Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Должен человек посвятить себя изучению тех премудростей, которые дадут ему представление о его Владыке настолько, насколько возможно это понять и постичь»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 10, 6
Исполнение заповедей связано с духовным миром человека. С другой стороны, Тора упоминает лишь материальные блага, полагающиеся тем, кто ревностно соблюдает заветы Творца.

Ужасные бедствия, намеки на которые содержатся в заповедях Шмиты (Седьмого года) и Йовеля (Пятидесятого года) (25)

Весь мир в целом и все его части, относящиеся как к нижним, так и к высшим мирам, — конечны. Когда Б-г сотворил их, Он вложил в них способность просуществовать определенное время, и когда это время заканчивается, больше они существовать не могут. Ведь в мире нет ничего вечного, кроме Б-га благословенного, и ничего, что предшествовало бы Ему. Мудрецы Торы из нашего народа приняли это знание и заповедали потомкам тоже верить в это. Эта наша вера основана на великих основаниях и на множестве доказательств из Торы, Пророков и Писаний, а также из речений наших святых мудрецов благословенной памяти, воспринятых ими по традиции от прежних пророков.

Нам следует знать, что они раскрывают нам тайну двух путей прекращения существования мира. Первый — это частичное разрушение мира. После этого разрушения небо и земля останутся такими же, как были, а уничтожены будут первичные стихии и те составные вещи, которые из них образованы. Тогда на всей Земле, под всем небесным сводом воцарится разруха. И нашим мудрецам известно, что это частичное разрушение постигнет мир в седьмом тысячелетии от его сотворения. Именно его подразумевали рав Катина и Тана девей Элияу, когда сказали: «И одно (тысячелетие) — меч». Имеется в виду, что поток блага Свыше прервется и не будет больше достигать земли. Намек на это разрушение содержится в заповедях шабата и праздника Песах, и на него же намекает заповедь Седьмого года. Б-г повелел: «Шесть лет засевай свое поле…, а в седьмой год отстранись от него и забрось его». Имеется в виду, что при этом разрушении сами небо и земля уцелеют, но все, что заполняет землю, будет уничтожено.

А второе разрушение будет полным и всеобъемлющим. Тогда совершенно все, включая небеса и землю, вернется к полному небытию, абсолютному несуществованию. Это разрушение символизирует заповедь Пятидесятого года. Нам сообщается, что когда пройдут «семь семилетий», то есть, семь раз по семь тысяч лет, и наступит пятидесятая тысяча лет существования мира, будет уничтожено все: и Высший, и нижний миры, и структура, и материал, и все вернется к абсолютному несуществованию, и станет так, как было до сотворения мира. Поэтому стих говорит: «В этот год Йовеля (пятидесятый год) вернется каждый к своему уделу».

Истинная причина того, что Тора содержит только обещания материальных благ (26)

Ни в одном месте, где Тора говорит о награде, не встречается упоминания о каком-либо духовном воздаянии. Воистину, Тора и не может о нем говорить. Ведь все эти обещания и все награды предназначены всему еврейскому народу в целом. И обильные дожди, и благословение созревшего урожая, и победа над врагами, и все прочие обещания могут относиться только к целому народу и не могут быть обращены ни к какому отдельному человеку. Ведь не бывает, чтобы над полем одного праведника шли дожди, а у его соседей-злодеев была засуха!

Благословения и проклятия — это часть союза, заключенного Б-гом со всем народом Израиля, и они будут действовать в зависимости от поступков всего народа или большей его части. Поэтому условия этого союза всегда приводятся в Торе во множественном числе: «…если согласно правилам Моим вы будете ходить…», «…и если не послушаете…» И хотя в разделе Китаво подобные обещания высказаны в единственном числе, они все равно относятся к народу в целом, как следует из их содержания: «И поведет Б-г тебя и твоего царя, которого ты выберешь себе…», «Наведет Б-г на тебя народ издалека…» Все эти обещания относятся к общине Израиля в целом и потому полностью материальны, так как будут воплощены для всего народа одинаково, согласно его общей праведности или преступности. А воздаяние, обещанное душе в Будущем мире, индивидуально и дается каждому еврею в отдельности.

Материальные блага, которые получает с Небес мир в целом, или отдельный народ, или даже отдельный город, определяются согласно праведности или злодейству большинства жителей. Поэтому, если мир, народ или город терпят бедствие, иногда вместе с грешниками погибают и праведники, «пропадают за грех города», так как общее постановление, вынесенное для города, отменяет все индивидуальные. А воздаяние души определяется совершенно не так: «Душа грешная — она умрет». Душе присуждается награда или наказание лишь по делам самого человека, а не согласно праведности или грешности народа. Если весь народ будет праведным, заслуживающим удела в Будущем мире, и только один человек из народа будет грешить, — он не спасет свою душу вместе с народом. Он погибнет один из-за своего греха, «отделит его Б-г к злу из народа его», и он не сможет обрести удела в Будущем мире даже ради всех своих соотечественников-праведников.

Теперь становится очевидным, что обещания, данные целому народу и зависящие от поведения большинства народа, могут быть связаны только с материальным миром. Если большинство народа окажутся праведниками, весь народ обретет благо; если же большинство будут составлять злодеи, весь народ будет наказан тем, что воплотятся проклятия, принятые на себя народом при заключении союза. Но награду и наказание, которые душа получает после смерти, Тора предназначила для каждого человека в отдельности, в зависимости от его личных поступков. Эта награда указана в нескольких местах в Торе: в отрывке о почитании отца и матери, о требовании прогнать птицу с гнезда и еще в некоторых.

Итак, союз, заключенный с народом в целом, неизбежно подразумевает, что связанные с ним обещания будут непременно материальными, но не духовными, так как духовная награда принципиально предназначена не для народа в целом и не для большей его части, а для каждого отдельного человека согласно его личным поступкам.

с разрешения издательства Швут Ами


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.