Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Иудаизм существенно отличается от других религий. В нем нет разделения на духовенство и мирян. Все евреи, без исключения, должны служить Б-гу и проявлять верность Ему в повседневном поведении.

7. И ВОЗЬМУ ВАС. Когда вы подниметесь, когда станете свободны и вновь осознаете свои человеческие права, Я возьму вас к Себе как Мой народ. Вы станете Моим народом, когда будете свободны. Вы станете Моим народом, без государства, без собственной территории, единственно в силу того факта, что принадлежите Мне!

СЕБЕ КАК НАРОД. Эти несколько слов являются первой формулировкой судьбы Израиля. Они отражают ту особенность, которая делает иудаизм явлением уникальным. Люди бездумно поместили то, что неверно определили как «еврейскую религию», в разряд религий вообще, как одну из религий среди многих других, и с удивлением обнаружили, что эта «религия» включает в себя много элементов, отличных от того, что обычно рассматривается как часть «религии».

(Но Бог сказал: ) «И Я возьму вас Себе как народ». Израиль должен быть народом для Бога. Одно это утверждение дает понять, что иудаизм, как его установил Бог, вовсе не «религия». Безусловно, иудаизм включает в себя элементы, свойственные любой религии, но концепция иудаизма совершенно отлична и бесконечно шире. В религии Богу принадлежат лишь храмы, церкви, священники, паства и т.д.; жизнь народов покоится на концепции государственности, а не на понятии религии и Бога. В иудаизме же Бог создал не церковь, а народ, и все стороны жизни этого народа должны быть неразрывно связаны с Ним. Лишь в качестве нации, а не чисто религиозной секты, Израиль принадлежит Ему…

8. И Я ПРИВЕДУ ВАС. Израиль должен полностью сложиться как нация, прежде чем получит собственную землю. Поэтому его существование как нации не зависит от того, есть ли у него своя территория; напротив, обладание землей зависит от того, сумеет ли он в полной мере исполнить свое предназначение как нация.

НАСЛЕДИЕ. В духовной сфере земля уже отдана вашим отцам. Вы получите эту землю лишь потому, что вы — их наследники.

Глава 7

1. …А ТВОЙ БРАТ ААРОН БУДЕТ ТВОИМ ПРОРОКОМ. «Тем, чем для Меня является пророк, будет для тебя Аарон». Эта характеристика имеет неоценимое значение для правильного понимания истинного еврейского пророчества. Насколько верно то, что Моше и Аарон действуют как два отдельных человека: Моше отдает приказания, которые Аарон должен исполнять, — настолько же неоспоримо и то, что пророчество, исходящее от пророка, а не сообщенное пророку Богом, ложно. Некоторые и сегодня отвергают понятия подлинного Божественного откровения, подменяя его внешними атрибутами и фактически низводя пророка до положения просто вдохновенного поэта или законодателя, вещающих в состоянии экзальтации. Истинный пророк стоит лицом к лицу с Богом, как Аарон стоял лицом к лицу с Моше. Следовательно, слово нави (пророк) выражает концепцию пассивности… Пророк используется Богом как «родник», посредством которого Он, Бог, обнаруживает Свое слово. Пророк — не автор, а лишь передатчик произносимых им слов.

3. אקשה   — Я СДЕЛАЮ ТВЕРДЫМ. Мы находим в тексте Писания три нюанса, относящихся к позиции фараона:  כבד ,  קשה  и  חזק. 

 קשה  означает быть абсолютно «твердым», не поддаваться впечатлениям, не замечать того, что происходит вокруг, и не позволять внешним факторам оказывать на себя воздействие.

 כבד (досл. «тяжелый»), трудносдвигаемый, неподвижный. Человек может получить какое-либо впечатление, но между впечатлением и реакцией на него существует огромная дистанция. Однако она преодолима, хотя для этого требуются значительные усилия.

 חזק (букв. «сильный»), твердый, но намеренно сопротивляющийся любому воздействию, направленному на то, чтобы сделать его уступчивым (т.е. упрямый, закоснелый)…

9. … תנין   — это не змей, а огромное животное, обитающее в воде, водяное чудовище… Сам фараон описан в книге Ехезкеля (29:3) как «огромный крокодил, который лежит среди своих рек», монстр, существующий по милости речных богов. Знамение, описанное в этом стихе, должно сообщить фараону: «Ты и твои боги — лишь посох в Моей руке». Поэтому мы полагаем, что  תנין  в этом стихе обозначает крокодила.

15. הינה   — ВОТ! Это час, когда он обычно совершает свою ежедневную прогулку к Нилу. Эта река является воистину источником жизни для Египта. Лишь благодаря Нилу среди пустыни мог появиться такой плодородный край. Считалось, что благосостояние и само существование страны зависит от доброго расположения богов Нила. Поэтому неудивительно, что фараон каждое утро приходил к реке, чтобы таким образом засвидетельствовать ей свое уважение.

( Бог говорит Моше: ) «Сейчас ты тоже явишься туда, и пусть фараон увидит, что ты ожидал его, чтобы встретить, прежде чем он достигнет реки».

Итак, мы подошли к началу изложения Десяти казней. Давайте попытаемся дать их обобщенное описание. Еще во времена Мишны такой авторитет, как раби Иеуда, разделил их на три группы (по начальным буквам их еврейских названий в качестве мнемонического приема):    ד"צ"ך", ע"ד"ש", ב"א"ח"ב.  Ясно, что такая группировка соответствует порядку повествования. Первым двум казням в каждой группе предшествует четкое предупреждение; третья казнь в каждой группе, т.е.  כינים (вши),  שחין (нарывы) и  חושך (мрак) поражают без предупреждения, являясь как бы наказанием египтянам за то, что они должным образом не отреагировали на предыдущие казни.

При более тщательном изучении замечаешь. что эти три группы тесно связаны с тремя основными аспектами египетского изгнания, от которых евреи должны были избавиться в результате освобождения.

 גרות (чуждость),  עבדות (рабство) и  ענוי (муки) — это составляющие той судьбы, на которую египтяне обрекли евреев; надо было заставить их испытать то же самое, чтобы они поняли, как несправедливы и жестоки они были, издеваясь над беззащитным народом, и на собственной шкуре почувствовали горечь мук, которые претерпевали их жертвы.

 דם (кровь),  ערוב (дикие звери) и  ברד (град) продемонстрировали египтянам, что они сами являются чужаками в собственной земле и вряд ли имеют право ставить Израиль вне закона.  צפרדע (жабы),  דבר (мор) и  ארבה (саранча) доказали им, насколько беспочвенны их представления о собственном превосходстве над народом, который они довели до положения рабов.  כינים (вши),  שחין (нарывы) и  חושך (мрак) были теми бедствиями, которые дали египтянам почувствовать, что значит быть вынужденными подчиняться планомерному режиму мучений. И, наконец,  מכת בכורות (поражение первенцев) завершает эти группы казней и приносит освобождение Израилю. Итак, формула раби Иеуды группирует казни следующим образом:

ענוי 

עבדות 

גרות 

(мучения)

(рабство)

(чуждость)

   

כינים 

צפרדע 

דם 

(вши)

(жабы)

(кровь)

   

  שחין 

דבר 

ערוב 

(нарывы)

(мор)

(дикие звери)

   

  חושך 

ארבה 

ברד 

(мрак)

(саранча)

(град)

   

מכת בכורות 

   

(поражение первенцев)

   

Каждая из этих трех групп казней должны была излечить египтян от самонадеянных иллюзий, что они имеют право обрекать евреев на чуждость, рабство и мучения.  ‘ ד"צ"ך (кровь, жабы и вши) должны были привести к этой цели, демонстрируя власть Бога над водой и землей;   ‘ ע"ד"ש (дикие звери, мор и нарывы), демонстрируя власть Бога над обитателями земли;   ‘ ב"א"ח"ב (град, саранча и мрак), демонстрируя власть Бога над атмосферой, окружающей и землю и населяющих ее людей.

Кровь, дикие звери и град связаны с понятием чуждости. Чужак — это человек, чье длительное пребывание в каком-либо месте зависит от воли и терпения исконного жителя. Самоуверенность Мицраима основывалась на реке; вот почему египтяне на собственной земле вели себя более надменно, чем любая другая национальная общность. Они считали, что не зависят даже от воли Небес, и говорили: «Моя река — моя, и я сам сотворил себя» (Ехезкель 29:3). Превращая воды Нила в кровь, Бог как бы говорил им: «Ваша река (не ваша, а) Моя». Если Я пожелаю, ваша река пересохнет и принесет вам разорение, вместо благополучия и процветания, она извергнет вас. Вы сами — лишь чужаки на этой земле; вы живете здесь только до тех пор, пока Я желаю, чтобы вы на ней оставались.

…Насылая на египтян диких зверей, Он показал им, что лишь благодаря Его повелению дикие звери освобождают на земле место для человека. Богу достаточно одного слова, чтобы исчез барьер между человеком и хищником. И тогда даже в собственном доме человек не будет в безопасности, а звери будут обходить стороной только те места, где живут люди, которых египтяне презрительно считают чужаками, не имеющими законных прав.

Наконец, насылая град, Бог показал египтянам, к их полнейшему ужасу, что достаточного одного «высочайшего кивка», чтобы полностью изменить климат в стране. Обычно в Египте выпадает очень мало осадков, всю необходимую влагу дает Нил. Поэтому египтяне никогда прежде не видели града. И вот неожиданно они становятся свидетелями небывалого атмосферного явления, которое воспринимают как зловещее предупреждение о возможном коренном изменении климатических условий. Вот почему о предстоящей казни их извещают в следующих словах: «На сей раз Я пошлю все Мои поражения в твое сердце» (Шмот 9:14).

Жабы, мор и саранча указывают на рабство. Хозяин, который считает, что он выше своего раба, пребывает в двойном заблуждении, высокомерно причисляя себя к высшим существам и необоснованно полагая, что ему дает на это право власть и богатство.

Жабы, самые робкие создания, которые обычно прячутся от человека в болотах и камышах, ныне выходят из своих убежищ, смело вторгаются в дома людей, дерзко прыгают даже на тела правителей страны, лишая их таким образом представления о собственном превосходстве, показывая, что даже самые маленькие и ничтожные существа потеряли к ним всякое уважение.

Затем разражается мор, поражая их лошадей (гордость и славу Египта), их ослов и верблюдов (вьючных животных, которые перевозят имущество), крупный и мелкий скот (их подлинное богатство).

И затем появляется саранча, уничтожая то, что уцелело после града.

Вши, нарывы и тьма связаны с мучениями. Итак, египтяне узнали, что значит вести жизнь, полную мучений, боли и лишений. Этот урок содержал физическую боль от вшей и нарывов и три дня голода, которые вызвала в Египте тьма. Богу не нужно цепей и клеток, чтобы держать человека в неволе. Он погружает людей во мрак ночи; и, не решаясь двинуться с того места, где их настигает тьма, люди остаются без пищи до тех пор, пока Он вновь не дарует им свет.

Глава 8

3. …При более тщательном рассмотрении роль чародеев в этом повествовании кажется странной. Если они действительно были такими искусными магами, им следовало использовать свое волшебство, чтобы избавить страну от напастей, а не усиливать их. Ведь не могло же им казаться, что вокруг слишком мало жаб? Скорее всего, в противовес обычно приводимому толкованию, их усилия все-таки были направлены на устранение последствий этой казни. Слова стиха 14 ясно означают: «Они делали… чтобы вывести вшей, но не могли добиться этого». Нам представляется, что высказывание «Они делали так» интерпретировали (и, по нашему мнению, ошибочно) как относящееся к результатам, достигнутым Моше и Аароном. Мы полагаем, что на самом деле оно относится к средствам, т.е. движениям рук и посоха, которые должен был совершить Аарон, чтобы привести казнь. Именно эти движения в точности воспроизводились волхвами, потому что они считали, что, поступая так, немедленно обуздают поражение. То, что слово  כן (так, такой же) относится к этим движениям, совершенно ясно из стиха 14, поскольку в стихе 13 по поводу действий Моше и Аарона тоже говорится: «Они делали так», а за этим предложением тут же следует объяснение того, что делал Аарон, т.е. «Аарон простер…» и т.д.

Соответственно, стих 3 можно интерпретировать таким образом: Аарон простер свою руку над водами Египта. Волхвы делали подобные движения, желая воспрепятствовать действиям Аарона, но добились противоположного… В результате они даже увеличили число жаб на земле Египта.

6. Наш Бог — не просто «другой» бог и даже не наивысший из всех богов. Даже самый вознесенный из всех языческих богов связан всевластными силами Природы и может быть принужден действовать против своей воли. О нем думают как о сущности, которая может влиять на судьбу людей в рамках законов Природы, но которая не в состоянии эти рамки преодолеть. Должно быть ясно, что «нет такого, как Бог, наш Бог», что Бога просто нельзя сравнить ни с чем и ни с кем.

8. ВОЗОПИЛ. В стихе 5 описано первое независимое действие Моше, первое слово, сказанное им на собственный страх и риск. Да, он осмелился рискнуть. Человеку, который полностью подчиняет себя Божественным идеям, несложно ощутить какое действие верно и сделать правильный выбор, выбор, угодный Богу Самому. Об этом сказано: « Бог исполняет замыслы Своих посланников». Но, поскольку здесь Моше впервые рискнул пообещать нечто, о чем ему не было сказано, он «возопил» к Богу, чтобы Тот исполнил его слово.

14—15. …После этого они еще трижды пытались использовать свои чары, но всякий раз терпели неудачу и в конце концов вынуждены были смиренно признать — «Это перст Божий» — и навсегда исчезнуть из повествования.

22. МЕРЗОСТЬ ЕГИПТЯН. Необычайно трудно объяснить это выражение, если вспомнить, что Моше обращался к фараону; либо для нас отвратительно то, что египтяне считают богом, либо египтянам отвратительно, что мы приносим его в жертву. Как бы то ни было, это выражение характеризует еврейский подход к древнему и современному язычеству. То, чему другие народы приносят в жертву себя, евреи жертвуют своему Богу. Боги других народов — это могучие силы Природы, которым человек должен подчиниться. Это в равной степени относится природным силам внутри самого человека. Таким образом, народы поклоняются силам, которые воздействуют на них снаружи и изнутри. Но еврей в своем служении убивает представителей этих сил и, тем самым, осознает свою власть над силами Природы внутри него. Приобретая полный контроль над ними и подчиняя их Воле Всемогущего, еврей освобождает себя также и от власти всех слепых внешних сил Природы…

Глава 9

3. Упомянуты все виды домашнего скота. Лошади представляют государственную мощь (кавалерия); ослы — основное транспортное средство мирных внутренних дорог; верблюды могут длительное время обходиться без питья и поэтому символизируют международную торговлю; крупный и мелкий рогатый скот используется для работ и снабжает людей продовольствием и сырьем для изготовления одежды. Слово  הויה…  выражает внезапность, нечто, не имеющее ни прошлого, ни будущего. Скрытая, невидимая Рука Бога внезапно проявилась в видимых событиях. 

24. מתלקחת   — ЗАМКНУТЫЙ [досл. «(пламя, которое) схватило себя»]: Пламя оставалось замкнутым внутри града, иначе оно растопило бы градины.

27. (Фараон говорит: ) «То, что я узнал сейчас, заставило меня осознать, что Бог прав, а мы неправы. Ныне я увидел, что Бог — хозяин земли, а не мы, поэтому мы поступаем неправильно, когда обращаемся с чужестранцами так, будто мы — хозяева страны». Только под колоссальным воздействием этой напасти фараон начинает понимать бесконечную власть Бога евреев.

