Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В Иерусалиме у меня много знакомых. Один из них — рав Элазар Нездатный из Питера. Он интеллигент, выгодно отличается своей прямотой. Услышав что-либо от него, не нужно долго думать, что он на самом деле имел в виду?

Рав Элазар поведал мне смешную историю. В Питере кого-то уговорили сделать обрезание, остановили частную машину, договорились о цене и поехали. Водитель большую часть дороги молчал, потом вдруг вспомнил:

— У меня у самого племянник религиозный, его зовут Хаим Эпштейн.

— Родом из Вильнюса? — спросил рав Элазар.

— Да.

— Сколько ему лет?

— 42.

— Сколько вы его не видели?

— Лет 10.

— Вы знаете, вы сможете увидеть племянника через 15 минут, он будет на квартире, куда мы едем делать обрезание.

— Здорово!

— А вам обрезание делали? — спросил его рав Элазар.

— Нет.

— А может, вы хотите, чтобы и вам заодно сделали?

— Запросто!

— Сколько вам лет?

— 58.

Дядя приехал на квартиру, расцеловался с племенником и попросил сделать ему обрезание вне очереди. Во время операции он даже не поморщился. Только от «лехаима» отказался, сказал, что ему надо продолжать работу, а то ГАИ поймает. Ему объяснили, что спонсор оплатит ему двухдневный простой. Дядя отказывался. Столько радости — и племенника увидел, и обрезание на старости лет сделал!

На полноценный рассказ эта история не тянула, но название «Скажи-ка, дядя!» по Лермонтову родилось сразу.

Вспоминаю другую историю. Мне позвонил земляк из Тбилиси, восторгался моей книгой и в конце разговора напомнил:

– Вы пишете, что вам сделали обрезание в пожилом возрасте, примерно в моём.

– Нет, мне делали на восьмой день, как полагается.

– Но я читал!

– Там этого не написано!

– Я точно помню, у меня склероза пока что нет.

Я понял, что дальше спорить бессмысленно — какая разница, написано или не написано, если он читал?!

– Чем я могу помочь? — спросил я его.

– Найдите организацию, где мне сделают обрезание. Я уверен, что если именно Вы найдете, у меня будет благословение.

Я действительно разыскал организацию. Мой земляк утверждал, что пел во время собственного обрезания, а я почему-то спросил:

– А хупа у вас с супругой есть?

– Нет, она и слышать не хочет, говорит, дети взрослые, смешно. Всю жизнь прожили без хупы и ничего, не хуже, чем другие.

– Можно я с ней поговорю?

– Попробуйте, она как раз ярая читательница ваших книжек.

Не стану отнимать ваше драгоценное внимание, но через несколько месяцев я присутствовал на их хупе. Интересно, он прочитал то, чего я не писал. Хотя, может, он читал между строчек, а там иногда такое просочится?

Первым в истории заповедь обрезания выполнил Авраам. Это одно из его последних испытаний. В чем сложность этого испытания? Во-первых, он стар. Во-вторых, как во всех предыдущих и последующих «экзаменах», любовь к Б-гу, сущность, которой наградил его Всевышний, вступает в очевидное противоречие с Его приказом.

Аврааму кажется, что люди, узнав о кровопролитной операции, откажутся к нему присоединиться. И жизнь потеряет смысл, ведь он тогда не сможет выполнить своё предназначение.

В чём суть заповеди обрезания? Б-г повелел сделать знак на органе величайшего вожделения, приводящего к смятению и греху, — для того, чтобы им пользовались только для заповеданного и разрешенного.

Сейчас, в конце дней, человечеству грозит гибель от СПИДа — и всем известно, почему. Билл Гейтс и множество других миллиардеров отдают половину своего состояния на борьбу с этой напастью. И что же? Организация здравоохранения ООН сочла лучшим средством профилактики СПИДа обрезание. «Нет ничего нового под Луной».

Говорят мудрецы, что перед приходом Машиаха это будет единственная заповедь, которую ещё станут соблюдать большинство евреев. Цикл истории закругляется, возвращается: первая еврейская заповедь (Аврааму) — и последняя, которая всё ещё держит наш народ вместе. В Израиле обрезание — единственная заповедь, которую выполняют практически все жители, и заслуга её хранит наш народ сильнее любых отборных войск ЦАХАЛа.


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени