Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто чувствует себя уверенно в этом мире, чужак на небесах. И наоборот»Рабби Иехиэль-Михл из Злочева
В отличие от шаббата, в праздничный день можно готовить еду. Следует помнить, что разводить огонь в йом-тов нельзя. Поэтому до наступления праздника надо позаботиться о свече, которая будет гореть постоянно.

Хотя многие Диним Шабата и Йом Това одинаковы, есть определенные Мелахот (виды работ), которые в Йом Тов разрешены. Согласно общему правилу, разрешены те работы, которые связаны с приготовлением еды. Разрешено варить и печь (включая замешивание и взбивание теста), натирать и просеивать измененным образом, как будет объяснено дальше в деталях. Но, с другой стороны, любой сбор урожая или жатва, включая срывание фруктов с дерева или куста и даже выжимание сока, запрещены так же, как и в Шабат.

Однако, хотя варить и печь разрешено, тем не менее всю пищу, которую можно приготовить перед Йом Товом при условии, что она не станет хуже, потеряв во вкусе, запахе или в любом другом качестве, следует приготовить перед Йом Товом. Если этого не сделали из-за отсутствия времени или по какой-либо другой причине, можно приготовить эту еду в Йом Тов, но с БеШинуй (с изменением), т.е. способом, чем-то отличающимся от обычного. Например, если некоторую еду готовят, как правило, прямо на столе, то в Йом Тов следует постелить скатерть и делать все на ней. Но если приготовить еду заблаговременно невозможно (например, нет одного из необходимых ингредиентов), то Шинуй в Йом Тов не требуется.

Существуют различные мнения относительно того, правильно ли сознательно откладывать приготовление такой еды, которую можно сделать перед Йом Товом, намереваясь приготовить ее в Йом Тов с изменением. Некоторые Поским разрешают это, в то время как другие возражают против такой практики. Но если хозяйка, как это часто случается, не успевает закончить все приготовления перед Йом Товом, она может сделать все оставшееся в Йом Тов измененным способом.

Поскольку зажигать спички в Йом Тов не разрешается, следует позаботиться, чтобы в доме горел постоянный огонь, от которого можно будет зажечь все остальные огни (включая и свечи для Шабата или Йом Това в последующие вечера). Огонь запальника плиты или водогрея может быть использован для этой цели. Там, где возможно, новый огонь следует зажигать непосредственно от уже горящего. Если это неосуществимо, используют какой-то промежуточный предмет (например, спичку), чтобы зажечь его от горящего огня, а потом им зажечь новый огонь. Следует быть внимательным и не погасить спичку после ее использования, а аккуратно положить ее в такое место, где она сможет догореть сама.

Величина пламени может быть, если это необходимо, увеличена путем увеличения струи газа. Согласно некоторым авторитетам, также разрешается уменьшить пламя, чтобы пища не сгорела и не испортилась, но не для того, чтобы просто сохранить газ. Но многие другие Поским запрещают это, считая, что если нужно пламя поменьше, то надо зажечь новую горелку с этим маленьким пламенем; если это только не является невозможным (например, когда нет уже незажженных горелок), а меньшее пламя существенно необходимо. Многие хозяйки оставляют на весь Йом Тов одну горелку с маленьким пламенем и одну — с большим и переставляют кастрюли или сковороды с одной на другую, как им требуется. Электрические плиты нельзя регулировать в Йом Тов ни в сторону увеличения, ни наоборот.

Разрешается натирать хрен, картофель, сыр, капусту и т.п., но БеШинуй, например, натирая прямо на стол или скатерть. Но хлеб или Мацу натирают обычным способом.

В отличие от Шабата любую еду можно нарезать или порубить на очень мелкие кусочки. Мельницу для кофе или перца использовать нельзя. Мясо следует промолоть перед Йом Товом, но если это не сделали, можно промолоть в Йом Тов с изменением.

Не следует отмерять муку, сахар или другие продукты с помощью мерной ложки, мерного стакана и т.п., если только для приготовления блюда не является существенным точное измерение ингредиентов. Но, тем не менее, заранее измеренную посуду можно использовать для того, чтобы отмерить приблизительное, но не точное, количество. Муку следует просеять перед Йом Товом.

Относительно отделения Халы в Йом Тов смотри отдельную главу, посвященную отделению Халы.

Можно испечь или сварить какое-то блюдо, даже когда подобное блюдо уже есть под рукой (или в холодильнике), но свежеприготовленное предпочтительней.

Разрешается зашить или завязать фаршированную курицу, индейку, шейку и т.п., если нитка нужной длины была отрезана и вдета в иголку перед Йом Товом. И если нитка выпала из ушка иголки в Йом Тов, то ее можно снова вдеть. Хотя излишек нитки можно отрезать, все же принято его сжигать.

Разрешается согреть воду или использовать воду, согретую при приготовлении еды, чтобы помыть посуду, лицо или руки.

с разрешения издательства Швут Ами


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.