Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: тот, кто тайно дает цдаку, более велик, чем Моше рабейну.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а
Массовая безработица, закрытие крупных предприятий и миграция обедневших жителей — явления одного порядка. Их причиной является отказ от субсидирования изучения Торы.

Зехор ле-Мириям, глава 16

Учили мудрецы: «Сказал рабби Шимон бар Йохай: если ты увидишь, как исчезают города, знай — это оттого, что их жители не поддерживали преподавателей Торы и мудрецов». Однако слова мудреца непонятны — что значит «исчезают»?

Попытаемся, с Б-жьей помощью, это объяснить. Существует два вида людей, которые получают свое пропитание совершенно разными способами:

1. Состоятельные люди, которых Всевышний благословил деньгами и недвижимостью, однако у них нет никакого представления о бизнесе.

2. Люди, которые хорошо понимают в торговых делах, однако у них нет собственного капитала, достаточного, чтобы самостоятельно начать бизнес.

Всевышний помогает людям из обеих категорий найти друг друга, первые вкладывают деньги в предприятия вторых, и все зарабатывают. Например, в каком-то городе живет богатый владелец фабрики, на которой занято несколько сот человек. Пока дела идут благополучно, всем сопутствует удача и благословение: владелец завода получает прибыль, а у служащих есть место работы, и каждый по-своему зарабатывает. И наоборот — если, не дай Б-г, фабрикант внезапно разоряется, то все работники его предприятий становятся безработными, и, обеднев, уходят из города, куда глаза глядят, в поисках пропитания. Так и получается, что город практически исчезает с лица земли.

Так может произойти, даже если всего один богатый человек в одном городе разоряется, если же это случается со многими одновременно в нескольких городах в одной стране — полстраны может практически исчезнуть с карты. Ведь когда богатые фабриканты увольняют рабочих, те снимаются с мест и покидают города — так несколько городов могут исчезнуть, упаси Б-г.

Теперь разъясним слова рабби Шимона — «оттого исчезают города, что их жители не поддерживали преподавателей Торы и мудрецов» — то есть, не поддерживали ученых Торы. Причина в том, что, как известно, основная цель Творения — это Тора, как сказано «Так сказал Всевышний: если бы не Союз мой[1] днем и ночью, не установил бы Я законов, [на которых держатся] небо и земля» (Ирмия 33:25). И поныне существование мира обусловлено выполнением заповедей Торы[2], как сказали мудрецы: «Всевышний поставил условие своему творению: если Израиль будет соблюдать Тору — вы будете существовать, а если нет — верну всех вас в состояние первичного хаоса» (Шаббат 88а).

А если ты спросишь: ведь мы сами видим, что существенная часть народа Израиля занимается только изучением Торы, так как же мы все в молитве говорим «и вечную жизнь[3] укоренил в нас»? Истинный ответ на это очевиден: Творец, благословенно Имя Его, который является источником добра и всех благ, предвидел, что весь народ не будет в состоянии заниматься только изучением Торы. Поэтому, определяя наделы Земли Израиля для каждого колена, Он дал нам намек на примере Иссахара и Звулуна — им предстояло являться в народе символами двух противоположных типов. Стремление Иссахара было только к учению Торы, как сказано «Иссахар — осел костистый… и склонил плечо, чтобы нести бремя [Торы], и стал слугой, платящим дань[4]» (Берейшит 49:13). Из этого колена вышли многочисленные знатоки Закона, и среди них — 200 глав Сангедринов, как объяснил Раши. А колено Звулуна поселилось на морском берегу, они были заняты торговлей и не имели возможности регулярно учить Тору. Поэтому, повествует Мидраш, у этих двух колен было принято так: потомки Иссахара сидят и учат Тору целый день, а потомки Звулуна кормят их и обеспечивают всем необходимым. Этот пример обязывает всех, и в наше время также стоило бы ему следовать.

И, хотя изучение Торы — обязанность каждого еврея, все же человек, который не умеет учиться, или настолько занят бизнесом, что ему трудно регулярно выделять время для учебы, обязан поддерживать материально тех, кто учится. Как написано в Йоре Деа (246), это будет засчитано ему, как будто он изучал Тору сам.


[1] Здесь: занятия Торой (прим. пер.)

[2] Что невозможно без ее тщательного изучения (прим. пер.)

[3] То есть, Тору (прим. пер.)

[4] Чтобы выносить для своих братьев решения согласно Торе (Раши) — прим. пер.


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.