Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Лучше не думать о других людях ни хорошо, ни плохо — чем думать о них плохо»Еврейская мудрость
Завершив субботний ужин, мы убираем посуду со стола, чтобы ее вымыть. Можно ли воспользоваться горячей водой из бойлера?

Завершив субботний ужин, мы убираем посуду со стола, чтобы ее вымыть. Можно ли воспользоваться горячей водой из бойлера?

Вопрос не прост, потому что внутрь обычного бытового бойлера при вытекании горячей воды автоматически поступает холодная. Смешиваясь с горячей водой, она может нагреться до температуры 43°, что равносильно варке. (Чуть выше мы говорили, что сырую воду нельзя нагревать не только на огне, но и при помощи любого теплового элемента, нагретого от огня. В данном случае роль элемента играет горячая вода, нагретая посредством электрической энергии или газа. И хотя, открывая кран, человек, скорее всего, не намерен греть поступающую в бойлер воду, такой нагрев произойдет неизбежно, а потому отрывать кран запрещено, как псик-рейша.) Вывод: из-за притока в бойлер холодной воды, пользоваться горячей водой в Субботу нельзя, до тех пор, пока температура в бойлере не упадет ниже 43°. Только тогда можно будет использовать теплую воду - да и то при условии, что нагревательный прибор не просто выключен, но и не включится автоматически при открывании крана (как это принято в некоторых газовых нагревателях).

Если мы по ошибке открыли в Субботу кран горячей воды, то теперь его нельзя закрыть, пока вода в бойлере не остынет. Жалеть о перерасходе воды не будем: ведь соблюдение Субботы намного дороже, чем материальные утраты, не правда ли?

Во многих домах в Израиле установлен солнечный бойлер. Можно ли пользоваться им в Субботу? Прежде всего, необходимо выяснить, как он работает. Холодная вода сначала поступает в бак, а оттуда - в плоскую солнечную батарею, где, перемещаясь по системе узких трубочек, расположенной на черном экране под стеклом, она нагревается на солнце и возвращается в бак. Когда мы в доме открываем кран, из него вытекает горячая вода, а на ее место, там наверху, приходит холодная, которая повторяет весь путь - через бак в батарею и обратно. В результате происходит кипячение воды, т.е. ее варка. Причем эта варка, что важно, происходит на солнце.

Осталось выяснить, запрещено ли варить на солнце[11]. Мы уже упоминали, что Тора запретила в Субботу только те мелахот, которые использовались при сооружении Мишкана, и только если они делаются принятым у людей способом. Известно, что строители Мишкана ничего не варили на солнце (хотя раскаленное солнце Синая как нельзя лучше подходит для этой цели), да и сегодня это не принято. Поэтому, с точки зрения Торы, нет никакого запрета варить на солнце. Т.е. разрешено печь яйца, скажем, в тарелке, выставленной на подоконнике, и есть их в Субботу.

Мудрецы тоже не сочли нужным возводить здесь ограду вокруг закона. Но вот варить при помощи толдот хама (так называются "производные от солнца", т.е. предметы, раскаленные под его лучами) Талмуд запрещает. Не правда ли, странно: на солнце можно, а на сковороде, нагретой солнцем, - нельзя! Почему?

Дело в том, что по закону Торы нельзя варить посредством толдот ур - "производных от огня", под которыми понимаются нагретые на огне предметы, такие как сковорода, горячая вода и т.п. Но мудрецы опасались, что возникнут заблуждения; например, несведущий человек, увидев, как в Субботу разбивают яйца на шипящую сковородку и не зная, что она накалилась на солнце, может опрометчиво заключить, что можно жарить яичницу и на сковороде, нагретой на огне, и единственное, что запрещено, так это готовить на прямом огне!

Теперь понятно, откуда следует запрет мудрецов на использование толдот хама - чтобы не создавать путаницу. Так и получилось, что варить на солнцепеке можно, а на толдот хама - "производных от солнца" - нельзя. Причем среди "производных от солнца" фигурирует и нагретый песок!

Нам осталось выяснить, относится ли солнечная батарея к категории толдот хама. Согласно некоторым авторитетам, воду, согретую в солнечной батарее, можно считать согретой на прямом солнце (хама). А значит, пользоваться солнечным бойлером можно. Правда, возникает возражение: разве не от нагретых трубочек бойлера нагревается наша вода? Тогда, как же мы говорим "на прямом солнце"? Чистейший случай толдот хама.

Ответ на это возражение звучит так: даже если мы назовем эти трубочки толдот хама, все же они отличаются от подобных предметов тем, что не могут привести несведущих людей к ошибке. Другими словами, когда каждому ясно, что нагрев происходит непосредственно от солнца, мудрецы, скорее всего, такой нагрев не запретили. И действительно, никто не спутает солнечную батарею с толдот ур, нагретыми на огне предметами.

Верно, - возражают их оппоненты, - никто не спутает, но ведь запретили же выпекать яйца в песке, хотя никому не придет в голову, что песок нагревали на огне! Отсюда следует почти однозначный вывод: наложив запрет на нагретые солнцем предметы, которые можно принять за нагретые на огне, мудрецы распространили его и на те ситуации, в которых вероятность ошибки ничтожна. Такое расширение действия запрета соответствует талмудическому принципу "ло плуг рабанан", т.е. мудрецы стремились к тому, чтобы закон был прост и не дробился на пункты и подпункты, когда каждое изменение ситуации влечет за собой изменение закона. Стало быть, и солнечный бойлер подпадает под расширенный запрет толдот хама.

У запрета есть еще одна причина, та же самая, что и в обычном, не солнечном бойлере, о чем мы говорили выше: с открытием крана в бак поступает холодная вода, которая тут же согревается от соприкосновения с горячей. А мы знаем, что варить в горячей воде, нагретой на солнце, нельзя. И хотя у нас нет никакого намерения нагревать таким образом поступающую в бак воду, открывать кран надо запретить из-за псик-рейша.

На что разрешающие возражают, что в данном случае можно положиться на комментаторов Талмуда, разрешивших псик-рейша в запретах мудрецов (т.е. варить в воде, нагретой на солнце, нельзя только мидерабанан). Однако вопрос остается спорным, причем большинство современных авторитетов склоняются к запрету. Практический вывод: пользоваться солнечным бойлером в Субботу все же не следует.

Нельзя открывать краны батарей центрального или квартирного отопления, так как поступающая в батарею горячая вода из системы варит находящуюся в ней холодную воду. Более того, нельзя закрывать краны батарей, когда отопление работает, - правда, уже по другой причине, а именно: термостат, установленный в системе, реагируя на изменения, преждевременно выключит или включит нагревательное устройство. Хотя наши действия в данном случае служат только косвенной причиной совершения мелахи, тем, что в Талмуде называется грома, все же они запрещены мидерабанан.

Электробак, в котором вскипятили воду в пятницу и в котором нет автоматического притока холодной воды, можно использовать в Субботу. Причем разрешение действует и для такого бака, в котором кран расположен ниже нагревательного устройства, потому что мудрецы не опасались, что, когда бак опорожнится, человек, забывшись, подольет в него воды, желая спасти нагревательный элемент. Но вот уже для электробаков с термостатами, возникает проблема: выливая воду, мы тем самым меняем температуру нагревательного устройства, а значит, влияем на режим работы термостата. Поэтому, прежде чем пользоваться таким баком, стоит посоветоваться с раввином.


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.