Из цикла «Богатые должны понимать...», темы: Звулун, Иссахар, Цдака, Хафец Хаим, Изучение Торы, Заработок
Зехор ле-Мириям, глава 16
Учили мудрецы: «Сказал рабби Шимон бар Йохай: если ты увидишь, как исчезают города, знай — это оттого, что их жители не поддерживали преподавателей Торы и мудрецов». Однако слова мудреца непонятны — что значит «исчезают»?
Попытаемся, с Б-жьей помощью, это объяснить. Существует два вида людей, которые получают свое пропитание совершенно разными способами:
1. Состоятельные люди, которых Всевышний благословил деньгами и недвижимостью, однако у них нет никакого представления о бизнесе.
2. Люди, которые хорошо понимают в торговых делах, однако у них нет собственного капитала, достаточного, чтобы самостоятельно начать бизнес.
Всевышний помогает людям из обеих категорий найти друг друга, первые вкладывают деньги в предприятия вторых, и все зарабатывают. Например, в каком-то городе живет богатый владелец фабрики, на которой занято несколько сот человек. Пока дела идут благополучно, всем сопутствует удача и благословение: владелец завода получает прибыль, а у служащих есть место работы, и каждый по-своему зарабатывает. И наоборот — если, не дай Б-г, фабрикант внезапно разоряется, то все работники его предприятий становятся безработными, и, обеднев, уходят из города, куда глаза глядят, в поисках пропитания. Так и получается, что город практически исчезает с лица земли.
Так может произойти, даже если всего один богатый человек в одном городе разоряется, если же это случается со многими одновременно в нескольких городах в одной стране — полстраны может практически исчезнуть с карты. Ведь когда богатые фабриканты увольняют рабочих, те снимаются с мест и покидают города — так несколько городов могут исчезнуть, упаси Б-г.
Теперь разъясним слова рабби Шимона — «оттого исчезают города, что их жители не поддерживали преподавателей Торы и мудрецов» — то есть, не поддерживали ученых Торы. Причина в том, что, как известно, основная цель Творения — это Тора, как сказано «Так сказал Всевышний: если бы не Союз мой[1] днем и ночью, не установил бы Я законов, [на которых держатся] небо и земля» (Ирмия 33:25). И поныне существование мира обусловлено выполнением заповедей Торы[2], как сказали мудрецы: «Всевышний поставил условие своему творению: если Израиль будет соблюдать Тору — вы будете существовать, а если нет — верну всех вас в состояние первичного хаоса» (Шаббат 88а).
А если ты спросишь: ведь мы сами видим, что существенная часть народа Израиля занимается только изучением Торы, так как же мы все в молитве говорим «и вечную жизнь[3] укоренил в нас»? Истинный ответ на это очевиден: Творец, благословенно Имя Его, который является источником добра и всех благ, предвидел, что весь народ не будет в состоянии заниматься только изучением Торы. Поэтому, определяя наделы Земли Израиля для каждого колена, Он дал нам намек на примере Иссахара и Звулуна — им предстояло являться в народе символами двух противоположных типов. Стремление Иссахара было только к учению Торы, как сказано «Иссахар — осел костистый… и склонил плечо, чтобы нести бремя [Торы], и стал слугой, платящим дань[4]» (Берейшит 49:13). Из этого колена вышли многочисленные знатоки Закона, и среди них — 200 глав Сангедринов, как объяснил Раши. А колено Звулуна поселилось на морском берегу, они были заняты торговлей и не имели возможности регулярно учить Тору. Поэтому, повествует Мидраш, у этих двух колен было принято так: потомки Иссахара сидят и учат Тору целый день, а потомки Звулуна кормят их и обеспечивают всем необходимым. Этот пример обязывает всех, и в наше время также стоило бы ему следовать.
И, хотя изучение Торы — обязанность каждого еврея, все же человек, который не умеет учиться, или настолько занят бизнесом, что ему трудно регулярно выделять время для учебы, обязан поддерживать материально тех, кто учится. Как написано в Йоре Деа (246), это будет засчитано ему, как будто он изучал Тору сам.
[1] Здесь: занятия Торой (прим. пер.)
[2] Что невозможно без ее тщательного изучения (прим. пер.)
[3] То есть, Тору (прим. пер.)
[4] Чтобы выносить для своих братьев решения согласно Торе (Раши) — прим. пер.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?