Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если друг нуждается в твоей помощи, чтобы разгрузить осла, а недругу требуется помощь в нагрузке осла, иди и помоги недругу, чтобы преодолеть своё побуждение ко злу, и хотя заставлять животных страдать запрещено Торой, но подчинение злого начала предпочтительнее»Талмуд, трактат Бава Мециа 32
В Израиле и других странах популярен так называемый «банк времени», когда стороны бесплатно предоставляют друг другу различные услуги. Такая деятельность тоже подпадает под запрет взимания процентов, за исключением ответной помощи, которая была оказана сразу же после завершения первой работы.

Предположим, два человека заключили договор: сначала один из них работает бесплатно на другого, а спустя некоторое время второй, в виде ответной услуги, работает на первого — и тоже без оплаты. Считается, что подобный обмен услугами представляет собой не обмен в чистом виде, а частный вид займа. Однако, если взаимная оплата трудом совершается немедленно после окончания первой работы, такое положение считается обменом, а не займом.

Проблема возникает, когда две работы носят разный характер: к примеру, если вторая работа тяжелее первой или занимает больше времени, — в таком случае появляется классическая ситуация процента. Дополнительные усилия или дополнительно затраченное время будут считаться выплатой процента.

Пример 1

Реувен летом собирается построить сукку и просит своего соседа Шимона помочь ему. Тот отказывается. Тогда Реувен предлагает следующий вариант: «Если ты поможешь мне сейчас, я помогу тебе, когда будешь строить свою сукку». Поскольку нет двух совершенно одинаковых шалашей, подобная договоренность будет считаться разрешенной только в том случае, если окажется, что вторую сукку строить не труднее, чем первую.

Примечание

Впрочем, если партнеры — близкие друзья и всегда помогают другу друг другу, вопрос процента не возникает.

Пример 2

Группе людей требуется помощь в выпечке мацы. Они обращаются к другой группе с предложением: «Сейчас вы помогаете нам, а потом, когда будете печь свою мацу, мы поможем вам». Такая договоренность считается займом, потому что, если вторая группа по какой-либо причине не станет печь свою мацу (а значит, ей не нужна будет помощь), она имеет право потребовать от первой оплатить ранее выполненную работу.

И снова: если количество мацы, которую нужно будет испечь для второй группы, окажется больше, чем количество мацы, испеченной в первый раз, то возникает проблема процента. Причем разрешен лишь такой случай, когда вторая выпечка будет идти сразу после завершения первой.

Пример 3

Наемный работник получает отпуск с условием, что он подыщет себе сменщика и сам оплатит ему работу. Как он поступает? Он просит коллегу заменить его и обещает, что в следующий раз при аналогичных обстоятельствах ответит ему той же услугой, т.е. согласится его заменить. Подобная договоренность имеет все признаки займа, поэтому в подобных случаях надо проявить максимум осторожности, чтобы не получилось выплаты процента. Лучше всего обратиться за советом к компетентному раввину; причем так надо поступить, даже если речь идет о близких друзьях, которые изредка помогают друг другу, не беря платы.


Творец открыл Аврааму: все, что произойдет с ним, произойдет в будущем с его потомками. Данная статья посвящена основным вехам его биографии и самой личности праотца Авраама. Читать дальше

Наш праотец Авраам

Рав Моше Пантелят

Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.