Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Цель жизни — сделать так, чтобы душа возобладала над телом. Следует помнить о том, что Творец создал тело, находясь в состоянии «сокрытия лица».

76.СКАЗАЛ РАЗУМ: После того, как нам стала известна сущность человека и его природа, как души, так и тела, в разные периоды и времена, отведенные ему145, необходимо понять, как Всевышний управляет человеком, его телом и душой в эти периоды146.

77.СКАЗАЛА ДУША: Это, безусловно, разумный порядок — всякий вопрос должен получить свой ответ в нужное время и в нужном месте. Теперь продолжай.

78.СКАЗАЛ РАЗУМ: Сущности бывают материальные и духовные, и посмотри, насколько они различны. Безусловно, все материальное низменно по отношению к духовному, которое возвышено и достойно. Посмотри, сколько света в духовном, и сколько тьмы и недостатка в материальном. Таким образом, перед нами два вида созданий: созданные сильным светом и широким влиянием и созданные слабым светом и ограниченным влиянием. Два этих качества — качество создания светом и качество создания ограничением света — есть порождения доброты Всевышнего и ее сокрытия соответственно147. И знай, что вся жизнь духовных созданий проходит в святости, а все занятия материальных — обыденны, низменны и презренны. Следовательно, весь труд человека под солнцем — пустая суета, и нет превосходства человека над животным. Еда, питье и торговля (т.е. все, чем в материальном мире отличается человек от животного; здесь, очевидно, имеется в виду также любая производственная деятельность — прим. переводчика) — все это занятия низменные и недостойные. Другими словами, все материальное и его природа — тьма, а не свет, плод того, что Всевышний скрыл Свое лицо от мира и не изливает на него свет святости своей, а напротив, ведет человека через хаос и низменными путями. А духовное — это путь проявления света лица Его, который Он изливает на них в святости. И знай теперь, что две эти противоположности — основы и корень правления Всевышнего над всеми созданиями. С одной стороны — сокрытие лица, когда Всевышний отстраняется и не раскрывает великолепие славы своей, а с другой — освещение лица Его.

Различия, которые проявляются в правлении Всевышнего над созданиями, проявляются и в самих созданиях148. Грубые и темные создания созданы в сокрытии лица Всевышнего, т.к. Он не осветил их лицом святости. Однако достойные, духовные создания созданы освещением лица Его. И на этой основе построено соединение души и тела. Тело и все его пути — плод продолжающегося сокрытия лица, а душа и ее свойства — плод освещения лица Всевышнего. Сам же человек одновременно является и объектом исправления, и тем, кто исправляет. Ибо он исправляет себя своим служением, и это объясняет сказанное в писании (Ваикра 26:3): «И сделаете их», толкуется же — «и сделаете вы [самих себя]»; и объяснили это мудрецы (Сангедрин 99б): «В руках его усилить в себе телесность или духовность». Если следует за тем, что видят глаза его и просит сердце, — то душа, вместо того, чтобы очистить и возвысить тело, причиняет себе вред и тонет во тьме. И напротив, если преодолеет дурное начало и свернет с путей суетных на путь Торы и заповедей — возобладает душа над телом и очистит его149.

А теперь посмотри, насколько изменился мир, какая разница между первыми поколениями людей и теми, что пришли позже!150 Тот, кто понимает, чего хочет Всевышний от человека, с удивлением глядит на людей, снующих туда и назад, днем и ночью, в тяжких трудах. И ради чего? Ради еды и питья? Ради пустой суеты, ради хаотичного мира, срок которому — одна ночь: сегодня здесь, а завтра в могиле. Ведь не для этого создан человек! Не стоит ему заниматься ничем, кроме постижения славы создавшего его. Для этого он создан, и для этого даны ему разум и мудрость великая, а не для того, чтобы умножать богатство и другие пустые вещи151. Однако именно человек извратил свои дела и привел себя в нынешнее состояние. И с каждым поколением это состояние мира усугубляется. Древние были гораздо ближе к мудрости и стремились к разуму, а сегодняшний человек от разума далек и погружен в дела телесные и природные, в торговлю и ремесла, которые ничего не приносят человеку. А корень происходящего в том, о чем уже было сказано: Всевышний создал тело в сокрытии лица своего, и поэтому оно темно и грубо, а душа создана в свете и добре, поэтому она существует вечно и чиста по сути. И если человек позволяет своему телу властвовать над душой, Создатель отвечает ему мерой на меру и скрывает от него лицо Свое. Тогда удаляется человек от света жизни, мудрости и знаний, и тонет в навозе грязной материи и в суете нашего мира152.

