Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В солнечном календаре слово «месяц» потеряло исконный смысл. В лунном праздничные даты постепенно сдвигаются. И только лунно-солнечный еврейский календарь исправно служит нам из года в год. В чем секрет его функциональности?

Еврейский календарь является одной из тем нынешней недельной главы: «И сказал Г-сподь Моше и Аарону на земле Египетской так: этот месяц для вас — глава месяцев, первый он у вас из месяцев года» (Бо 12:1–2). Уникальность нашего лунно-солнечного календаря была предметом восхищения как еврейских, так и нееврейских мыслителей.

Сравнивая еврейский календарь с другими системами летосчисления, рабби Авраам Ибн-Эзра остроумно замечает: «У солнца нет месяца, у луны нет года». Солнечный календарь, которым пользуются христиане, лишает смысла слово «месяц», которое и в иврите, и в русском испокон веков было синонимом слову «луна». Это небесное светило не оказывает ровно никакого влияния на европейский календарь, где луна может появиться в середине или конце месяца.

Лунный календарь — прерогатива мусульман. Соответствие лунных лет солнечным составляет 235 к 228. То есть, за то время, что у христиан проходит 228 лет, у мусульман проходит 235. Из-за абсолютной привязки к лунным циклам мусульманские праздники «кочуют» по временам года. Возвращаясь к афоризму р. Ибн-Эзры, в такой ситуации у луны нет года, верность ей превращает год в нечто хаотическое и непостоянное.

Еврейский календарь, как было отмечено ранее, является лунно-солнечным. Тора заповедала праздновать Песах весной, а Суккот — осенью. Для того, чтобы следовать ее указаниям, еврейский календарь периодически корректируется. В противном случае Песах сдвигался бы с весны на зиму, с зимы на осень, и так далее.

За время, в течение которого Земля совершает 19 оборотов вокруг Солнца, Луна делает 235 оборотов. Следует отметить, что информация об этом 19-летнем цикле хранилась у евреев в качестве предания, и лишь позднее греческий астроном Метон пришел к абсолютно той же цифре при помощи вычислений. Теперь давайте разделим 235 на 19. Получим 12 лет длительностью 12 месяцев и 7 лет, протяженность которых составляет 13 месяцев. В течение девятнадцатилетнего цикла вводятся семь високосных лет, каждый из которых содержит дополнительный месяц адар.

Можно сказать, что Всевышний передал еврейскому суду абсолютные полномочия на управление календарем. Во времена Первого и Второго храмов решение о начале месяца принимал бейт-дин (религиозный суд), основываясь на показаниях свидетелей, которые вечером видели зарождающийся лунный серп, а утром сообщали об этом судьям. Длительность лунного месяца составляет 29 дней, 12 часов, 44 минуты и одну восемнадцатая часть минуты. Поскольку, согласно Торе, количество дней в месяце должно быть целым числом, длительность месяцев еврейского календаря составляет 29 или 30 дней. Если бейт-дин принимал показания свидетелей на 30-й день, он считался началом нового месяца. В противном же случае месяц начинался с 31-го дня.

Для определения месяца требовалась неразрывная цепочка передачи традиций от Моше к Йегошуа, от Йегошуа — к старейшинам, и так далее. Когда в 4 веке н. э. рабби Гиллель, потомок рабби Йегуды а-Наси, увидел, что эта цепочка может прерваться, он, имея соответствующие полномочия, изначально определил, в какие дни будут новомесячья, и какие годы будут високосными. Таким заранее спланированным календарем мы пользуемся вот уже 1500 лет, он астрономически точен и не нуждается в дополнительных корректировках и исправлениях.

Учитывая, что в эпоху Второго храма немало евреев проживало за пределами Израиля, и информация о новомесячье доходила к ним не сразу, возникла опасность, что святость праздника может быть нарушена. Из-за подобных сомнений евреи в диаспоре стали отмечать праздники в течение двух дней. Так появился «йом-тов шени шель галуйот», второй праздничный день для еврейской диаспоры.

Даже после того, как Гиллель установил новомесячья, и необходимость в свидетелях отпала, мудрецы постановили, что за границей следует продолжать отмечать второй праздничный день. Согласно каббалистическому объяснению, духовный уровень в диаспоре существенно отличается от того, который присутствует в Эрец-Исраэль. Поэтому евреям, которые живут за границей, требуется больше времени для того, чтобы проникнуться атмосферой праздника.

Да, сейчас мы пользуемся календарем, который установил Гиллель, и заранее знаем, когда адар сменится нисаном, а тамуз — авом. Но после прихода Машиаха возобновится процедура определения новомесячья. Как и две тысячи лет тому назад, в бейт-дин будут приходить люди, свидетельствуя: «Вчера вечером я видел луну…»


В главе рассказывается, как Балак, царь моавитян, нанял злодея Билама, чтобы тот наслал на еврейский народ проклятие. Но вместо проклятия Билам, помимо свей воли, произнес большое благословение. Читать дальше

Глава «Балак». Преступник, исполнявший приказы

Рав Бенцион Зильбер

Талмуд называет Билама грешником. Причина тому — в его желании следовать исключительно приказам Творца, игнорируя Его волю. Правильное же поведение верующего человека сродни поведению сына, который заранее догадывается, что нужно его отцу.

Символика истории Билама и его ослицы

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Билам был не просто колдуном, но и квалифицированным астрологом. Он пытался изменить движение небесных сфер, но Б-г разрушил его планы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Балак

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

На тему недельной главы. Пинхас 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина