Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стыдить кого-то публично — настолько серьёзное преступление, что совершивший его лишается доли в грядущем мире»Рав Зелиг Плискин, из книги “Береги свою речь”
В солнечном календаре слово «месяц» потеряло исконный смысл. В лунном праздничные даты постепенно сдвигаются. И только лунно-солнечный еврейский календарь исправно служит нам из года в год. В чем секрет его функциональности?

Еврейский календарь является одной из тем нынешней недельной главы: «И сказал Г-сподь Моше и Аарону на земле Египетской так: этот месяц для вас — глава месяцев, первый он у вас из месяцев года» (Бо 12:1–2). Уникальность нашего лунно-солнечного календаря была предметом восхищения как еврейских, так и нееврейских мыслителей.

Сравнивая еврейский календарь с другими системами летосчисления, рабби Авраам Ибн-Эзра остроумно замечает: «У солнца нет месяца, у луны нет года». Солнечный календарь, которым пользуются христиане, лишает смысла слово «месяц», которое и в иврите, и в русском испокон веков было синонимом слову «луна». Это небесное светило не оказывает ровно никакого влияния на европейский календарь, где луна может появиться в середине или конце месяца.

Лунный календарь — прерогатива мусульман. Соответствие лунных лет солнечным составляет 235 к 228. То есть, за то время, что у христиан проходит 228 лет, у мусульман проходит 235. Из-за абсолютной привязки к лунным циклам мусульманские праздники «кочуют» по временам года. Возвращаясь к афоризму р. Ибн-Эзры, в такой ситуации у луны нет года, верность ей превращает год в нечто хаотическое и непостоянное.

Еврейский календарь, как было отмечено ранее, является лунно-солнечным. Тора заповедала праздновать Песах весной, а Суккот — осенью. Для того, чтобы следовать ее указаниям, еврейский календарь периодически корректируется. В противном случае Песах сдвигался бы с весны на зиму, с зимы на осень, и так далее.

За время, в течение которого Земля совершает 19 оборотов вокруг Солнца, Луна делает 235 оборотов. Следует отметить, что информация об этом 19-летнем цикле хранилась у евреев в качестве предания, и лишь позднее греческий астроном Метон пришел к абсолютно той же цифре при помощи вычислений. Теперь давайте разделим 235 на 19. Получим 12 лет длительностью 12 месяцев и 7 лет, протяженность которых составляет 13 месяцев. В течение девятнадцатилетнего цикла вводятся семь високосных лет, каждый из которых содержит дополнительный месяц адар.

Можно сказать, что Всевышний передал еврейскому суду абсолютные полномочия на управление календарем. Во времена Первого и Второго храмов решение о начале месяца принимал бейт-дин (религиозный суд), основываясь на показаниях свидетелей, которые вечером видели зарождающийся лунный серп, а утром сообщали об этом судьям. Длительность лунного месяца составляет 29 дней, 12 часов, 44 минуты и одну восемнадцатая часть минуты. Поскольку, согласно Торе, количество дней в месяце должно быть целым числом, длительность месяцев еврейского календаря составляет 29 или 30 дней. Если бейт-дин принимал показания свидетелей на 30-й день, он считался началом нового месяца. В противном же случае месяц начинался с 31-го дня.

Для определения месяца требовалась неразрывная цепочка передачи традиций от Моше к Йегошуа, от Йегошуа — к старейшинам, и так далее. Когда в 4 веке н. э. рабби Гиллель, потомок рабби Йегуды а-Наси, увидел, что эта цепочка может прерваться, он, имея соответствующие полномочия, изначально определил, в какие дни будут новомесячья, и какие годы будут високосными. Таким заранее спланированным календарем мы пользуемся вот уже 1500 лет, он астрономически точен и не нуждается в дополнительных корректировках и исправлениях.

Учитывая, что в эпоху Второго храма немало евреев проживало за пределами Израиля, и информация о новомесячье доходила к ним не сразу, возникла опасность, что святость праздника может быть нарушена. Из-за подобных сомнений евреи в диаспоре стали отмечать праздники в течение двух дней. Так появился «йом-тов шени шель галуйот», второй праздничный день для еврейской диаспоры.

Даже после того, как Гиллель установил новомесячья, и необходимость в свидетелях отпала, мудрецы постановили, что за границей следует продолжать отмечать второй праздничный день. Согласно каббалистическому объяснению, духовный уровень в диаспоре существенно отличается от того, который присутствует в Эрец-Исраэль. Поэтому евреям, которые живут за границей, требуется больше времени для того, чтобы проникнуться атмосферой праздника.

Да, сейчас мы пользуемся календарем, который установил Гиллель, и заранее знаем, когда адар сменится нисаном, а тамуз — авом. Но после прихода Машиаха возобновится процедура определения новомесячья. Как и две тысячи лет тому назад, в бейт-дин будут приходить люди, свидетельствуя: «Вчера вечером я видел луну…»


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?