И это именно то, что произошло с Адамом в начале и происходит со всеми его потомками до наших дней. Поскольку пошли они вслед за глазами своими и подчинили душу власти тела, то и Всевышний скрыл лицо Свое от них. Сказал Б-г Адаму: «В поте лица своего будешь есть хлеб»153 (Берейшит 3:19), и с того дня и до сих пор «весь труд человека — ради рта (как говорят по-русски, ради желудка — прим. переводчика), а душа не насыщается» (Коэлет 6:7), мудрость же уходит от человека все дальше и дальше.

Это важнейшее правило: все мысли и устремления человека заключены в тех рамках, которые определяет его разум. Посмотри на ребенка, который не знает, что такое мудрость, и не стремится к ней вовсе! Напротив, любой ребенок стремится убежать из школы, даже не подозревая, что есть нечто ценное, кроме той чепухи, которой он занят. А с ростом сознания и расширением его границ появляются у человека стремления более верные, и так продолжается по мере его развития. Так устроен род человеческий: когда разум их находился под влиянием света — не находили душевного равновесия ни в чем, кроме мудрости и того, что на самом деле является добром. А когда разум не просветлен — не знают другого добра, кроме земной суеты154. Это и есть зло, произошедшее после греха Адама: ушел свет от рода человеческого, и погрузился он в грубую материальность. Всевышний исправил это по отношению к Израилю во время дарования Торы155, но они снова разрушили все грехом золотого тельца и последующими своими преступлениями. И остался мир погружен во тьму, в воображаемую реальность природы.

Иначе происходит с человеком, который подчиняется власти души. Ему Всевышний открывает Свое лицо, и поднимает его на уровень высших ангелов — серафим, потому что праведники выше ангелов-служителей. Такими были люди поколения, «познавшего истину», которые стояли на горе Синай. И так будет в будущем, в то время, о котором сказано (Йоэль 3:1): «Изолью дух Мой на всякую плоть».

Бывали различные уровни добра, которого удостаивался Израиль и весь мир на протяжении истории. Иногда добра больше, иногда меньше, по-разному в разных поколениях. Такие поколения, как поколение Моше, поколение Давида, поколение Шломо и другие, им подобные, заслуживали добро, заключавшееся в том, что лицо Всевышнего освещало их, в соответствии с возвышенностью их душ, которая в свою очередь определялась их делами.

Как видишь, если понять в деталях сущность души и тела и их состояния в периоды сокрытия и освещения лица, сами собой станут понятны общие правила и принципы отношения Всевышнего к миру и образ Его правления — иногда добром, иногда злом156. И тогда увидишь, сколько мудрости откроется нам в правлении Всевышнего, и насколько важен и велик человек, от поступков которого зависит весь мир157 и все происходящее от начала и до конца!

79.СКАЗАЛА ДУША: Действительно, твое понятное и логичное объяснение открывает великую мудрость того, как Всевышний правит миром, и того, как вещи связаны между собой — сотворение человека и все, что с ним происходит, с сотворением мира и всего его содержимого.

