Из цикла «Коммандировка в Египет», темы: Провидение, Меир Левин, Авраам, Алия, Рассказы
17 лет тому назад, в недельную главу «Иди к себе», за день до отъезда в Израиль меня позвал к себе брат. Он умный человек с железной логикой. «Послушай, я хочу чтобы ты знал. Если ты останешься в Тбилиси, я не дам тебе умереть с голода. (Он был прав. Я бы умер гораздо раньше от нервотрепки, нехватки лекарств, холода и т.д.). Но я хочу, чтобы у тебя не было иллюзий. В Израиле твоя жена будет до конца жизни работать на уборках, а тебе, если ты не будешь выступать, позволят сидеть в ешиве и будут платить стипендию». Я ответил «Мой дом горит. Я прыгаю в окно. Что меня ждет внизу — не знаю и знать не хочу. Возможно, куда-то приземлюсь».
Прошло 17 лет. Жена уже много лет работает педагогом. Я сижу в ешиве. Стипендию не получаю, хотя стараюсь никому не мешать. Что изменилось в моей жизни?
Я, в отличие от Аврама, хотел воссоединить семью. Старшая дочь к тому времени уже проживала в Израиле. В Грузии был голод. Кроме того мне хотелось, чтобы меня похоронили на Масличной горе в Иерусалиме (ещё успеется).
Но что я всё о себе, тоже мне персона?! Вернемся к праотцу Авраму. Почему Рамбан считает, что его испытание началось с фразы Всевышнего «Иди к себе»? А что, в печку за идею запросто всякий может?
Кажется, я начал понимать. Основной чертой Аврама было милосердие. Пожертвовать жизнью во имя Всевышнего было для него всё равно, что для порядочного человека вернуть долг. Кроме того, любому человеку легче что-то сделать добровольно (злое начало не так мешает), чем по приказу. «Иди к себе!» был первым в истории человечества выполненным Б-жественным приказом.
Аврам оставил родину. Почему это так трудно? Разговоры о ностальгии применительно к Авраму мне непонятны. Аврам женат на Саре, а жену называют «домом», тем более такую, как Сара. Так что дом свой он возил с собой.
Вспоминаю, где-то я читал, чего Аврам боялся больше всего, уходя в дорогу? Что он не сможет никого приближать к Б-гу, быть гостеприимным! Наверное из-за того, что не знает их ментальности. А жизнь без служения Всевышнему для него бессмысленна. Кроме того, был он скромный человек и всемирная слава ему претила (Раши объясняет, что Б-г хотел отправить Аврама в путешествие, дабы другие народы узнали о нём и смогли у него учиться).
Голос Всевышнего: «иди своей дорогой» звучит в сердце каждого еврея. Всевышний обещает славу, но что это для Аврама? Мой учитель сказал: «слава — это заповеди, а все остальное глупость». Всевышний говорит Авраму: не думай о ментальности, ты будешь не только приближать людей, но создашь новый народ. Твоя Сара бездетна от рожденья. От неё у тебя родится сын. Действительно, когда ты слышишь: «иди своей дорогой», то не думай о логике. Сколько тебе лет, какие перспективы?.. Чего стоит самая железная логика перед Его волей?
Теперь снова о себе. Слова «иди своей дорогой» я услышал восемь лет тому назад. Я не стал богатым, чтоб люди меня слушались. Я не стал мудрым и великим, чтобы люди за мной шли. По-прежнему сижу в ешиве, но что мне смешно, я вдруг стал знаменитым. Люди, а их сотни тысяч, вместе со мной смеются и плачут над героями моих песен и рассказов.
Теперь о детях. Моя супруга к моменту приезда в Израиль по состоянию здоровья больше не могла рожать. Еврейский народ уже есть, и Всевышний сделал для нас чудо иначе, чем Авраму с Сарой. Почему-то вдруг такое количество детей, родителям которых мы помогли в жизни, называют нас бабушкой и дедушкой? Учитель сказал, что все, кому мы с супругой помогаем придти к Б-гу — наши дети.
Дорогу осилит идущий!
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?