, а потомки Звулуна кормят их и обеспечивают всем необходимым. Этот пример обязывает всех, и в наше время также стоило бы ему следовать.

И, хотя изучение Торы — обязанность каждого еврея, все же человек, который не умеет учиться, или настолько занят бизнесом, что ему трудно регулярно выделять время для учебы, обязан поддерживать материально тех, кто учится. Как написано в Йоре Деа (246), это будет засчитано ему, как будто он изучал Тору сам.


[1] Здесь: занятия Торой (прим. пер.)

[2] Что невозможно без ее тщательного изучения (прим. пер.)

[3] То есть, Тору (прим. пер.)

[4] Чтобы выносить для своих братьев решения согласно Торе (Раши) — прим. пер.


Центральное место в главе Аазину занимает Песнь, записанная пророк Моше. В этой Песне зашифрована вся история еврейского народа, от начала до самого конца. Читать дальше