Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В отличие от шаббата, в праздничный день можно готовить еду. Следует помнить, что разводить огонь в йом-тов нельзя. Поэтому до наступления праздника надо позаботиться о свече, которая будет гореть постоянно.

Хотя многие Диним Шабата и Йом Това одинаковы, есть определенные Мелахот (виды работ), которые в Йом Тов разрешены. Согласно общему правилу, разрешены те работы, которые связаны с приготовлением еды. Разрешено варить и печь (включая замешивание и взбивание теста), натирать и просеивать измененным образом, как будет объяснено дальше в деталях. Но, с другой стороны, любой сбор урожая или жатва, включая срывание фруктов с дерева или куста и даже выжимание сока, запрещены так же, как и в Шабат.

Однако, хотя варить и печь разрешено, тем не менее всю пищу, которую можно приготовить перед Йом Товом при условии, что она не станет хуже, потеряв во вкусе, запахе или в любом другом качестве, следует приготовить перед Йом Товом. Если этого не сделали из-за отсутствия времени или по какой-либо другой причине, можно приготовить эту еду в Йом Тов, но с БеШинуй (с изменением), т.е. способом, чем-то отличающимся от обычного. Например, если некоторую еду готовят, как правило, прямо на столе, то в Йом Тов следует постелить скатерть и делать все на ней. Но если приготовить еду заблаговременно невозможно (например, нет одного из необходимых ингредиентов), то Шинуй в Йом Тов не требуется.

Существуют различные мнения относительно того, правильно ли сознательно откладывать приготовление такой еды, которую можно сделать перед Йом Товом, намереваясь приготовить ее в Йом Тов с изменением. Некоторые Поским разрешают это, в то время как другие возражают против такой практики. Но если хозяйка, как это часто случается, не успевает закончить все приготовления перед Йом Товом, она может сделать все оставшееся в Йом Тов измененным способом.

Поскольку зажигать спички в Йом Тов не разрешается, следует позаботиться, чтобы в доме горел постоянный огонь, от которого можно будет зажечь все остальные огни (включая и свечи для Шабата или Йом Това в последующие вечера). Огонь запальника плиты или водогрея может быть использован для этой цели. Там, где возможно, новый огонь следует зажигать непосредственно от уже горящего. Если это неосуществимо, используют какой-то промежуточный предмет (например, спичку), чтобы зажечь его от горящего огня, а потом им зажечь новый огонь. Следует быть внимательным и не погасить спичку после ее использования, а аккуратно положить ее в такое место, где она сможет догореть сама.

Величина пламени может быть, если это необходимо, увеличена путем увеличения струи газа. Согласно некоторым авторитетам, также разрешается уменьшить пламя, чтобы пища не сгорела и не испортилась, но не для того, чтобы просто сохранить газ. Но многие другие Поским запрещают это, считая, что если нужно пламя поменьше, то надо зажечь новую горелку с этим маленьким пламенем; если это только не является невозможным (например, когда нет уже незажженных горелок), а меньшее пламя существенно необходимо. Многие хозяйки оставляют на весь Йом Тов одну горелку с маленьким пламенем и одну — с большим и переставляют кастрюли или сковороды с одной на другую, как им требуется. Электрические плиты нельзя регулировать в Йом Тов ни в сторону увеличения, ни наоборот.

Разрешается натирать хрен, картофель, сыр, капусту и т.п., но БеШинуй, например, натирая прямо на стол или скатерть. Но хлеб или Мацу натирают обычным способом.

В отличие от Шабата любую еду можно нарезать или порубить на очень мелкие кусочки. Мельницу для кофе или перца использовать нельзя. Мясо следует промолоть перед Йом Товом, но если это не сделали, можно промолоть в Йом Тов с изменением.

Не следует отмерять муку, сахар или другие продукты с помощью мерной ложки, мерного стакана и т.п., если только для приготовления блюда не является существенным точное измерение ингредиентов. Но, тем не менее, заранее измеренную посуду можно использовать для того, чтобы отмерить приблизительное, но не точное, количество. Муку следует просеять перед Йом Товом.

Относительно отделения Халы в Йом Тов смотри отдельную главу, посвященную отделению Халы.

Можно испечь или сварить какое-то блюдо, даже когда подобное блюдо уже есть под рукой (или в холодильнике), но свежеприготовленное предпочтительней.

Разрешается зашить или завязать фаршированную курицу, индейку, шейку и т.п., если нитка нужной длины была отрезана и вдета в иголку перед Йом Товом. И если нитка выпала из ушка иголки в Йом Тов, то ее можно снова вдеть. Хотя излишек нитки можно отрезать, все же принято его сжигать.

Разрешается согреть воду или использовать воду, согретую при приготовлении еды, чтобы помыть посуду, лицо или руки.

с разрешения издательства Швут Ами


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.