Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: цдака важнее всех жертвоприношений вместе взятых.»Талмуд, трактат «Сукка», 49б
Власти являются противоположностью общине. Если они приближают к себе людей, это делается совершенно не из-за дружеских отношений. Не следует также льстить власть имущим.

2:3

Остерегайтесь властей, ибо они приближают к себе человека лишь ради собственной выгоды: представляются его друзьями, когда им это нужно, но не помогают человеку, когда ему тяжко.

Остерегайтесь властей. Предыдущая мишна советует трудиться ради нужд общины, поэтому теперь (рабан Гамлиэль) поясняет, что (кроме того) следует остерегаться властей. Ведь власти — это прямая противоположность общине. Власть предержащие ради своего величия и почета выводят себя из общины, отделяются от людей. Так поступает каждый властитель, и даже если он хочет (создать впечатление), что, управляя общиной, заботится о ней же, на самом деле, это не так. Поэтому властей следует остерегаться: они обособлены и лишены настоящей связи с общиной. И если ты видишь, что властитель привлекает человека к себе и как будто любит его, не делай из этого (поспешных выводов). Не говори: «Я же вижу, что он приближает человека, поскольку дружит с ним, а значит, все же связан с людьми!» Это совсем не так: властитель делает это не потому, что ощущает близость к этому человеку, но лишь ради собственной выгоды. Он даже не помогает человеку, когда ему тяжко, а ведь это самое меньшее, чего можно было бы ожидать от друга: братской помощи в несчастье. Даже этого они не делают! И уж тем более не стоит ожидать, что власти что-нибудь сделают для человека, когда у него все хорошо. И (еще раз): причина всего этого в том, что власть предержащие живут отдельно от общины, и потому они никогда не приближают к себе человека (просто) ради близости к нему. Они представляются его друзьями, когда им это нужно, но на самом деле никого не любят.

И представляется, что две эти мишны, о трудящихся ради общины и об осторожном отношении к властям, поставлены рядом еще по одной причине. (Рабан Гамлиэль) хочет сказать, что человеку следует всеми средствами, какие у него есть, добиваться блага для общины. И бывает, что люди, желая подольститься к властям и угодить им, дают им совет, вредный для общины. Об этом говорит рабан Гамлиэль: остерегайтесь властей, ибо они приближают к себе человека лишь ради собственной выгоды. И даже если (такой льстец) видит, что власти стали относиться к нему лучше, (пусть знает), что они делают это лишь ради сиюминутной пользы. Поэтому эти люди не только заслуживают страшного наказания, но даже цели своей не достигают! Они-то рассчитывали стать приближенными к властям, а это попросту невозможно.

с разрешения издательства Швут Ами


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.