80.СКАЗАЛ РАЗУМ: Добавлю тебе, что если еще больше углубиться в тонкие моменты строения души и тела, поймешь по-настоящему, насколько все зависит от двух упомянутых качеств — освещения и сокрытия. Поскольку и душа, и тело во всех тонкостях и проявлениях следуют своим источникам. И этой причины будет достаточно для объяснения всех их аспектов158. Более того, в этом заключался замысел Всевышнего: показать оба этих качества посредством души и тела.159 Следовательно, тело не только появилось как результат сокрытия, но и отображает сокрытие всем своим строением и деталями, и так же душа от начала и до конца отображает раскрытие160. И это исключительное свойство всего образа человека161, о котором сказано (Берейшит 1:26): «По образу нашему, подобно нам» — т.е. образ человека отображает весь спектр качеств управления Всевышнего.

И пойми, что сущность тела — тьма, и даже достигнув высшей ступени, тело будет отличаться от души. А суть отличия в том, что сущность души — благородная, несущая свет, и в ней открывается лицо Всевышнего. Тело же само по себе темное и происходит от сокрытия162, хотя и будет очищено, насколько это возможно, т.е. до минимально возможной разницы между душой и телом. Но в любом случае душа останется душой — т.е. созданием, не имеющим отношения к ущербу, а тело, напротив, ущербно по природе своей, хотя и достигает очищения, насколько это возможно.

И еще обрати внимание на то, что тело разделено на органы и части, у каждой из которых свое предназначение. Глаз видит, а не слышит, а ухо слышит и не видит. Не такова душа — хотя она и включает в себя все силы, она не разделена, подобно телу, на органы, в любой из ее частей — вся душа163, и это известно. Теперь посмотри, как замечательно эта разница между душой и телом вытекает из сделанной нами предпосылки о том, что тело создано в сокрытии лица, а душа — в его освещении. Увидь нечто очень важное. Ты уже слышала, что совершенство цельно, поскольку к истинному совершенству не могут иметь отношения понятия вроде «более» или «менее». Но когда Всевышний не хочет действовать в Своем совершенстве, есть у него разные пути, чтобы наградить или наказать человека. И поскольку хотела высшая мудрость в самом созданном показать пути и порядок создания, то творя в сокрытии лица, сотворила создание, включающее многообразие органов и частей, так же, как многообразны пути такого способа творения. И каждый из органов соответствует конкретному закону, проявляемому Всевышним при таком способе творения. Об этом, как уже упоминалось выше, сказано: «Сделаем человека по образу нашему, подобно нам», — т.е. когда Всевышний действует сообразно нам, можно различить во всех Его делах те качества, которые мы различаем в образе человека. Например: глазу человека соответствует око Всевышнего, с помощью которого Всевышний наблюдает за всеми обитателями земли, дабы судить дела их. Как сказано (Берейшит 18:21): «Спущусь и посмотрю», и выучили отсюда мудрецы (Сангедрин 6б), что судья судит только на основании того, что может увидеть его глаз. Ухо человека соответствует тому, что Всевышний слушает молитвы и восхваления, произносимые людьми, как написано (Шмот 2:24): «И услышал Всесильный их крик». И сказали мудрецы (Авот 2:1): «Знай, что есть над тобой глаз видящий и ухо слышащее». Есть у человека уста — соответственно устам Всевышнего, которыми Он говорит в видениях пророков и доносит великолепие своего голоса до могучих ангелов, исполняющих Его слова. И так любую часть тела можно объяснить соответственно качествам, в которых Творец проявляется по отношению к созданным. И в теле человека есть правая и левая сторона, за счет удвоения большинства органов: два глаза, два уха, две руки, две ноги. Так и качества Всевышнего двойственны: то милость, то наказание; справа — заслуга, слева — обязанность. Это и есть путь, избранный Всевышним после того, как Он ограничил совершенство, приравнивающее все к добру164. И как органы человека различаются по своей функции, так и все события, происходящие с человеком в период сокрытия, различаются в зависимости от тех причин, которые вызывают их к жизни, то, что мы видим день за днем.

А вот власть совершенства едина — вести всех, имеющих недостатки, к их восполнению, и оно не разделяется само по себе165, а одинаково восполняет всех нуждающихся в совершенстве. И то же касается души, созданной в свете совершенства Всевышнего. И знай, что это намерение — возвысить и душу и дать ей власть над телом, дабы очистить его — имеет своей целью вызвать ответное действие со стороны Творца, — чтобы и Он ответил той же мерой, открыв Свое совершенство и исправив все недостатки мира. Тело же, когда оно властвует над человеком, должно быть готово к расплате. Поскольку в такой ситуации и Всевышний скроет Свое совершенство, оставив мир и человека под властью колеса, оборачивающегося то так, то иначе, как все преходящее, которому время приносит то одно, то другое. Поэтому есть в теле все, чему следует быть в колесе, которое вращается в мире, когда совершенство скрыто, для того, чтобы, возобладав над душой, тело навлекло на себя все выше сказанное166. А в душе, напротив, есть все, что необходимо для совершенства, т.е. способность восполнить все недостатки, дабы пробудить аналогичное влияние сверху, если только удостоится этого человек и увенчает ее царским венцом167, подчиняясь только душе, ее мудрости и ее закону, который есть само добро.

Это168 великолепно объяснено в мидраше Рашби (Зоар, Пинхас 257:2): «Нужно знать, что Он называется мудрым всеми видами мудрости». Кроме того, что учат здесь знающие истину [Каббалу] своими святыми путями, из простого смысла этого высказывания мы выучим то, что объяснили ранее, то есть что у Творца много нарицательных имен, но они не соответствуют Его сущности, поскольку конкретными именами возможно назвать только Его проявления в создании, а не Его самого. Следовательно, все качества Творца, упомянутые нами ранее, отражают не сущность Его, а проявления в созданном, и об этом сказано (там же): «Во имя созданий, которые создаст в будущем». И это очевидно, поскольку не имеется в виду, что нечто обновится в самом Творце — в Нем не может быть никаких изменений, и с самого начала Он мог создать все169! И качества всегда относятся к созданным, а не к Нему самому, и далее сказано: «Подобно этому создал душу» — т.е. сущность души отражает совершенство Творца, которым она была создана. «Также Господин мира… все имена Его — виды сфирот170, и как у Господина мира нет имени… и также нет его у души». И ты должна очень внимательно изучить это, чтобы ясно понять сущность тела и души и все связанное с этим. Всевышнему, в его совершенстве, нельзя приписать какое-либо имя или эпитет, совершенство Его недоступно для нас, и мы не можем назвать по имени непостижимое. Ведь имя определяет его носителя, а мы не можем определить то, что нам неизвестно. И хотя мы постигаем отдельные качества славы Всевышнего — Милосердие, Власть, Силу, Правосудие, Гнев и т.д., — все они постигаются нами через Его действия, в отличие от пророков, которые постигали те же качества в корне, предвидя их следствия171, благодаря тому, что Он, благословенный, давал им это постичь. И в соответствии с качествами славы Его, которые мы постигаем, называем мы Его именами: Милосердный, Властелин, Сильный, Судья и т.п.. И несмотря на то, что Он, благословенный, ничем не ограничен, качества, существующие по воле Его, существуют в угодных Ему пределах. И поэтому одно качество называется милосердием, а другое — властью, одно — силой, а другое — любовью, и так далее. И милосердие — это только милосердие, а власть — это только власть. И милосердие, и власть существуют только в тех пределах, которые были угодны Ему, благословен Он, и так же все остальные качества. И не подумай, что совершенный Создатель наделен этими силами в их границах! Все это существует исключительно по воле Его, и Он может изменить это в любой момент. Более того, не может быть никаких границ Его совершенства. Просто когда Он желает действовать в рамках этих качеств, мы относим к нему соответствующие имена. И когда мы скажем, что Он — милосердный, это не значит, что такова Его сущность, как если бы речь шла о человеке, для которого быть милосердным — свойство души. О Творце ни в коем случае нельзя думать, что Его качества проявляют Его сущность хотя бы в каком-то смысле. Сущность Творца непознаваема абсолютно. И когда назовут Его милосердным — значит, что воля Его проявится в рамках одного качества, имя которому милосердие, и качество это не отражает сущность Его, а существует по отношению к созданным, соразмерно им. Однако поскольку Он пожелал проявить это качество и придерживается этого пути, называем мы Его этим именем — Милосердный. Сущность же Его, простая и совершенная, несомненно, выходит за пределы всех этих понятий. И мы обязаны верить в это полной верой172.

