Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
613 заповедей охватывают все сферы жизни. В отличие от других религий, в иудаизме нет «серых зон». Поэтому кандидата в геры знакомят как со сложными, так и с простыми заповедями.

Центральным событием нашей главы является дарование Торы и ее заповедей. Б-жественные постановления охватывают все сферы нашей жизни, с восхода солнца до заката, с пробуждения до отхода ко сну. Для сравнения, еврейский народ обязан исполнять 613 Б-жественных повелений, а народы мира — 7.

Несмотря на то, что после разрушения Храма определенная часть заповедей временно потеряла актуальность, у нас по-прежнему много обязанностей перед Небесами. Знание о них и готовность их исполнять — это ключевой момент в жизни каждого.

В талмудическом трактате «Йевамот» сказано, что религиозный суд обязан ознакомить человека, заинтересованного в переходе в иудаизм, с несколькими легкими и несколькими тяжелыми в плане ответственности заповедями. Если потенциального гера не испугала такая «дотошность» еврейского образа жизни, процесс его подготовки к переходу в иудаизм будет продолжаться. Комментатор Талмуда рабби Менахем бен-Шломо, известный как а-Меири, задается вопросом: почему бы не ограничиться ознакомлением кандидата в евреи только лишь с тяжелыми заповедями? Их вполне хватило бы для того, чтобы отпугнуть слабых духом и укрепить тех, кто тверд и решителен в избранном пути.

Во многих других религиях существуют несколько запретов, нарушение которых карается смертной казнью. Но кроме этого, поведение верующего ничем не регламентировано. По принципу «что не запрещено, то разрешено». То же самое, леавдиль, касается и семи заповедей, данных народам мира (сыновьям Ноаха): они представляют собой запреты идолопоклонства, разврата, убийства, Б-гохульства и так далее.

У евреев имеет место принципиально иная ситуация. С одной стороны, существуют заповеди, за нарушение которых Тора грозит суровым наказанием — нарушение шаббата, осквернение Имени Всевышнего, запрещенные интимные отношения. Но есть и другие заповеди, которые касаются нашей повседневной жизни. Утром еврей должен одеть тфиллин и помолиться. После возвращения из синагоги он хочет перекусить? Следует знать, какие продукты разрешены в пищу, а какие запрещены. Пришло время идти на работу, а наш герой занимается сельским хозяйством? Существует целый ряд заповедей, касающихся полевых работ. То же самое касается создания семьи и других аспектов.

Согласно а-Меири, если бы потенциальному геру сообщили о наличии тяжелых заповедей, он бы подумал, что в остальном его поведение ничем не ограничено. Что он — вольная птица. А ведь это не так. Тора направляет человека во всех сферах жизни, включая максимально бытовые, и определяет рамки его деятельности. Это происходит потому, что евреи являются слугами Всевышнего. Мы подчинены указам Б-га и связаны с Ним ежеминутно, во всех сферах и областях.

Всевышний, который даровал Тору, создал человека, природа которого соответствует этой Торе. Поэтому требования, предъявляемые Торой к людям, отражают естественное положение вещей. В исламе употребление вина находится под тотальным запретом. В христианстве монахи принимают на себя обет безбрачия. В иудаизме нет ничего подобного. Тора не запрещает естественные желания людей, она лишь устанавливает разрешенные границы их проявления. Евреи освящают субботу при помощи церемонии «кидуш», которая производится над вином, но при этом, разумеется, Тора не поощряет пьянство. У евреев есть заповедь создать семью и иметь детей, но есть ситуации, при которых близость между мужем и женой запрещена. Мы должны зарабатывать на пропитание, за исключением шаббата и праздников, в которые работать нельзя.

В этом и заключается уникальность наших отношений с Творцом. Данные Им заповеди охватывают все сферы жизни, привносят в них духовный потенциал и возвышают их. Исполняя обязанности, возложенные на нас Торой, мы превращаем будничное в духовное.


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше