Из цикла «В кругу великих», темы: Правосудие, Убийство, Хазон Иш, Шломо Лоренц, В кругу великих, Любовь к ближнему
Примерно за два года до своей смерти наш учитель позвал меня и попросил ходатайствовать перед президентом страны, которым тогда был Ицхак бен Цви, об амнистии для двух братьев, осужденных на длительный срок заключения по обвинению в убийстве.
Эти два брата жили вместе; у них был курятник. Однажды ночью в их дом проникли воры, и они вышли прогнать их. В ходе борьбы с ворами братья убили одного из них. Суд приговорил их к длительному сроку заключения.
Я очень удивился, услышав эту просьбу. Почему наш учитель заботится об амнистии для этих людей, которые по неосторожности убили человека?
Я выразил ему свое удивление, и он объяснил мне, в чем дело. По закону Торы эти люди не считаются убийцами, ибо сказано: «Пришедшего убить тебя — опереди и убей» (Мидраш Танхума, Пинхас, 3). Они боялись, что воры заберут все их имущество, и вышли, чтобы защитить его. Боясь за свою жизнь, они действовали в страхе и панике — и дело дошло до неумышленного убийства.
Я сказал, что не думаю, что у меня есть шанс добиться для них амнистии. Я был тогда молодым членом Кнессета и не верил, что смогу повлиять на президента Израиля в столь проблематичном деле. Я спросил у нашего учителя, могу ли я предстать перед президентом Ицхаком бен Цви в качестве его посланника, ибо, насколько я понимал, сам по себе тот факт, что Хазон Иш просит за кого-то, может оказать свое влияние.
Наш учитель ответил согласием и добавил, что следует предоставить им амнистию после того, как они отбудут восемь месяцев из срока своего заключения. Он решил, что восемь месяцев — это тот срок, который им полагается, но длительное заключение — никоим образом нет.
Когда я пришел к президенту, он очень удивился словам нашего учителя. — Я много слышал о Хазон Ише, — сказал бен Цви , — но чтобы мысль о незнакомых ему людях настолько занимала его? И еще он делает расчет, какое наказание им полагается? Я просто не могу поверить!
Президент обещал сделать все, что сможет, чтобы братья получили амнистию. И действительно, через какое-то время они получили ее, как того желал наш учитель.
Я не знаком с этими двумя братьями, но мне стало известно, что после амнистии они стали достойными людьми, изучающими Тору и Б-гобоязненными.
Читайте: тема Милосердие
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?