В том же ключе рассмотрим теперь взаимоотношения души и тела. Тело состоит из отдельных частей и органов, имеющих определенное ограниченное назначение. Душа же по сути своей едина, она находится вне любых рамок, ограничивающих тело, и образ действия души разительно отличается от образа действий тела, даже в том, что касается чувств. Однако, поскольку душа находится в теле, она осуществляет все его действия: она слышит телесными ушами, видит телесными глазами, поэтому говорят о душе, что она видит, слышит и т.п., хотя это и не характеризует образ действий собственно души. Хотя видит именно душа, а не пассивное тело, и, следовательно, душа видит именно то, что видит человек, это не значит, что таков образ видения души. У души есть свои пути, совершенно не похожие на телесные, и пути эти человек, находящийся в теле, просто не может себе представить. И лишь в силу того, что душа подстраивается под устройство глаза и его механизм зрения, мы говорим, что душа «видит» — и то же самое относится ко всем остальным функциям. В целом это можно сформулировать так: душа — совершенно особенное создание, далекое от всех путей тела, однако она создана со способностью осуществлять все, что присуще органам тела в соответствии с их природой. Душа подстраивается под все физические законы, совершая упомянутые действия, поэтому все они относятся к душе. Это аналогично отношению совершенства Всевышнего к конкретным качествам, существующим по воле Его. В самом совершенстве нет ничего похожего на эти качества, хотя таковые и существуют по воле Его и определены этой волей. И поскольку Он, совершенный всеми видами совершенства, действует согласно качествам, мы называем Его соответствующими именами и относим к нему как сами эти имена, так и качества. Хотя Он в совершенстве Своем прост и не имеет отношения ни к одному из этих путей.

81.СКАЗАЛА ДУША: Великолепная параллель, как для души, так и для тела, и это открытые ворота для понимания всего, что касается человека, во все периоды его существования173.


145В этом мире, после смерти и во время воскрешения.

146Понять, в чем конкретные проявления закона, посредством которого Святой, благословен Он, правит телом, и проявления закона, посредством которого Он правит душой в названные периоды времени, и в чем корень этих законов.

147Качество доброты задействовано при создании души, поэтому она «достойна и возвышена», тело же создано сокрытием доброты, т.е. посредством ограничения влияния (качество суда), поэтому ему присущи недостатки и низменность.

148Так же, как сокрытие и освещение лица являются основой двух образов правления Всевышнего, так же они являются источниками, из которых происходят сущности души и тела.

149Награда и наказание заложены в самой сути души и тела. Если душа человека преобладает над телом, человек удостаивается совершенства, т.к. «душа и ее свойства — плод освещения лица». Поэтому такой человек — «исправляющий» и «исправляемый» в одном лице. Если же тело преобладает над душой, это углубляет сокрытие и топит душу во тьме и грязи телесности и материальности.

