Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как правило, за нашими праведниками и мудрецами всех поколений замечали, что даже в преклонном возрасте они были деятельны и даже стремительны, когда дело касалось исполнения воли Творца

Каждый еврейский праздник является благоприятным временем для исправления тех или иных черт характера или приобретения хороших качеств души. Не является исключением и Песах. Поговорим здесь о двух качествах, связанных с двумя заповедями Песаха. Известно, что до Песаха надо очистить весь дом от квасного — «хамца», а в первую ночь Седера есть особая заповедь — съесть «кезайт» мацы.

Хамец, как пишут наши книги, символизирует гордыню, высокомерие — גאוה . Это видно и на глаз — посмотрите, как поднимается, разбухает тесто, если дать ему постоять. Тогда оно превращается в хамец. Вспомните, как выглядят люди, думающие, что они лучше других. Освобождая свой дом от последних крошек хамца, мы должны очистить и свое сердце от заносчивости и высокомерия по отношению к другим людям. В Песах мы едим мацу — «хлеб бедности», состоящий только из двух самых необходимых компонентов — муки и воды. Все остальное, что добавляется в хлебное тесто — дрожжи, сахар, соль, всевозможные химикаты (в некоторых сортах современного хлеба может содержаться до 60 (!) составляющих) — это излишества, предназначенные для того, чтобы сделать хлеб вкуснее и мягче.

Каждый человек состоит из двух частей — Б-жественной бессмертной души и тела. В этом отношении все равны. А все остальное, что у нас есть — таланты, деньги, положение в обществе — дано нам Вс-вышним, для того, чтобы мы поднимались духовно. Если же человек начинает гордиться своим превосходством над другими, он, не замечая того, духовно падает, и выходит, что все полученное только повредило ему.

В Песах у нас есть возможность подумать о том, что мы представляем собой на самом деле, и для чего нам дано все, что мы имеем. И помочь себе таким образом избавиться от гордыни.

Качество же, которое можно приобрести в Песах — это זריזות , расторопность. Рассмотрим написание слов «хамец» — חמץ и «маца» — מצה . Как видите, отличие между составляющими их буквами всего на одну черточку, которая, будучи короткой, создает букву ה , а удлинившись, превращает ее в ח . Маца получается из муки, которая была в контакте с водой не более 18 минут. В противном случае — это уже хамец. Отсюда мы учим, что так же бывает и с заповедями — מצות , написание у которых такое же, как у «мацот». Говорят наши мудрецы — «если появилась возможность выполнить заповедь — не упусти ее!» — מצוה הבאה לידך אל תחמיצנה — видите, они использовали слово, однокоренное с «хамец». Если человек не поспешил выполнить мицву, потом она может быть совсем бесполезной. Даже если он ее в конце концов выполнил, все равно его прохладное отношение к ней уменьшает заслугу доброго дела. Целеустремленность и расторопность же в исполнении заповедей именуется זריזות . Это качество полезно для всех, и хорошо известно, как его противоположность, ласково именуемая в Росси «лень-матушка», мешает и в служении Всевышнему, и в личной жизни (у тех, для кого это еще не одно и тоже). Ленивому плохо и на этом свете, и на том…

Как правило, за нашими праведниками и мудрецами всех поколений замечали, что даже в преклонном возрасте они были деятельны и даже стремительны, когда дело касалось исполнения воли Творца. Кому-то надо помочь, или отдалить от нарушения — они бежали! Например, рассказывают, как руководитель старого «ишува» в Эрец Исраэль, очень уважаемый рав Йосеф Хаим Зонненфельд זצוק""ל , спас однажды жителей города Иерусалима от нарушения запрета на хамец именно благодаря своему качеству «зризут». Однажды к нему пришел владелец крупной давильни оливкового масла, и попросил удостоверения о кашерности на Песах. Это был уважаемый и крупный торговец, и рав Хаим обещал ему как-нибудь проверить, какая обстановка на давильне — без этого нельзя выдать сертификат.

Какое же время выбрал рав для проверки? Когда весь город был засыпан снегом, и мало кто высовывал нос из дому, рав надел полушубок, поднял повыше воротник, и, стараясь быть неузнанным, отправился на давильню. Придя на давильню, рав обнаружил, что хозяин отсутствует (снегопад ведь), а работа кипит! И никто не присматривает за арабами-рабочими, которые носят свои обеденные питы по всей давильне! Естественно, никакого удостоверения ленивый владелец давильни не получил, а евреи знали — если рав подтвердил кошерность какого-то продукта — на него можно положиться!

Обзор по теме: Что такое маца — еврейский хлеб?


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.