29. …Евреи считают Бога полностью свободным хозяином своего Труда, чьи творения никогда не выходят из-под Его контроля. Он проявлял Себя во всем: в наступающих по Его повелению казнях, в их прекращении, в разделении между землей Гошен и остальным Египтом. Никакая другая сила не могла бы контролировать не связанные между собой элементы. Так евреи празднуют последний день Творения, Шабат, в то время как нееврейский мир объявил праздником первый день Творения. Точка зрения, в соответствии с которой мир создан природными силами может, возможно, объяснить первый день Творения, но никогда не сможет объяснить Шабата. Почему Творение перестало производить новые создания, ведь в нем и сегодня заключены те же самые «творящие» силы Природы? По этой-то причине Бог сделал Шабат, день прекращения творения, а не день творения, памятным знаком о нем.

Глава 10

1. Как во всех казнях, связанных с рабством, т.е. в случае жаб и мора, которые уже поразили Египет, и перед последней казнью в группе «рабства» Моше говорят: «Иди к фараону», ищи его во дворце, среди царской роскоши. В конце концов цель именно этих казней состояла в том, чтобы заставить фараона осознать, что даже если бы река и земля, страна и ее огромные природные богатства остались неизменными, то лишь по милости Бога ему было бы позволено владеть и наслаждаться всем этим изобилием. Если в своей гордыне фараон сочтет себя вправе лишить чужестранцев свободы и независимости в уплату за привилегию пользоваться хотя бы малой частью его богатств, и если он вообразит, что имеет право поработить их, то Бог хорошо знает, каким образом уничтожить все это изобилие. Тогда Бог пошлет в царство фараона новое поколение «чужестранцев», которое истребит все его богатство у него на глазах.

Я ПОЗВОЛИЛ ЕГО СЕРДЦУ… ОСТАТЬСЯ НЕПОДАТЛИВЫМ. Не уничтожая его богатства все сразу, но оставляя в каждом случае нетронутым самое драгоценное из его имущества, в частности, во время града, Я всякий раз оставлял фараону зацепку. И поскольку Я щадил фараона до самого конца, до самого тяжелого удара, полностью разрушившего сельскохозяйственное богатство Египта, он мог сомневаться в подлинном могуществе Моей власти. Он все еще мог находиться в заблуждении относительно того, что основа мощи и богатства Египта находится под защитой превосходящей Меня силы. Я продолжал действовать подобным образом для того, чтобы последовательно поставить печать Своей власти и могущества на всем, что поддерживает существование человека, его власть на земле. Я сделал это, чтобы установить «Свои знамения в его среде», в этой гордой и могущественной земле Египта.

7. …ЗАПАДНЕЙ. Моше совершенно не хитрил со слугами фараона. Почему же тогда они называют его «западней»? Использование этого образа лишь подкрепляет наше объяснение всего того, что произошло ранее. Если бы Бог наслал только одну казнь и дал бы этой казни свирепствовать до тех пор, пока египтяне не были вынуждены отпустить Израиля, то Израиль давным-давно стал бы свободным. Но этого не происходило. Каждая казнь прекращалась всякий раз, когда фараон молил о том, чтобы остановить ее. Однако за одной казнью следовала другая с тем, чтобы заставить его почувствовать власть Бога со все возрастающей силой и трепетом. С точки зрения египтян, подобная демонстрация мощи Бога, за которой следовали периоды временного затишья, возвращающие фараона к его прежней черствости и непреклонности его сердца, могла быть истолкована только как «западня».

17.   эТУ СМЕРТЬ. Наконец-то фараон понимает, что уничтожение сельского хозяйства Египта равносильно гибели его страны. Если саранча останется и отложит в землю свои личинки, будущие урожаи также будут обречены на гибель.

21. Тьма — это последняя казнь в группе «мучений»; казни «чуждости» и «рабства» в этой третьей и последней группе оказали самое мощное воздействие на всех, потому что град и саранча грозили уничтожить всю землю Египта и личное богатство его граждан. Подобным же образом третья и последняя казнь в группе «мучений» была самой всеобъемлющей, ибо она охватывала человека полностью, отделяя его от всех собратьев и лишая его имущества так, что он не мог двинуть ни рукой, ни ногой, не мог добыть самого необходимого для жизни. Это было мучением в самом прямом смысле слова. Все египтяне вынуждены были три дня голодать, потому что тьма приковала их к тем местам, в которых они оказались застигнуты ею.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.