150Взлеты и падения в истории человечества связаны со степенью власти души над телом или наоборот, подчиненности души телу, поскольку от этого зависит образ правления Всевышнего — в освещении или сокрытии лица. Так говорит Рабейну в книге «Клалим Ришоним» (п. 8): «Есть два качества — качество освещения лица и качество сокрытия лица, и из них проистекают совершенство и недостатки в образе правления, а также душа и тело в созданиях. Когда преобладает тело — властвуют недостатки, и Всевышний правит в сокрытии лица, так как люди отдали власть телу. Когда преобладает душа — властвуют силы совершенства» и т.д.

151Когда тело преобладает, оно подчиняет своим потребностям разум, который должен был осветить его.

152Из-за того, что Святой, благословен Он, управляет человеком «в сокрытии лица», тот оказывается перед более тяжелым испытанием и ему грозит дальнейшее погружение в телесность и материальность. Так можно понять, каким образом человек, «которому даны знания и мудрость», скатился до последней ступени, погрузившись в грязь этого мира.

153В райском саду человек питается «светом лица Всевышнего», он вкушает пищу ангелов без всякого усилия со своей стороны. Как сказали мудрецы: «Ангелы жарят ему мясо и процеживают вино» (Сангедрин 59б). Совершив грех и дав тем самым телу власть над душой, человек послужил причиной сокрытия лица, опустился в мир материи и получает пропитание в сокрытии лица, посредством тяжелой материальной работы — «в поте лица своего будешь есть хлеб».

154Удивительно: как человек со столь возвышенной душой может находить радость и умиротворение в вещах материальных? Несомненно, что из-за преобладания тела ослабляется и ограничивается сила разума, усиливается сокрытие лица и тьма владеет человеком. Тогда все его устремления направляются в сторону материи, как сказал Рамбам в предисловии к «Зроим»: «строительство тела есть разрушение разума», ведь невероятно, чтобы в одном человеке, в одно и тоже время совместились устремления к духовности и материальности. И напротив, человек, дающий душе власть над телом, удостаивается освещения лица Всевышнего, а все его устремления — только к мудрости и совершенству. И именно на этой основе объясняется разница между первыми поколениями и пришедшими позже.

155Потому что тогда вернулся Израиль на уровень Адама до греха, и покинула их нечистота змея (Шабат 146а), т.е. они очистились от греха Адама, исчезло злое начало внутри них и смерть (Шмот Раба 32:1).

156Тело и душа, созданные двумя качествами — сокрытием и освещением лица, во всех своих проявлениях отражают эти качества, как объяснено далее. Поэтому из тела и души мы можем учиться и проводить параллели с двумя образами правления Всевышнего: сокрытием и освещением лица.

157От преобладания души или тела зависит способ, которым Всевышний правит миром — освещение или сокрытие лица.

158Детали способов правления в освещении или сокрытии лица объясняют нам детали природы души и тела, поскольку первые являются источниками вторых.

159В том, что два качества — освещения и сокрытия — являются источниками души и тела, а также аналогичны им, проявляется намерение Всевышнего, чтобы из деталей души и тела можно было подробно понять пути двух этих качеств.

160Как сказала Гемора (Брахот 10б): «Почему пять раз сказал Давид “Благослови, душа моя”? Потому что как Святой, благословен Он, наполняет мир, так и душа наполняет тело. Придет тот, у кого есть пять перечисленных достоинств, и восхвалит того, у кого есть пять этих достоинств».

161Это особенность, присущая только строению и природе человека.

162По сущности своей тело — темный объект, не обладающий собственным светом. Оно получает свет от души соответственно степени своей чистоты (подобно луне, получающей свет от солнца). Поэтому даже в состоянии максимальной чистоты тело не может достичь светлой чистоты души, поскольку ее сущность — быть объектом, несущим свет, как объяснено далее, а тело — объект темный, и только душа дает ему способность получать и воспринимать свет.

163Принципиальное свойство материи — быть соединенной из разных частей, и количество является ее характеристикой. Это указывает на недостаток материи и на то, что источник ее в сокрытии лица. Душа же проста (т.е. однородна, непрерывна — прим. переводчика), она не является соединением частей, поддающихся исчислению. Это качество, т.е. единство, не делимое на части, указывает на ее совершенство и на то, что источник ее — освещение лица. Далее объясняется, что это различие между душой и телом — единство (души) и составное устройство (тела) аналогично разнице между образами правления совершенства и правления правосудия, см. также объяснение в следующем примечании.

164Действие правления совершенства одно — восполнить все недостатки и излить на все совершенное добро, даже когда объекты влияния (получатели) не достойны этого, как объяснено далее. А вот в правлении сокрытия лица можно различить множество образов действия (видов влияния); в соответствии с состоянием объектов влияния.

165Не разделятся на различные образы правления.

166Многообразие органов тела аналогично образам правления (видам влияния) при сокрытии лица, которые включают в себе множество различных видов влияния, в соответствии с множеством возможных недостатков человека во всем многообразии и широте их спектра.

167У души есть все свойства, необходимые для восполнения тела, и когда душа властвует над телом, она в соответствии с этим пробуждает в высотах влияние совершенства, которое восполнит все недостатки мира.

168Душа подобна качеству совершенства Всевышнего, и ее отношение к телу подобно отношению совершенства Всевышнего к другим видам влияния, действующим в зависимости от состояния созданных.

169Поскольку всегда была у Всевышнего возможность создать Творение и все механизмы влияния на него, то, по сути, еще до сотворения мира Всевышнему принадлежали все нарицательные имена (Милосердный, Добрый, Судья и т.д.), характеризующие Его влияние на созданных, и только нам они открылись посредством Творения. Поэтому: «Господин мира, который царствовал еще до того, как были сотворены все создания». Его царствование не зависит от внешних факторов, т.е. от мира, над которым Он царствует. Ведь всегда в Его силах создать царство и властвовать над ним, таким образом, царствование Его зависит только от Него. Вместе с тем все нарицательные имена говорят только о Его отношении к творению, которое Он может создать — «во имя созданий, которым предстоит быть сотворенными» (это отношение также является тем открытием, которое дал нам Всевышний самим актом творения, ведь мы не можем постичь то, что выше творения, как объяснено в п. 116, прим. 202).

170Подобно сфирот. См. «Райя Мгемна», где объясняется, что Святой, благословен Он, непостижимый для нас в своей сути, наполняет сфирот, формирует их и управляет ими — как душа, суть которой нам неизвестна, наполняет тело, оживляет его и управляет им. И посредством сфирот, т.е. образов правления, которые мы различаем в Его воздействии на Творение, мы «знаем» Его и называем Его нарицательными именами. Подобным образом мы «знаем» душу в соответствии с тем, как она инициирует и управляет телом, как будет объяснено далее.

171Пророки видят духовные корни событий, то есть разные качества Всевышнего, и посредством этого им известны заранее события, которые произрастут на этих корнях, как объяснено далее в п. 190, мы же постигаем качества постфактум, из уже произошедших событий.

172П. 46, см. прим. 70.

173Параллель между совершенством Всевышнего и душой, с одной стороны, и качеством суда и телом, с другой стороны, а также параллель между отношением совершенства к суду и души к телу — все это позволяет нам понять принципы существования человека в разные периоды времени. Так же, как совершенство Всевышнего, которое есть скрытое, внутреннее правление, инициирует открытое правление правосудия и использует его, чтобы в конце концов привести все творение к совершенству, вплоть до того, что в будущем власть будет принадлежать только совершенству и правление вознесется до безграничного излияния добра (как объяснено в п. 45 и п. 54), — так же необходимо душе, которая приводит в действие тело, возобладать над ним, очистить его в несколько этапов, в разные периоды и возвысить его ступень за ступенью, сделав доступным ему наслаждение вечной наградой вместе с душой в будущем мире, после воскрешения мертвых, так что тело совершенно растворится в душе, как объяснено далее, где речь идет об иерархии пяти периодов времени (в п. 88).


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше